Мы называем Страстную седмицу стоянием перед Крестом и Евангелием. Потому что в эти дни, согласно церковному уставу, должны быть прочитаны за богослужением все четыре Евангелия.
Невозможно было войти нам в главные тайны нашего спасения, не просветившись Словом Божиим, а в свете Пасхи оно раскрывается в полноте и обретает для нас еще большее значение. Если нам дано было узнать в Страстную седмицу, какой это великий дар — читать Евангелие, не по зачалу только, а так, как предлагает Церковь, предуготовив нас к этому постом и покаянием, — мы будем вдвойне дорожить возможностью питать себя им в пасхальные дни. И во все последующее время постараемся хранить в памяти то, что говорит Христос о непостижимом и страшном родстве с Ним: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 21). Та, Которая сподобилась всепревосходящего избранничества быть Матерью Божией, потому что «слагала в сердце Своем» все, что слышала от Бога, предлагается нам как совершенный образ, к которому мы призываемся восходить Ее заступничеством.
В третий день Пасхи, прославляя воскресшего Господа, Церковь сугубо молится Богородице, ради Ее чудотворного образа Иверского. Пречистая Дева напоминает нас, Она — от нас, от нашего рода человеческого. Разумеется, Она — первая, и если Она идет впереди нас, Она представляет всех нас. В Ней прообразуется, предначинается Церковь. В Евангелии от Луки Она — икона Церкви. Вот почему то, что говорится о Ней, то, что говорится Ей, может относиться к нам, и мы должны увидеть, как.
Пречистая Дева исполнена благодати. Ее избрание — преимущество, которым Она обладает, — не делает Ее исключением, удаляющим от нас, выводящим Ее из наших рядов. Она открывает нам то, что Бог обещает нам, то, что Он равным образом хочет дать каждому из нас, «в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1, 6).
И также то, что Архангел благовествовал Пречистой Деве, Послание апостола Павла к Ефесянам возвращает нас к этому и распространяет этот дар на всех. Мы — не отвергнутые, Бог исполняет нас Своей благостью. Взирая на Бога, мы знаем то, что мы должны воспринять. Божия Матерь приняла Евангелие, Благую весть, которую Бог хочет возвестить миру среди сынов человеческих. Она являет согласие на принятие дара Божия. Она — первая из просвещенных Евангелием, Она первая сподобилась услышать «начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк. 1, 1). В Ней мы видим неслыханное совпадение Слова и Присутствия Божия. Слово о Иисусе Христе несет в себе Его присутствие. И это мы можем видеть в различных проявлениях на протяжении всего Евангелия от Луки. Пресвятая Дева — первая, но мы можем следовать за Ней. Матерь Божия, Она чудесно и непреложно близка к Своему Сыну, но это преимущество Она разделяет с нами, потому что дары Божии никогда не бывают для исключительного принятия.
Вот почему Господь скажет Своим ученикам: «Матерь Моя и братья Мои — слушающие слово Божие». Блаженны мы делать то, что делала Божия Матерь — слушать Слово! В высоком Своем проявлении Слово Божие сотворило из Девы Марии Свою Матерь, и оно может сотворить из нас слушающих его, братьев Господних — не братьев по крови, но братьев его по Слову. Нам дается дерзновение принять до конца то, что говорит нам Господь, эту Благую Весть, которую Слово услышанное делает из нас — не только «Его братьев», но «Его Материю»! Чудо благодати, чудо присутствия в глубинах нашей жизни, в сокровенности нашего сердца, как сеяние в землю.
Пресвятая Дева принимает Духа Святого. Воскресший Господь обещает Своим ученикам Духа, а апостол Лука употребляет схожие слова, чтобы показать, что он хочет приблизить друг ко другу два события. «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1, 35) и «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1, 8). Последствия сошествия Духа Святого сравнимы. Пресвятая Дева становится Материю Господа Иисуса Христа, а Его ученики становятся Его свидетелями. И если первая носит Его в Своей плоти, другие, свидетели, несущие Евангелие Иисуса Христа, носят Его присутствие в своих словах. Пресвятая Дева и ученики — христоносцы, чтобы воскресший Христос, рожденный в мир Пречистой Девой, не перестал быть приносимым людям в лице Своих учеников, везде и всюду.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России