Сегодня в период пандемии коронавируса-2020 на передовой вместе с врачами, медсёстрами оказались и духовные врачи – священнослужители. Они, прямо надо сказать, не меньше рискуют своей жизнью, когда в условиях коронавирусной угрозы в том числе принимают исповедь, выслушивают приходящих к ним людей, дают духовные советы, врачуют душевные раны. Каждый день духовные врачи идут в храмы, чтобы молиться за народ.
И вот что хочется в связи с этим сказать. Как ведут себя прихожане по отношению к священнослужителям, ценят ли их подвиг, понимают ли свою ответственность перед этими мужественными людьми? Если понимают, то что делают для их индивидуальной санитарной безопасности? Почему сегодня не увидишь в храме прихожанина в медицинской маске? Мне скажут: но ведь масок нет в продаже. Да, к сожалению, это пока дефицит в большинстве аптек. Но можно, в конце концов, сшить из марли, из бинтов, из других подходящих материалов. Ещё мне могут сказать: маски не помогают и не охраняют от коронавируса. Пусть, может и так. Но в некоторой степени они смогут защитить того же священника от вашего дыхания или случайного «апчхи».
Да, скажете, мы здоровы. А вы уверены? И откуда это может знать священник? Вот что по этому поводу сказал в недавней проповеди Митрополит Тихон (Шевкунов), когда из-за закрытия на карантин Псково-Печерского монастыря поднялась волна негодования: как, разве в обители можно заразиться? Митр. Тихон: «…молодые люди, которые являются носителями этого вируса, они из Москвы и Питера к нам охотно приезжают, стоят рядом с нашими бабушками, чихают, кашляют, дышат просто, и на близком расстоянии человек заражается... Те, кто говорят, что в храмах и монастырях невозможно заразиться, лгут!.. Они – нечестивцы! Потому что ложь – это нечестие».
Итак. Каждый из нас, положа руку на сердце, в нынешних условиях пандемии, может быть носителем вируса-убийцы, не зная того. В ком-то вирус «оживёт» спустя неделю, в ком-то ещё позже, а у кого-то и вообще останется безгласен. Но при этом вирусоноситель успеет, так сказать, «убить» своим дыханием пару-тройку человек. И в этой группе риска как раз и находятся духовные пастыри. Им приходится ежедневно на близком расстоянии, какое предполагают те же исповедь, соборование и прочее, общаться с прихожанами.
Цель моего обращения к верующим ясна: призываю православных в эти дни, пока не пройден этап массовой заразы, хотя бы при посещении храмов (если уж в других общественных местах не считают нужным) надевать маски – и это будет проявлением уважения как к священнослужителям, так и друг к другу.
И последнее. Сегодня в том числе и среди части православных христиан бытует мнение о «фейковости» коронавируса. Иные полагают, никакой угрозы нет, всё это «кем-то зачем-то придумано». На эту тему процитирую того же митрополита Тихона (Шевкунова). Владыка убежден: те, кто умаляет масштаб проблемы, – лжецы и нечестивцы. «Болезнь отступит, и это без всякого преувеличения и сомнения зависит сегодня от каждого из нас. Будем мужественны, будем веровать в Промысл Божий, будем бесстрашны и бояться лишь одного: греха. А сегодня тот грех, которым искушает нас диавол, это грех легкомыслия...». «…Наше легкомыслие и есть грех... Мы сейчас должны вести себя так, будто каждый из нас является носителем этой болезни. Только такое поведение будет ответственным отношением к ближнему, проявлением настоящей христианской любви».
Для тех, кто полагает, что уж в церкви точно нельзя ничем заразиться, владыка привёл целый ряд опровергающих подобное мнение исторических примеров. И как при патриархе Никоне в 1654 году от чумы практически вымерли несколько московских монастырей, и как в 1352 году приглашённый из Великого Новгорода епископ Василий крестным ходом обошел Псков, и в конечном итоге чума отступила, но сам владыка заразился чумой и умер. Отсюда можно понять, что если и святые отцы подвержены возможности заразиться, то что говорить о многих и многих обычных людях. В том числе и об обычных священниках.
В условиях новой реальности предлагаю всем, кто ценит этот духовный подвиг наших пастырей, проявить солидарность и хотя бы в малом показать своё уважение к ним, и надеть при входе в храм на лицо медицинскую маску. Пусть это будет нашим «спасибо» батюшкам, дьяконам, пономарям, всем работникам храмов за их жертвенный труд во благо нашего духовного здоровья и спасения душ.
1. Готовы ли мы понять подвиг священников в новых условиях?