Чем больше возрастает в мире зло

Слово на Пассии. Евангелие от Марка

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
972
Время на чтение 7 минут

Поклонение Кресту Христову — Божия и наша победа над диаволом, а значит и над всем грехом, и над смертью. Слушая каждый год подробности описания страданий Христовых, мы должны задуматься о том, как велика сила зла, действующего в мире. И как то, что происходит со Христом, имеет отношение к каждому из нас. Зло хочет уничтожить нас и навеки погубить. После того как человек отпал от Бога и подчинился злу и смерти, он подпал под власть диавола.

Мы призываемся в подлинной мере увидеть, что зло всегда измеряется участием в нем диавола. Так было с Христом в Его земной жизни. С самого рождения сатана ищет погубить Богомладенца руками Ирода. И потом — с первых лет жизни Христа в Назарете до выхода Его на служение роду человеческому — лукавый внимательно наблюдает за Ним, ожидая подходящего момента. После Крещения Иоаннова, когда Господь постился в течение сорока дней в пустыне, диавол приступает к Нему, искушая Его земным царством. Будучи посрамленным, он не успокаивается. Если ему не удалось достигнуть желаемого своими силами, он попробует осуществить свои намерения через людей. Он воспользуется надеждой богоизбранного народа, который видит в Христе ожидаемого политического мессию и в своих ложных упованиях готов сделать Его царем. Сатане удается проникнуть даже в ряды учеников Христовых, когда через Симона Петра он убеждает Христа отказаться от пути Креста. И чем дальше идет Христос по Своему пути, тем больший ужас охватывает диавола и все его царство, сознающих бессилие и невозможность сокрушить Господа.

Но когда наступила судьбоносная пасха, сатана не мог поверить от радости новому повороту событий. Один из ближайших учеников Христа, Иуда, согласился с сатаной, что Христос должен утверждать земное царство с его ценностями. Христос, разумеется, знал об этом, но как будто не предпринимал ничего, чтобы противостоять замыслам Иуды. Господь перестал явно обнаруживать Свою попаляющую диавола силу, а Его сердце неусыпающий взор сатанинской злобы не мог видеть. Единственное, что мог видеть сатана, это трепет и ужас Христа перед предстоящими страданиями, и он подумал, что возможно ему победить Господа. Пусть у Христа еще оставалась страшная связь с Богом Отцом, но наступало время, когда эта связь, казалось, ослабевала. Как бы там ни было, решает сатана, если уж Христос не будет земным царем, пусть Он умрет, пусть Он уйдет в Свои небеса. По крайней мере, Его не будет больше на земле.

«Теперь ваше время и власть тьмы», — говорит Христос иудейским первосвященникам, и сатана в злобной радости подтверждает это. Ему нетрудно было поднять против Христа иудейские власти, потому что они давно уже сделали выбор в пользу того, что для них важнее, чем Христова любовь. Сатане удалось внушить иудеям, что если они будут следовать этой любви, придут римляне и не дадут им поклоняться Богу, как они хотят. И они взяли Христа, осудили Его за богохульство и приговорили к распятию. Теперь очередь была за Пилатом. «Еще одна смута у этих иудеев — и римский император лишит тебя твоего прокураторства», — нашептывал ему сатана. И хотя Пилат был убежден в невиновности Христа, боясь за себя, он предал Его на распятие.

Перед нами — явление всего зла, какое есть в мире, которое совершается через людей. Через людей, занимающих разное положение в церковном и светском обществе и служащих сатане. Мы знаем все подробности того, что произошло тогда в Гефсимании и на Голгофе. Место, где был распят Господь, называется Голгофа, «краниево место», «место, где черепа». Там обычно совершались казни преступников. Во всех отношениях Он с беззаконными вменился, и Его прибили гвоздями ко Кресту. Совершилось страшное зло, которое мы не можем постигнуть, и каждая подробность этого злодеяния открывает новую глубину бездн сатанинских.

