Основанием, основным содержанием, явной или неявной целью любого политического процесса является собственность.
Сегодня в действующей Конституции РФ (часть 2 статьи 8) провозглашены государственная собственность, частая собственность и собственность муниципальная: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
Под иными формами собственности практически понимается собственность иностранных лиц.
Для того чтобы запустить общенародные позитивные экономические и политические процессы, необходима провозглашённая в том же статусе собственность ОБЩЕНАРОДНАЯ.
В упоминании наряду с другими ОБЩЕНАРОДНОЙ собственности нуждается, на мой взгляд, данная статья Конституции.
С точки зрения перспектив всенародного одобрения это не является проблемой, так как большая часть населения РФ еще помнит позитивные свойства общенародной собственности времён СССР!
Тем более, что есть финансовые основания для такого рода собственности в виде Фонда национального благосостояния.
Также, по смыслу действующей конституции, земля и природные ресурсы изначально существуют и используются в общенародных интересах, являются государственной собственностью и лишь в результате тех или иных действий государства эти ресурсы переходят в статус частной или иностранной собственности.
Таким образом, содержанием общенародной собственности могут стать и ныне находящиеся в собственности государства те или иные природные ресурсы, в настоящий момент не задействованные, не приносящие дохода в бюджет государства. Их перевод в бюджет общенародный не отразится негативно на возможности исполнения государством только ему присущих конституционных функций защиты правопорядка, защиты от внешней агрессии, обеспечения образования, здравоохранения, социального обеспечения и прочее.
Распоряжение (приобретение, отчуждение, использование) частями такого рода собственности, надо полагать, может осуществляться на основании общенародных референдумов.
Управление же общенародной собственностью видится в виде некоего органа, по типу министерства народной экономики, руководство которого назначается президентом и находится в двойном подчинении президента и правительства.
Экономическое развитие исторически обеспечивается в России государством. Сейчас мы живём в эпоху, когда в экономическом развитии активно участвует частный капитал.
В грядущем экономика может содержать в себе, помимо сегмента частной собственности, еще и существенный, активный, растущий сегмент собственности общенародной, который может и должен успешно конкурировать со всеми иными видами собственности. И, таким образом, давать народу возможность влиять на политику не только подачей голосов на выборах в органы власти, но и воздействовать всенародным, экономическим влиянием.
Так общенародная воля будет реально ограничивать волю крупных частных собственников, которые, пусть в меньшей степени, чем государство, но также являются локомотивами экономического развития.
Введение в политический и экономический оборот понятия общенародной собственности приведёт к тому, что и общенародный сегмент экономики станет локомотивом экономического развития страны.
При этом нельзя исключить создание политической партии народного типа. В этом случае в общей картине политического представительства будут присутствовать следующие партии.
Партия власти, представляющая часть населения, работающего на государство: бюджетники, военные, силовые структуры.
Партия частных собственников: олигархи, крупные и средние частные собственники.
Партия народная, представляющая большую часть экономически неконкурентного населения, не обладающего существенной собственностью и представленного в экономике своим трудом, но имеющего опору в общенародной собственности.
А государство реально займёт позицию арбитра, позицию золотой середины между богатством богачей и богатством народа. При этом стартовая часть общенародной национальной собственности изначально не может быть меньше той части, что в общенациональном богатстве составляет сегмент частного капитала.
Очевидно, что общенародная собственность может быть только совместной. Из неё не может быть выделена личная или коллективная доля.
Общенародными доходами будет прибыль, полученная от использования такой собственности. Прибыль, по результатам общенародного референдума, может, в тех или иных пропорциях, направляться как на развитие общенародной собственности, так и на прямое всенародное поимённое потребление.
Гарантии дохода работников от результатов своего труда, а также от общенародной собственности, наряду с минимальным прожиточным минимумом, гарантируемым государством всем работающим и нетрудоспособным лицам, будут являться мотиваторами новых социальных явлений, позитивная сторона которых усовершенствует содержание политических и экономических процессов в стране.
Павел Иванович Дмитриев, правовед, православный публицист