Вчера в России отметили День моряка-подводника.
19 марта 1906 года по указу Императора Николая II в классификацию судов военного флота были включены подводные лодки. В состав российского флота вошли подлодки «Форель», «Касатка», «Сом» и «Осетр». В том же году был учреждён праздник — День моряка-подводника. Впоследствии его отменили пришедшие к власти большевики, а в 1996 году этот праздник был восстановлен, напоминает «Российская газета».
О событии 19 марта 1906 года свидетельствовал и приказ по Морскому ведомству России № 52 от 24 марта 1906 года, который подписал морской министр адмирал Алексей Бирилев. 9 апреля учредили Учебный отряд подводного плавания при порте в Либаве.
О значении подводного флота для России размышляет в телефонном интервью «Русской народной линии» известный поэт, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, капитан первого ранга в отставке Борис Александрович Орлов:
В начале ХХ века Император Николая II принял правильное решение о создании Российского подводного флота. Во время Русско-японской войны наши первые подводные лодки не принимали непосредственного участия в боях, но играли на Тихом океане предостерегающую роль, психологически воздействовав на японцев. Подводные лодки доказали эффективность в Первую мировую войну. К сожалению, после Революции подводный флот был уничтожен. Затем началось его строительство. В Шкиперском протоке в филиале Центрального военно-морского музея сохранилась подводная лодка той поры «Народоволец».
Подводная лодка могла незаметно подкрасться к надводному кораблю и утопить его. Во время Великой Отечественной войны происходили сражения и дуэли наших и немецких подводных лодок.
Подводная лодка, особенно в наше время — это необходимая техника и оружие. Подводные лодки могут наносить удары из-подо льдов Северного Ледовитого океана. Ныне подводные лодки стали очень малошумными. Они появляются там, где их противник совсем не ждёт. Например, мы можем отслеживать подводные лодки НАТО, которые сейчас бродят в нейтральных водах, в том числе недалеко от наших территориальных вод. В случае необходимости, если вдруг наш вероятный противник решит нанести удар (я надеюсь, что такого никогда не случится), то наши лодки смогут уничтожить врага.
В своё время я служил на лодках проекта 671РТМ. Это были серийные многоцелевые подводные лодки. Американцы первоначально называли их «Чёрный принц». Это были самые малошумные лодки. Во время Англо-аргентинской войны мы установили восемь контактов с иностранными лодками, в том числе первыми обнаружили норвежскую дизельную подводную лодку, которая во время слежения некоторое время пыталась оторваться, посадила аккумуляторные батареи и всплыла. Как говорил наш особист, впервые атомоход обнаружил дизельную подводную лодку.
Во время Англо-аргентинской войны,подводная лодка вышла из базы Холи-Лох в Англии и шла в район боевых действий. Мы ее преследовали почти сутки, поэтому она была вынуждена вернуться обратно на базу. Только через двое суток она прошла через другой выход. Таким образом мы сорвали их планы. Потом 8 часов мы гоняли американскую подводную лодку типа «Лос-Анджелес», показывая, что наш флот может им противостоять.
Во времена моей службы каждый день в океане одновременно находилось порядка 20 подводных лодок. Это был очень сильно сдерживающий фактор.
Сейчас подводных лодок значительно меньше, но в этом и нет необходимости. В советское время был переизбыток подводных лодок со стороны НАТО и СССР. Сейчас плавает разумное количество подводных лодок. Я смотрю, насколько наш Президент разбирается во внешней политике и понимает необходимость укрепления боевого потенциала. Ныне нашей стране вполне хватает подводных лодок для обеспечения суверенитета.
В 90-ые флот практически уничтожал свои надводные корабли, стоявшие на некоторых верфях и на заводах. Тогда практически достроенные корабли пускались на иголки. Общероссийское движение поддержки флота, возглавляемое Михаилом Петровичем Ненашевым, бросило клич и собрало народные средства, чтобы достроить несколько кораблей. Движение разрабатывало морскую доктрину Российского государства и одним из первых указало на необходимость Арктики для России.
Хитрые американцы в 90-е годы заключили договор об утилизации наших подводных лодок, причём выделяли средства на утилизацию самых современных лодок, представлявших определенную опасность. В нашей 6-ой дивизии были подводные лодки-автоматы 705-го проекта. Можно было сохранить несколько штук, но все они были утилизированы, потому что не было государственных средств на их содержание. В Кронштадте были противодиверсионные титановые подводные лодки, которые могли вывозить наших боевых пловцов. Они также были порезаны. Одну такую лодку пыталась купить латиноамериканская мафия, но благодаря чуткости ФСБ удалось сорвать эту сделку.
Сейчас строятся многоцелевые подводные лодки, которые обеспечивают слежение за надводными кораблями и подводными лодками вероятного противника. Современные корабли и подводные лодки, которые показывает наш Президент, не имеют аналогов у американцев.
Я горжусь тем, что мои сослуживцы и однокурсники по Военно-морскому училищу принимают участие в разработке нового современного оружия. Сейчас они уже профессора и доктора наук, патриоты Российского государства, исключительно умные люди. Было время, когда не платилась зарплата, но эти люди продолжали работать. Нас воспитывали офицеры-фронтовики. Яков Спиридонович Коваленко, который командовал электромеханической боевой частью у Маринеско, был заместителем начальника нашего училища. Было много офицеров-моряков, окончивших училище Фрунзе или нашу «Дзержинку». Фронтовики передавали нам опыт, полученный от офицеров Императорского Российского флота. Так передавались традиции. Не успели мы поступить в училище, как через пару недель у нас была экскурсия в Эрмитаж, Русский музей, Капеллу, Консерваторию. Нас просвещали, приучали к культуре, что тоже очень важно.
1. Привет, Борис!