Дорогие наши сотрудники на ниве Христовой! Братья и сестры!
Вселенское православие столкнулось с новым глобальным испытанием нашей способности любить жертвенно, которая выражается теперь для нас в крайней необходимости деятельного соучастия в борьбе со всемирной пандемией нового коронавируса. Этот невидимый, но реальный убийца распространяется очень быстро и, возможно, скоро не оставит на земле даже маленького села, где бы он ни взял от земли хотя бы одну человеческую душу. Это важное теперь деятельное соучастие напрямую духовно сопряжено и с необходимостью верить в то, что всё, что сейчас делается для борьбы с этим злом в нашем обществе, имеет не малую толику смысла, что все полагаемые труды не напрасны и все затраты и утраты не бесполезны, как для отдельных людей, так и для всего нашего российского общества. А также то, что со стороны российских властей в этом нет злого умысла.
Со своей стороны, выждав месяц времени, тщательно изучив связанные с коронавирусом факты и приняв к сведению рекомендации Священного Синода Русской Православной Церкви, у меня лично нет повода сомневаться в компетентности руководителей Министерства здравоохранения нашей страны, которое рассмотрев документы и рекомендации ВОЗ, приняло решение считать пандемию данного коронавируса чрезвычайно опасной для всех людей, проживающих в нашем государстве, потому как реальный пример ее распространения в Западной Европе доказал, что она также реально способна убить или смертельно покалечить до 20% наших ближних, в первую очередь дедушек и бабушек, наших пожилых отцов и матерей.
Мы не знаем природу происхождения этого зла, но тем не менее мы доверяем нашим врачам так же, как им доверилось политическое руководство нашей страны. Именно потому мы сами активно вошли в установленный карантинными органами режим самоизоляции и позвали вас, дорогие братья и сестры, уединиться хотя бы на время последних дней Великого поста в собственной домашней «пустыне», чтобы нам так всем вместе пожалеть друг друга, спасти друг друга, создав через сознательную самоизоляцию режим наименьшего благоприятствования быстрому распространению пандемии. Подобное наше поведение не есть уступка страстям падшего мира, но это неизбежный шаг для сохранения мира и единства в нашей стране, для сохранения любого возможного числа человеческих жизней. Блаженны миротворцы!
Политическое руководство нашей страны состоит из людей разных национальностей, разного типа и уровня религиозности. Данной правительственной корпорации сейчас представляется, что наши многолюдные общественные богослужения и древняя деятельная форма причастия святых Христовых Таин могут представлять собой определенную опасность в смысле ускорения распространения данного коронавируса. Ввиду этого Министерство Здравоохранения и смежные ему Министерства предложили Русской Православной Церкви провести внутренние противоэпидемиологические мероприятия, минимально затрагивающие наши религиозные свободы, но удовлетворяющие медицинскую практику во время подобных эпидемий. Нам предложено в том числе не собираться большими группами и по возможности регулярно стерилизовать храмовые помещения, а также обязательно использовать только стерильные священные предметы в процессе таинства причащения, индивидуально для каждого причастника.
С точки зрения Евангельского учения Церкви, в этом нет ни насилия над нами, нет даже намека на умаления Святости Церкви и храмового богослужения, потому как мы все знаем, что Бог не в храмовых камнях, а в людях Церкви, и там, где двое или трое соберутся во славу Божию, там и Он Сам предстоит. Храм — удобно обустроенное нами место, где мы становимся Церковью (обществом святых верующих в Спасительную жертву Иисуса Христа). Не люди для храма, а храм для людей, как и не люди для праздников церковных, а праздники устроены Церковью во времени для спасения людей. Когда Господь призывает не забывать Церковь Божию, то в первую очередь Он говорит нам не забывать это самое бесценное общество святых, купленное Его кровью, которую, как мы знаем, Он пролил просто на землю, под ноги одновременно и врагов, и друзей. А потому, где и как мы исполним Его заповедь о Святом Причастии, не имеет особой важности, если опустить из внимания аспекты удобства и эстетики. Важно только само Святое Причастие. Оно должно быть, и оно должно быть доступно для всех верных Божьих людей. Именно об этом сегодня в первую очередь печется священноначалие нашей Церкви, идя на не принципиальные в духовном плане компромиссы с карантинными властями нашей страны. И если карантинные органы отвечают нам пониманием в этом аспекте, то и мы, являясь неотъемлемой частью российского общества, любя свой народ, намерены исполнять все здравые требования карантинной зоны и также намерены призывать весь наш народ смиренно, безропотно, осознано и деятельно делать то же самое.
