«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет
любовь; претерпевший же до конца спасётся»
(Мф. 24:12-13)
Как растение не может жить без тепла и воды, так и человек не может существовать без любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1-е Ин. 4:16).
Любовь – это способность любить ближнего, как самого себя, не желать ему зла. Есть много примеров, когда человек жертвовал своим здоровьем и даже жизнью для спасения ребёнка, другого человека, людей, духовных ценностей. Известны и случаи смерти от потери любви…
Но как входит любовь в человеческое общество? Через что приходит она? Ведь в только что родившемся ребёнке никакой любви нет. Одичавшие, лишенные первые 6 лет своей жизни человеческого воспитания «дети – маугли» оставались агрессивными «волками» всю жизнь. Они не способны добровольно жертвовать своими интересами ни ради дальних, ни ради ближних людей.
Ответ указан в Евангелие.
Сына Бога Иисуса Христа родила Богоматерь в образе пречистой непорочной Марии. Но что означает этот факт? Разве Всемогущий Бог не мог другим способом послать своего Сына для исправления «заблудших овец»? Конечно, мог. Фактом рождения своего Сына, Обладателя и Проповедника высшей любви, Иисуса Христа от целомудренной Марии Бог показал человеку путь прихода любви: любовь приходит в общество через материнство. Это положение исправило существующее в Пятикнижии Моисея унижение женского начала.
Казалось бы – запаса любви много. Мужчины любят женщин, бабушки — внуков, родственники — родственников, есть взаимопомощь и между чужими людьми. Способность любить питает законы, предписывающие заботиться о сирых и больных. Чем выше она, тем качественнее закон и лучше людям от него.
Запас любви тратится на творчество, на создание великих произведений. Он расходуется на поддержание наших жизненных сил, необходимых для преодоления многих обстоятельств. Характерно, что люди, истратившие все душевные силы, оказываются неспособными любить даже себя. Как сказал один японский психолог, человек чаще погибает не от физического, а морального истощения. Если ребенок сирота, то люди воспитают его и дадут ему необходимый уровень способности любить. Но это будет сделано за счет запаса любви...
И только материнство является вечным родником, питающим океан любви. Только мать изначально способна любить своего ребенка самоотверженной любовью, без корысти для себя. Он был частица её организма, она носила его «под сердцем», ощущала его движения, до рождения знала его характер, душой и телом общаясь с ним.
Материнская власть над человеком начинается с его зачатия. Уже тогда его жизнь и самочувствие полностью зависят от неё. Можно сказать, что все свое утробное время он потратил на то, чтобы лучше приспособиться к маме, а после рождения научился считывать её мысли и настроение по глазам, губам, движениям, голосу, чувствовать её.
В самом начале, в первые часы и дни после рождения, ребенок испытывает только зависимость и «любит» себя, а не мать. Однако, уже с первых минут после родов начинается тот великий материнский «труд любви» (Ф.М. Достоевский), который закончится воспитанием человека. Именно из этой «клеточки» любви – диады «мать - дитя» вырастают его высшие психические свойства.
Прикладывая ребенка к мягкой и теплой груди, кормя его, мать создаёт в нём первый образ благодати. В этом священном действии матери и дитя вместе сливаются теплота тела и нежность с пищей – то есть с возможностью жить. Именно этой главной целью материнства объяснятся все психофизические особенности женщины: нежность, мягкость голоса и тела, эмоциональность, высокая чувствительность к внутренним и внешним «звукам» жизни, тонкие обоняние и вкус.
Видимо, здесь берёт начало традиция образов, связывающих любовь с теплотой или огнём (она согревает, разгорается, гаснет). Согласно «отцу истории» Геродоту, высшей Божественной сущностью у наших предков – земледельцев — сколотов (скифы пахари, скифы земледельцы) была Богиня «Тапити» - от санскр. «тапас» - «космический жар как универсальный космогонический принцип, лежащий и в основе мироздания».
Чем больше мать одухотворит дитя любовью, тем больше впоследствии будет его душевная сила, тем выше будет у него иммунитет. Ребёнок не может без матери жить и, кроме пищи, ему нужны её внимание, теплота, он плачет, когда плачет или страдает мать. Связь физического и психического самочувствия, благополучия с теплотой любви становится первым социальным отношением, краеугольным камнем взаимоотношений вообще. В нём зарождаются потребность в любви и способность любить.
Однако, это только первая, изначальная «пахота» души ребёнка: способность любить может ограничиться эгоизмом, любовью «для себя». Своей магической властью мать размыкает духовные связи только между ней и ребёнком и присоединяет к ним близких людей — мужа, братьев или сестёр, родственников, друзей. Настойчиво связывает в формирующейся психике ребёнка свою любовь с необходимостью любить других людей. Это соединение в высшей психике потребности и способности любить других людей становится той духовной тканью, которой держится мир.
Жестокому человеку говорили: «у тебя не было матери», и это было ещё недавно понятно всем.
В одном из центров по работе с глухонемыми детьми раннего возраста, после того, как детям была дана возможность непосредственно, тесно, по их собственному желанию, контактировать со своей мамой, дети не только стали лучше развиваться, но и частично говорить.
Известен эксперимент по взращиванию обезьян, которых после рождения поместили и воспитывали отдельно от их матерей. Выросшие в этих условиях обезьяны-самки не проявляли интереса к самцам, а после принудительного воспроизводства были безразличны к своим детёнышам, не ухаживали за ними, отказывались кормить. Они имели пониженный иммунитет, у них оказалась несформированной функция продолжение рода.
По мнению выдающегося учёного, доктора психологических наук Ю.М. Орлова, детские сады – бомба, заложенная под народ. Очевидно, что осуществляемый через детские ясли и сады ранний отрыв детей от их работающих матерей обеспечивает не только падение уровня душевных сил и здоровья новых поколений, но и постоянное снижение качества материнства. Глубже опускает наш народ в пропасть демографической катастрофы.
Мы видим, что сегодня уровень жестокости, лицемерия, лжи как внутри общества, так и в отношениях между государствами достиг черты, близкой к апокалипсису. Сегодня материнство не воплощается в своих детях. И причина не только в необходимости добывать «кусок хлеба», чтобы выжить, но и в потребностях, которые формируют установленные общественные ценности эгоизма — индивидуализма, «личной жизни», «независимости», «свободной любви».
Происходящее вымирание народов, где эти ценности, названные почему-то «цивилизованными», взяли верх, обнажают глубину помешательства человека перед Богом. Эти народы будут уничтожены из-за нарушения Его социального и нравственного закона, который ярко выражен в изображениях Мадонн с Младенцем — актов зарождения любви на картинах Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. Который есть в русских образах Богородицы.
«И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис. 6:9-12).
Александр Карсаков, пенсионер