В редакцию «Русской народной линии» поступило письмо от нашего постоянного автора Петра Анатольевича Кузнецова, поэта, капитана 2 ранга в отставке, в которой поднимается актуальная и застаревшая проблема для Санкт-Петербурга:
«Я живу на Васильевском острове и часто хожу мимо таблички пер. Каховского. И вот подумал, а что если какой-нибудь школьник, проходящий по школьной программе войну 1812 года, спросит у матери: А кем был этот Каховский?
- Это тот, - будет ответ, - кто подло в спину убил героя этой самой войны народного любимца генерал-губернатора Милорадовича.
Что же подумает тогда этот школьник? А где же улица Милорадовича? Где улица этого героя-мученика? Такой улицы в нашем Петербурге нет, а есть переулок имени его убийцы.
Сегодня, когда терроризм заявил о себе во весь рост и является самой актуальной проблемой во всем мире, не пора бы убрать позорящее наш город имя этого "борца за светлое будущее" с данного переулка?!
Согласно правилам, объекту возвратить можно только историческое название. В 1940 году было присвоено это имя указанному переулку. Оно, видимо, и является историческим, так как до этого название было из нескольких слов "Проезд к Малой Неве" (что-то в этом роде). Но бывают исключения из правил. Это всего лишь мое мнение, но хотелось бы услышать и мнения других наших граждан».
Давно уже поднимается вопрос о необходимости убрать с карты Северной столицы имя убийцы и террориста Каховского. Об этом пять лет назад говорил в интервью РНЛ протоиерей Геннадий Беловолов, рассказывая о памятных мероприятиях, посвященных 190-летию успешного подавления декабрьского мятежа на Сенатской площади Санкт-Петербурга:
«После отслуженной панихиды мы проследовали в дом Союза художников, что на Б.Морской 38, где состоялся торжественный акт памяти. Именно на этом месте располагался дом, в котором жил Милорадович с 1818 по 1825гг. и откуда он выехал на Сенатскую площадь навстречу своей смерти. После его мученической кончины его дом перестраивался, но, тем не менее, для нас это мемориальное место и весьма символично, что на месте этого дома произошло торжественное памятное мероприятие.
Выступили известные петербургские общественные деятели – Борис Туровский, также я сказал вступительное слово, вслед за мною выступил известный народный ополченец Игорь Иванов, предложивший обратиться к властям города с просьбой переименовать переулок Каховского и вернуть ему историческое имя. Это необъяснимо, что в одном городе стоят два памятника взаимоисключающим личностям – убийце и его жертве. Поэтому нам необходимо определиться – с кем мы? Если мы называем переулок именем Каховского, то это апология терроризма. Мы в Сирии ведем борьбу с международным терроризмом, а в тылу – в наших городах прославляются исторические террористы. По всем международным законам Каховский – это откровенный террорист. Властям нельзя раскалывать сознание современного общества подобной поляризацией ценностей, ибо невозможно человеку одновременно почитать Каховского и Милорадовича. Иначе это приведёт к раздвоению личности, а в масштабах общества – к политической и нравственной поляризации общества. Зачем это государству? Прежде всего, нам необходимо навести порядок в наших головах. Ныне мы говорим, что Милорадович был прав, а Каховский – это преступник, поэтому преступно нарекать улицы в честь убийц. Конечно, встает вопрос: как достучаться до наших властей?»
С тех пор прошло пять лет — власть не услышала голос общественности. В топонимике Санкт-Петербурга и поныне прославлено имя террориста Каховского, а славное имя генерала Милорадовича нет.
О том, каким образом можно добиться восстановления исторической справедливости, размышляет эксперт по Сербии, публицист, общественный деятель, помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров:
Прежде всего, я бы не стал использовать оценочной лексики.
Если мы, люди, помнящие о том, кем был для России граф Михаил Андреевич Милорадович, и что значила для России потеря такого выдающегося человека, станем называть его убийцу «террористом», то конспирологи, которые воспринимают ситуацию в другом контексте, могут обозвать скончавшегося от рук декабристов генерал-губернатора «предателем».
В нашем обществе не сложилось ещё выверенного отношения к декабристам. В советское время декабристы были овеяны легендами, и их образ активно использовался советскими идеологами. Когда начала формироваться советская аристократия, то декабристы стали своего рода образцами для подражания – благородные, героичные, но тоже против такого-сякого самодержавия.
И если сегодня некоторая часть православных верующих воспринимает декабристов в качестве тех, кто намеревался злодейски истребить царствующую фамилию, а затем фактически уничтожить Российскую империю, превратив её в некое подобие Южной Америки, то нужно же понимать, что эти убеждения разделяет лишь очень небольшая часть граждан РФ.
Так какое же мы имеем моральное право чего-то требовать от чиновников, на попечении которых находится вопрос именований и переименований?!
До сих пор для образованных людей постсоветского пространства декабристы являются предметом искренней симпатии. (Необразованным до этого дела нет).
Поэтому, думаю, никто не станет спорить с тем, что прежде, чем поднимать общественную дискуссию по неким частным моментам осмысления истории нашего Отечества, необходимо начать формировать некий общий идейный контекст. Пока что до этого очень далеко.
Например, политические украинцы, с которыми мне иногда доводится полемизировать, указывают на эклектичность и даже шизофреничность современной российской культуры. С одной стороны, ставшая привычной со времён перестройки антисоветская мифология про «кровавую гэбню», с другой – совершенно советское отношение к целым пластам отечественной истории.
Переулок Каховского как раз из этой серии.
В условиях стремительной деградации уровня образования наших сограждан трудно ожидать того, что чаемая нами полемика по конкретным историческим личностям не сведётся к очередной склоке, коими все мы за последние десятилетия уже насытились предостаточно.
Что же касается того, как преподносить современной российской молодёжи образ графа Михаила Андреевича Милорадовича, то, думаю, для начала нужно сделать акцент на 2 эпизодах жизни этого героического человека.
Во-первых, на том, что Милорадович, в числе прочего, был кавалером Ордена Свв. Маврикия и Лазаря. Ранко Гойкович в своей книге «Знаменитые сербы в России» останавливался особо на этом моменте. Кавалеров этого Ордена называли «живыми мертвецами». Но, если в древности это было связано с тем, что рыцари ухаживали за больными проказой, то в новое время такой эпитет даровался тем офицерам, которые бросались в атаку в первых рядах, вдохновляя своих солдат примером личной храбрости. И граф Милорадович был именно таким.
Во-вторых, Милорадович был именно тем человеком, который благодаря своим блестящим дипломатическим дарованиям смог выиграть время для того, чтобы фельдмаршал М.И.Кутузов смог осуществить отвод войск. Уверен – ребят, которые сегодня увлекаются компьютерными стратегиями, этот эпизод должен немало впечатлить. Ведь все прекрасно понимают, что опрокидывание преследующими войсками арьергарда противника неминуемо превращает отступающую колонну в неуправляемую толпу, разгром которой не представляет особого труда для преследователей.