Величина Нашего государства, определяющая огромные расстояния между регионами и населенными пунктами, определяет часто большое различие по количеству заболевших и скорости распространения пандемии по регионам и муниципалитетам. В центральных регионах эти цифры очень высоки, а в северных и восточных значительно ниже. В любом из регионов медицинские ответственные органы стараются не разглашать без особой надобности некоторые блоки информации о протекании пандемии в регионе. Мы понимаем, что делается это для того, чтобы избежать паники и не дать возникнуть волнам массового психоза, суицида, агрессии, а также, чтобы снизить давление на экономику и политические процессы. Я лично, да и все мои друзья из приходского духовенства Приангарья, не считаем такое поведение властей предосудительным, точно так же, как вслед за государством мы осуждает любые ложные вбросы в СМИ и в интернете, любые панические призывы и настроения.
Получив информацию об очень больших скоростях развития данной пандемии, способной быстро ухудшать эпидемиологическую обстановку, мы напоминаем всем верным Божьим людям, что малое количество случаев заболеваний коронавирусом в наших северных и других отдаленных регионах повод не для беспечности и нарушений установленных правил, а для усиления самодисциплины и для активной помощи нуждающимся людям. Особенно это касается людей состоятельных и деятельных, касается тех, кто застрял в своих страстях, гибнет сам и губит живущих рядом родных. Спешите творить добро, потому как можете не успеть, а с собой в вечность что-либо материальное забрать еще ни у кого не получилось.
И не надо бояться болезни. Греха надо бояться, жадности и холодности сердца. Ведь уже сегодня ночью может прийти Христос, чтобы судить все народы. Как оправдаемся без любви и без дел милосердия? На самом деле все это относится и к представителям государства. Слов о помощи мало. Люди Божьи нищают на глазах, рушатся устоявшиеся формы заработка. Нужны государственные дела, подтвержденные реальными деньгами, а это: налоговые каникулы, понижение ставки НДС, выплата беспроцентных субсидий малому и среднему предпринимателю. Мы очень об этом просим.
Молитвенный подвиг наших предков и их активная созидательная позиция, щедрость, дружба и умение протянуть руку помощи ближнему и дальнему в самую нужную минуту определили на века внешний облик нашего народа и его историю. Чем больше в нашем народе праведников, тем чище и светлее его облик, тем понятнее, продуктивнее и славнее его судьба. В «тучные годы» мы радуемся жизни, забываем о невзгодах прошлого, а вместе с ними часто забываем о своей ответственности перед Богом, Который есть в каждом из наших ближних, Который есть в окружающей нас природе.
Когда же нам плохо, многие из нас ищут виноватых вокруг себя, не припоминая о прежней своей собственной халатности и беспечности, греховности на работе и в быту. Наша страна – одна семья. Отдельно взятый русский мужчина в Калининграде является родственником отдельно взятому русскому мужчине во Владивостоке не более чем в десятом колене. Как сказал известный поэт: «Мы скованны одной цепью…». Безответственность и греховное житие некоторого количества этих наших соузников закономерно приводят к дисбалансу жизни всей нашей многонациональной семьи и, что еще хуже, к горю детей и стариков. А когда во грехах живет большинство народа, то это приводит нацию к нищете, частичной потере понимания, «Что такое хорошо, а что такое плохо», и как результат к подобным, как сегодня, перипетиям, способным в любую минуту стать катастрофами. Это будет случаться еще чаще, если мы окончательно забудем о нашей личной ответственности перед законом, забудем о Боге и о наших обязанностях перед Ним, перед нашими ближними и дальними, в которых всегда живет Бог.
Христос пострадал за все грешное человечество. Пострадал безвинно. Уподобляясь Христу, мы должны всячески избегать сатанинского вопроса: «Кто виноват?», потому как страдать святым за неразумие человеческое естественно и правильно. Только так еще сможет продлиться жизнь мира. И так это актуально для всякого православного христианина. Все должны посчитать себя виноватыми. Все должны найти точки своей личной вины и принести деятельное раскаяние перед Богом и его свидетелями. Все должны примириться с Богом, а пока мы по большей части во вражде с Ним. На вопрос же: «Что делать?» всегда есть отличный ответ, сформированный самим Господом: «Прежде всего ищите Царствия Небесного (становитесь святыми), а все остальное вам приложится».
Еще при жизни на земле Христос Бог наш возвестил пришествие тысячелетнего Царства славы Божьей и наступление последних времен мира. Он предсказал, что восстанет народ на народ, что будут регулярно сменять друг друга глады, моры, большие и малые землетрясения по местам, будут и другие испытания. И как случился последний день Помпеи, так же случится и завершение пандемии коронавируса. Все пройдёт, чтобы когда-то неожиданно закончиться страшным судом Божьим. Мы же, несмотря на времена и коллизии времен, всегда должны стремиться подражать Христу в любви к друг другу, в почитании старших и властей, во внимательности и в милосердии к ближним и даже дальним. Необходимо деятельно жалеть друг друга. В этом — христианская соль всего сейчас происходящего.
С такими мыслями мы сегодня должны прийти к Святой Пасхе, которую никто пока для нас не отменил, не запретил, не умалил. Ей, гряди, Господи!
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, руководитель Миссионерского отдела Иркутской и Ангарской епархии, г. Иркутск