В обычае было давать приговоренному к смерти вино, смешанное со смирной. Оно было горьким и должно было затуманить сознание умирающего от боли. «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мк. 15, 23). В другом Евангелии мы читаем: «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27, 34). Христос вкусил его, приняв и эту горечь. Но не захотел пить, показав, что Он не нуждается в облегчении такого рода боли. Перед лицом смерти Господь был в наготе, как в час Крещения, и об одежде Его воины метали жребий, кому что достанется, делая забаву из Его страданий. Над головой распятого Христа была надпись Его вины: «Царь иудейский». Пилат хотел посмеяться над Ним, как над шутовским царем, а может быть, над иудеями, которые не заслуживали лучшего царя.

Христа распяли между двух разбойников, посередине — как худшего из трех. Зрители Его страданий, вместо сочувствия, всячески оскорбляли Его, усугубляя Его страдания. Проходящие злословили Его, кивая головами. Теперь они выражали свое предельное отвращение к Нему и возмущение Им. Наученные первосвященниками, они насмешливо кричали: «Э! Разрушающий храм, и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди со креста». И распятые с Ним поносили Его.

Мы должны обратить особое внимание на то поругание, которому подвергся наш Господь. Сами мучители увидели в себе такие глубины зла, о каких никогда не подозревали. Первосвященники — те, кто был избран из всех людей для служения Богу, те, кто должен был являть пример сострадания к умирающим в муках, — «насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти». Если Он такой всемогущий и так угоден Богу, пусть сойдет с Креста. Если бы они увидели это, если бы они увидели победу земного царства, торжество внешней силы, они, конечно, уверовали бы в Него.

Совершается осквернение величайшей святыни. Перед самым распятием Пилат, желая угодить римским воинам — веселым, пьяным от зла, которое они вкушают, — предает им Господа на поругание. Воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк. Здесь они дали себе волю издеваться над Господом как над царем. В дни торжеств цари облачаются в одежду багряного или алого цвета, и они одели Его в багряницу. Цари носят на голове венцы — они сплели венец и возложили на Него. Не просто из какого-нибудь сена-соломы, чтобы Он был перед ними как чучело огородное, но из терния — чтобы колючки и шипы причиняли Ему боль. Подданные окружают царей возгласами приветствий, и они приветствуют Его: «Радуйся, царь иудейский!» Цари держат скипетр в руке, и они дали Ему в правую руку трость. Они бьют Его по голове этой тростью. Подданные, когда присягают на верность своему властителю, поцелуем запечатлевают свою присягу. Они вместо этого плюют на Христа. Но был и поцелуй — поцелуй Иуды, ближайшего из учеников. Перед царями становятся на колени, кланяясь им. И это они обратили в шутовство. Становясь на колени, они кланялись Ему. Они делали это с хохотом, и у других вызывали хохот. Такому поруганию Господь подвергся, будучи не в Своих одеждах, а в чужих, в знамение того, говорят святые отцы, что Он страдает не за Свои грехи. Преступление было нашим, каждого из нас, а позору за преступление подвергли Его.

Как мы кланяемся Христу? Кто внешне преклоняет перед Ним колена, но не преклоняет перед Ним колена сердца своего, по слову молитвы, оскорбляет Его, подобно тем людям. Это оскорбление может быть на разных уровнях, но оно всегда — участие в том поругании, которому подвергся Господь. Все, что связано со Христом в час Его Страстей, раскроется до конца во времена пришествия антихриста —торжеством зла в мире. И сегодня мы можем видеть, что те, кто презирает власть Господа Иисуса Христа, утверждая, что теперь их время, их власть, делают то же самое.

После Воскресения Христова, диавол ничего не может сделать Господу, и всю свою ненависть обращает на тех, кто Христов. История рода человеческого существует для того, чтобы зло в конце концов раскрылось до конца и чтобы наше участие в победе Христовой было подлинным противостоянием всему злу, действующему в мире.

