Она, эта суть, содержится в Священном Писании. Спаситель сказал: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3: 14-15).
Здесь Господь указывает на древнюю историю, которая случилась с народом еврейским после его исхода из Египта и во время путешествия в пустыне, когда: «Говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис.21: 5-9).
Как известно, этот медный змий, вознесенный Моисеем «на знамя», т.е. на Т-образный крест, есть прообраз распятия Господа нашего Иисуса Христа, а также содеянного Им на Кресте нашего искупления. Отсюда по учению неких святых отцов этим прообразом объясняется то, что реально происходит с нашими грехами после принесенного нами в Православной Церкви покаяния.
Ведь как уже говорилось в предыдущей публикации («Недопокаяние»), исповеданный грех в некотором смысле, т.е. как злая сила, губящая душу, - искореняется, исчезает. Но в другом смысле, т.е. как некоторое реальное событие, происшедшее с человеком по его злой воле, - он продолжает существовать. Это-то кажущееся противоречие и объясняет приточная история с медным змием.
По учению вышеозначенных святых отцов, нераскаянный грех подобен тем ядовитым змеям, которые жалили евреев в пустыне, а многих и убивали. Так и нераскаянный грех жалит душу, зачастую убивая ее. Но если человек покаялся в своих грехах, то они превращаются в подобие медного змия, воззрение на которого или на которых не только не вредит душе, но, наоборот, исцеляет ее от укусов настоящих, ядовитых змей.
В этом весь «секрет» исчезновения и не исчезновения греха после покаяния. После которого он исчезает как ядовитая змия, жалящая душу, но превращается в «медного змия», воззрение на которого весьма полезно и целительно для души. Т.е. для кающегося весьма полезно вспоминать свои исповеданные грехи (имеются в виду реально содеянные некогда злые дела, которые, ведь, никуда в этой реальности не исчезли, хотя и потеряли свою греховную силу), постоянно ощущая себя грешником кающимся. О коем, однако, на небесах более радости будет, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (ср.Лк.15: 7).
Тогда-то ему не захочется совершать новые грехи, ведь его душа будет пресыщена старыми! И так он избежит описанного в прошлой публикации недопокаяния, т.е. перестанет постоянно ходить по кругу: согрешил, покаялся, «стал безгрешным», поэтому снова согрешил и т.д. Все сие вышеприведенное – это древнее христианское аскетическое учение, в котором, казалось бы, все так просто, но.
И как само сие учение, так и это «но…», хорошо изъясняют следующие слова ап.Павла: «Вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2: 13-15).
Очевидно, эти слова буквально описывают все вышесказанное приточно о медном змии. Господь наш Иисус Христос, искупив наши грехи Своей крестной смертью, тем самым «истребил… бывшее о нас рукописание» наших грехов в том смысле, что этим самым отнял у них, у этих грехов, их ядовитую, убийственную силу.
Однако само это рукописание, т.е. простое перечисление и память об этих грехах, никуда не исчезли, как и после покаяния грех не исчез в смысле некогда содеянного греховного дела (убийства, прелюбодеяния, любодеяния, воровства, гордыни, тщеславия и т.д.). Более того, это рукописание теперь, после нашего покаяния пригвождено ко кресту, наподобие медного змия.
И подобно ему воззрение на это рукописание, т.е. покаянное воспоминание содеянных ранее, хотя уже исповеданных и прощеных грехов, душевное сокрушение о них, постоянное ощущение себя грешником кающимся (опять см.Лк.15: 7) – это весьма полезное для нашей души дело, т.к. избавляет нас от недопокаяния и помогает избежать новых грехов.
Поэтому таким образом оказываются посрамлёнными, побежденными начала и власти бесовские (Кол.2: 15). Ибо то оружие, на которое они надеялись, т.е. наши грехи, записанные ими в их хартиях (рукописаниях), оборачиваются против них же самих. Став во образах медного змия или пригвожденного ко кресту рукописания нашим спасительным трофеем. Наподобие, скажем, мощнейшего немецкого танка «Тигр», захваченного и оседланного советскими воинами (как это бывало в годы Великой отечественной), которым они потом расстреливали и давили состряпавших этот танк фашистов.
Ибо, «когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него» (Лк.11: 21-22), - использовав оное в качестве трофея по своим потребностям и обязательно в ущерб врагу.
Понятно, что последнему сие очень и очень не нравится! Поэтому он всячески старается препятствовать сему делу самыми разными способами. Так обратим внимание на слова ап.Павла: «Истребив учением бывшее о нас рукописание» (Кол.2: 14). Что здесь имеется в виду? Ведь согласно православному учению, да и контексту всех посланий самого ап.Павла, Господь истребил грех, искупив нас от него своей крестной смертью. Почему же ап.Павел говорит: «Истребив учением»?
