Только недавно размышлял об эксперименте над москвичами, о порочности введения мэром Москвы Сергеем Собяниным пропускного режима (во всяком случае - в таком его виде) и «цифровых пропусков».
Все центральные СМИ сегодня сообщают, что у входов в столичное метро, а также на въездах в город образовались пробки из-за проверки цифровых пропусков. Это – только первые ласточки, дальше «прилетят» и другие. Речь, как мы понимаем, не столько об общем ненормальном состоянии дел, когда люди опаздывали по своим делам, сколько в том, что толпы людей, например, у входа в метро прямым образом способствовали распространению коронавируса. Один инфицированный, не знающий об этом, заражал окружающих. Специалисты говорят, что это обязательно даст о себе знать примерно через неделю, когда многие москвичи обнаружат, что инфицированы. Почему, за счёт чего? Можно будет поблагодарить всю эту затею с «цифровым пропуском». Разве изначально было не ясно, что «электронные пропуска» будут приводить к этим и подобным «результатам»?
Собяниным продемонстрировано отсутствие системности и приоритетности мероприятий по борьбе с распространением коронавируса. Первейшими задачами должны были быть оптимизация и координация работы медучреждений и санэпидемнадзора, определение групп риска граждан и работа с ними, но не воздействие на москвичей всевозможными угрозами и «пропускными режимами». Изначально был выбран коленкор в сторону придумывания дополнительных ограничений, наказания и, можно сказать, подавления москвичей. А наказание граждан нужно применять только в крайних случаях, не делать из этого жупел, а концентрироваться на разъяснительной работе.
Неужели сложно официальным документом, например, указом мэра Москвы обратиться к москвичам и гостям города, жителям Подмосковья с призывом исключить абсолютно все передвижения, не подпадающие под жизненно необходимые? Без угроз и всевозможных грозных назиданий и «накачек». И повторять это и подобные обращения изо дня в день. Неужели москвичи и гости столицы не поймут? Поймут! При этом сказать (ещё раз напомнить), что каждый гражданин при выходе из своей квартиры при себе должен иметь документ, удостоверяющий личность (желательно – паспорт), чтобы представители правопорядка, в случае необходимости, могли проверить его личность. Полицейские патрули своими методами (без жёстких наказаний) развеют праздно шатающихся и гуляющих, в необходимых случаях в соответствии с законом привлекут к ответственности всех нарушителей, например, жарящих шашлыки или явно не понимающих законные просьбы и требования полицейских.
Говоря о группах риска, сразу было понятно, что к ним относятся мигранты. С коренными москвичами всё ясно и понятно – сидят на своих личных скудных запасах и минимальных выплатах по домам. А мигранты из Средней Азии и Закавказья, а также дальневосточных азиатских государств? Чем занимаются? Случайно не криминальной деятельностью? Кстати, а зачем для них создавались все условия, чтобы они приезжали в Москву? Зачем их заманивали в Россию тогда, когда есть и собственные трудовые ресурсы? В каких подвалах и бараках они сейчас живут? По 10, 20, 100 человек? Вот где рассадник вируса, который через них потом «гуляет» по улицам Москвы. Например, в Ленинградской области Роспотребнадзором обнаружено 35 зараженных в общежитии для мигрантов в Новосергиевке. Нет сомнения, что таких, пока неизвестных прецедентов, множество и по Москве. Сколько всевозможных общежитий для мигрантов? А сколько нелегальных цехов, бараков и иных строений, в которых скученно находятся мигранты, по Москве и Московской области? Их кто-то системно проверяет?
Число инфицированных мигрантов будет увеличиваться как снежный ком (если не прятать реальные цифры). И заниматься выявлением мигрантов должен не только Роспотребнадзор, как в Ленинградской области, а, прежде всего, органы местного самоуправления. Городские власти в Москве этим занимаются? На серьезном уровне или насколько сил хватает в условиях изначально неверно расставленных приоритетов? Вот в каком направлении нужно действовать, а не собирать толпы москвичей у входа в метро и устраивать многокилометровые пробки при въезде в Москву, проверяя никому не нужные «электронные пропуска».
Но, видимо, цели «цифрового пропуска» в другом – привитии жителям Москвы и Подмосковья терпимого отношения к замене Имени человека циферками и знаками, заодно – к «полицайским порядкам», создание под лозунги борьбы с коронавирусом множества духовных и социально-экономических проблем, а потом и распространение этого «опыта» на другие регионы страны.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель