«И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин.9:39-41).
Нечасто в наше время можно увидеть серьёзный фильм, который заставляет задуматься о высших ценностях в жизни человека. В картине «Сквозь чёрное стекло» Лопушанский показал противостояние двух миров, противостояние добра и зла. Извечные русские вопросы о вечном не дают покоя кинематографистам даже в наш век, век поклонения золотому тельцу.
Насте, слепой девушке из интерната при монастыре, оплачивает операцию в Германии богатый человек. За это она должна стать его женой. Сомнения измучили девушку. Подарок от Бога таким способом или соблазн от лукавого? Брак освящается Церковью, да и у апостола Павла написано: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» Или права настоятельница монастыря, и путь Насти в монашестве по примеру блаженной Матроны Московской? Желание увидеть Божий свет своими глазами побеждает.
Операция проходит благополучно, яркий, роскошный мир с его красотами окружает Настю. Одновременно в лице своего будущего мужа она видит страшный, циничный, жестокий мир. Михаил Островой — успешный на своём «острове» человек. У него есть всё, а чего и нет, то можно купить. Другой жизни, другой правды он не знает. Всё же Михаил понимает, что у него нет чего-то главного. Но потребность этого чего-то есть, ибо всякая душа христианка. Посему Островой и купил домашнего ангела, чтобы избавиться от неизвестности. Доказать самому себе, что тот, другой мир — поповские сказки. На приёме в Кремле Островой недвусмысленно проговорил: «Эта девочка не с вашего шарика». Значит, не теряет надежды, что с появлением в его жизни Насти что-то изменится.
Схлестнулись два мира. На одной стороне умный, властный и опытный олигарх. На другой – хрупкая, неискушённая, зависимая от него девочка. Островой приглашает Настю в свой мир на правах царицы. Соблазн очень велик. «...все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». (Мф. 4:9). Кто победит?
Вскоре Настя понимает, что такого человека уже не спасти, если веры нет. Но что невозможно человеку, возможно Богу. Она ходит в церковь и молится у иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Ибо, пока человек жив, в данном случае Островой, ещё не всё потеряно. Священник благословляет девушку евангельскими словами: «И кто принудит тебя идти с ним поприще, иди с ним два». (Мф. 5:41).
Какое второе поприще предстоит пройти Насте? Чем ещё можно помочь человеку, у которого больна душа?
Островой понимает, что Настя не соблазнилась роскошной жизнью и форсирует события. Разрешает ей съездить в родной город проведать подруг, посмотреть на прежнее существование. Может? тогда она поймёт, от чего нос воротит. Настя влюбляется в юношу, поэта, это приводит к трагическим последствиям. Островой уверен, что Настя ему изменила. Теперь он убеждён, что другого мира кроме того поганого местечка, где все служат мамоне, нет. Как теперь жить, раньше хоть надежда была. В подавленном состоянии он откровенничает с официантом, читает последние строки из стихотворения Блока:
Он к неизведанным безднам
Гонит людей, как стада…
Посохом гонит железным…
— Боже! Бежим от Суда!
В это время Настя уже сделала свой выбор, – свободу от власти греха. Островой выгоняет слепую девушку обратно в церковный интернат. Калека ему не нужна, но о чём теперь думает этот человек? Теперь перед его глазами будет стоять образ Насти, образ ангела, молча задающий вечные вопросы.
Первых христиан римские языческие власти отдавали на растерзание зверям при одобрительных криках толпы. А потом многие из них у себя дома задумывались: «Почему я боюсь смерти, а они нет?» И впоследствии становились христианами.
Как закончит свою жизнь Островой? В предсмертных проклятьях или с покаянием, мы не знаем. Но будущее Насти показано явно. Пророчество старицы Пелагеи начинает сбываться. Анастасия – греческое имя, в переводе означает «возвращённая к жизни», «возрождённая». Настя возрождается после пережитых искушений и берёт на себя трудный подвиг молитвы. Молитвы за себя, за поэта, в смерти которого она косвенно виновата. За Михаила, своего несостоявшегося мужа.
Святая покровительница девушки, великомученица Анастасия Узорешительниц заботилась о заключённых в темницах христианах, оказывала им милосердие. Насте предстоит вымаливать заблудшие души, находящиеся в духовной темнице этого грешного мира.
Конечно, России нужны и ракеты, которыми занимается Островой. Нужна и культура, она схематично представлена в образе поэта. Но без Бога они будут уничтожены, что не раз было в истории страны. Ибо спасает только вера.
Лопушанский показывает идею фильма открытым текстом, нарочито в лоб. И не один раз. Возможно, сегодня это оправдано. Это советский зритель привык расшифровывать, искать аналогии, размышлять. В этой картине всё слишком ясно. Первые минуты фильма – идёт дождь за чёрным стеклом, девушка в тепле и привычной для себя обстановке. Последние две минуты фильма Настя под дождём идёт на молитву. По чавкающей грязи этого падшего мира с его частными самолётами, роскошными виллами, коррупцией, цинизмом и ложью. Девушка становится на колени пред иконой «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Младенец на руках у Божией Матери раскинул руки в призыве: «Придите ко Мне все труждающие и обременённые, и Я успокою вас» (Мф.11:28).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский назвал эту икону спасительницей России. Перед ней преподобный Серафим Вырицкий молился Божьей Матери тысячу дней о спасении Руси. Теперь перед ней молится Настя, за кадром хор поёт молитву «Царице моя преблагая». Под дождём, стоя на коленях в грязи, девушка из церковного хора начинает восхождение к святости.
Возможно, в будущем Лопушанский покажет возвращение к Богу уже разбойника, коим в фильме показан олигарх Михаил Островой.
В образе Насти усматривается Россия, прошедшая всевозможные испытания, но неизменно возвращающаяся к Богу. Мир сходит с ума, и только Россия, хоть и обуреваемая духом века сего, способна пройти второе поприще, способна сохранить человеку его душу. В русском народе жива идея искания правды Божией.
«Все страны граничат друг с другом и только Россия граничит с Богом» (Р.М. Рильке).
Сергей Александрович Смирнов, публицист