По толкованию свв.отцов и учителей Церкви здесь под учением понимается вера - вера в Искупителя и содеянное Им искупление, ибо плоды последнего могут быть усвоены нами только нашей верой в сей догмат. А с этим сейчас как раз большие проблемы. Дело в том, что с конца 19-го - начала 20-го века и доныне в Русской Православной Церкви догмат Искупления подвергается постоянной критике.
Естественно это умаляет нашу веру, в частности, затрудняя для нас безбоязненное воззрение на пригвожденное ко кресту рукописание наших грехов – этого полезного для нас «медного змия». Из-за своего неверия мы постоянно боимся, что эти исповеданные грехи «все еще ядовиты, а взирать на них - душевредно». Хотя на самом деле все как раз наоборот, а мы «тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс.13: 5).
Боятся воспоминать свои исповеданные и прощеные грехи не следует. И в качестве святоотеческого примера сего приведу хорошо известное каждому православному житие преподобной Марии Египетской. Когда старец Зосима, пораженный прозорливостью преподобной и теми чудесами, которые она явила пред ним, воскликнул: «Именем Господа нашего Иисуса Христа, Бога истинного, рожденного от Девы, ради Коего ты, нагая, так умертвила свою плоть, заклинаю тебя, не скрывай от меня, но всё расскажи о твоей жизни, и я прославлю величие Божие. Ради Бога, скажи всё не для похвальбы, а чтобы дать наставление мне грешному и недостойному. Я верю в Бога моего, для Коего ты живёшь, что я направился в эту пустыню именно для того, чтобы Бог прославил твои дела: путям Божиим мы не в силах противостоять. Если бы Богу не было угодно, чтобы ты и твои подвиги сделались известны, Он не открыл бы тебя мне и меня не укрепил бы на такой далекий путь по пустыне»!
То преподобная ответила ему так: «Прости меня, святой отец, я стыжусь рассказать о позорной жизни моей. Но ты видел мое нагое тело, так я обнажу и душу мою, и ты узнаешь, сколько в ней стыда и позора. Я откроюсь тебе, не хвалясь, как ты говорил: о чем хвалиться мне, избранному сосуду диавольскому! Но если начну рассказ о своей жизни, ты убежишь от меня, как от змеи; твой слух не выдержит повести о моем беспутстве. Однако я расскажу, ничего не умолчав; только прошу тебя, когда узнаешь жизнь мою, не забывай молиться за меня, чтобы мне получить какую-либо милость в День Судный».
Видите, святая, несмотря на весь стыд и позор своей души, тем не менее, не боясь, открыла все свои прежние, исповеданные и прощеные грехи перед старцем! Это значит, что она их помнила, постоянно о них сокрушалась, взирая на их рукописание, пригвождённое в виде медного змия ко кресту, постоянно ощущая себя при этом грешницей кающейся. И чрез сие получила не только спасение, но достигла и бесстрастия, став великой святой.
Поэтому даже если наши прошлые, исповеданные и прощеные грехи, были не меньше, чем у Марии Египетской, нам, подобно ей, не следует бояться с сокрушением вспоминать их, тогда и мы чего-то душеполезного достигнем. Правда, здесь есть одно исключение. Святые отцы советуют нам не вспоминать подробно наши блудные грехи, поскольку такое подробное их воспоминание может вызвать в душе блудные помыслы, кои могут перейти и в блудные дела.
И здесь нам опять поможет преп.Мария. Посмотрим, как целомудренно, без излишних подробностей она рассказала старцу Зосиме свое прежнее греховное житие: «Я, святой отец, родилась в Египте, но будучи 12 лет от роду, когда были живы еще мои родители, я отвергла их любовь и отправилась в Александрию. Как я потеряла свою девическую чистоту и стала неудержимо, ненасытно предаваться любодеянию, – об этом без стыда я не могу даже помыслить, не только пространно рассказывать; скажу только кратко, чтобы ты узнал о неудержимой моей похоти. Семнадцать лет, и даже больше, я совершала блуд со всеми, не ради подарка или платы, так как ничего ни от кого я не хотела брать, но я так рассудила, что даром больше будут приходить ко мне и удовлетворять мою похоть. Не думай, что я была богата и оттого не брала, – нет, я жила в нищете, часто голодная пряла охлопья, но всегда была одержима желанием еще более погрязнуть в тине блуда: я видела жизнь в постоянном бесчестии»… и т.д.
Если бы святая рассказала об этом несколько более подробно, то, пожалуй, получился бы достаточно развратный и соблазнительный рассказ. Но действием Духа Святого она без всяких подробностей, максимально целомудренно рассказала о своей прежней, блудной жизни. Настолько целомудренно, что это житие ежегодно, да еще и Великим постом читается перед всем православным народом. Подобно сему и нам надобно вспоминать наши блудные дела так, чтобы снова не соблазняться ими.
Протоиерей Георгия Городенцев, кандидат богословия, Одесса