Какое осквернение святыни было явлено в недавние годы гонений, когда разрушали храмы, уничтожали иконы, расстреливали священников, и какое кощунство, напоминающее только то, что происходило со Христом, совершалось тогда в нашей стране! Мы сейчас узнаём много о новых мучениках и исповедниках Российских. Вот рассказ одного человека, который знойным летом в тридцатых годах в Сибири увидел шестьдесят человек, истощенных, измученных голодом и тяжкими трудами. Это были священники. Среди лета их заставили тащить на себе сани, нагруженные человеческими экскрементами. Потом им приказали вырыть огромную яму, и стали спрашивать по одному: «Так ты говоришь, есть Бог?» — «Есть», — отвечал осужденный. Раздавался выстрел, и он падал в могилу. Очередь доходила до следующего. «Есть Бог?» — «Есть», — и снова раздавался выстрел. И так все шестьдесят священников приняли страдание за Христа. Такое страдание приняли все, кто достиг святости. Весь бесчисленный сонм новых мучеников и исповедников — в ряду омывших свои одежды Кровью Агнца.

То зло, которое уже раскрылось в годы недавних гонений, раскроется на новой глубине, говорит Писание, потому что грех без покаяния умножается в мире. И самое страшное — то поругание святыни, которое будет происходить в самые последние дни. Когда «человек беззакония», по слову апостола Павла, сядет в храме Божием, выдавая себя за Бога.

Так непостижимо страшно раскроется зло, которое победил до конца наш Господь. Чтобы мы научились видеть то, что происходит, не умаляя ни в чем это зло, — не умаляя ни в чем победу Божию, участвовать в которой все мы призваны. Дай Господь нам, когда спросят нас, есть ли Бог — даже если это будет перед вырытой для нас могилой, — сподобиться милости засвидетельствовать истину, которой жив мир. И во всех испытаниях нашей жизни, какие бы они ни были, да не смущается сердце наше при виде сегодняшнего зла. Это агония сатаны. Чем больше возрастает в мире зло, тем яснее проступает над ним Крест Христов как знамение Второго и славного Его Пришествия. Трепещет ад и трясется, не терпя видеть силы Крестной, но всякий, кто носит крестильный крестик, должен всегда помнить, к воинству какого Царя он принадлежит.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. А что 18 апреля будет со схождением Благодатного Огня?

Израиль карантинно самоизолировался от приезжих иностранцев. Надвигается нечто беспрецедентное за много веков: несколько десятков тщательно отобранных и проверенных паломников высоких "официальных" уровней при пустом Храме Гроба Господня. Вот уж когда, затаив дыхание, придётся ждать: сойдёт Благодатный Огонь или нет?!
Сергей Абачиев / 22.03.2020, 11:05

1. Это – агония сатаны..

Чем больше возрастает в мире зло, тем яснее проступает над ним Крест Христов... * Спасибо, О.А!
Сант / 22.03.2020, 03:06
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения
Евангелие четверга (Лк, 57 зач., 11, 14—23)
07.11.2024
Именование и образ нашей Церкви
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»
06.11.2024
Три образа молитвы
Евангелие среды (Лк, 56 зач., 11, 9—13)
06.11.2024
Тайна Христовой молитвы
Евангелие вторника (Лк, 55 зач., 11, 1—10)
05.11.2024
Здесь нам открывается самая суть христианства
Евангелие понедельника (Лк, 52 зач., 10, 22—24)
04.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
«Явление милости Божией»
По словам Патриарха Кирилла, мы не должны упускать из виду знаки Божиего благоволения, считать их стечением обстоятельств или случайностью
05.11.2024
Бог хочет сказать нам что-то особенное
Слово в день празднования Казанской иконы Божией Матери
03.11.2024
Край завесы будущей жизни приподнят
Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице
02.11.2024
Человек необычайного смирения
Евангелие субботы (Лк, 29 зач., 7, 2—10)
02.11.2024
Для чего дается нам жизнь
2 ноября — Димитриевская родительская суббота
01.11.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 13:14
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 12:49
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:33
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 12:31
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59