Сегодня Святая Церковь празднует память последнего великого пророка Ветхозаветной Церкви Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Самый подходящий повод вспомнить об угрозе, нависшей над величайшей святыней Церкви - десницей Иоанна Предтечи, которую он возлагал на главу Спасителя, окуная Его в воды Иорданские.
Напомним, что десницу Иоанна Предтечи перевёз из Севастии, где ученики погребли тело Крестителя Господня, в Антиохию Апостол Лука. Благодаря этому Десница уцелела во времена гонений Юлиана Отступника, когда уничтожались все мощи и христианские святыни. Затем Святыня пребывала в Константинополе - столице Ромейской империи до его захвата католиками-крестоносцами в 1204 году. Царьград подвергся безжалостному разграблению, рыцари расхищали не только материальные ценности, но и Святыни. Так Десница святого Иоанна Крестителя, Частица древа Животворящего Креста Господня и Филермская икона Божией Матери, написанная, по преданию, Апостолом Лукой и бывшая последним образом Богородицы в Её земной жизни, оказались у рыцарей ордена Иоанна Иерусалимского, которые перевезли Святыни сначала на Крит, а затем на Мальту, где был образован и до сих пор находится католический Мальтийский орден.
В 1798 году земли ордена, а затем и сам остров Мальта захватил Наполеон. Мальтийские рыцари попросили защиты у Российского Императора Павла Петровича, который согласился принять титул Великого магистра Мальтийского ордена. Российский Император планировал превратить Мальту в губернию Российской империи и создать на острове военно-морскую базу для обеспечения русских интересов в Средиземном море.
В 1799 году великие христианские Святыни были привезены в Россию и 12 октября 1799 года торжественно внесены в церковь Гатчинского дворца. Затем их перенесли из Гатчины в Санкт-Петербург, где поместили в придворной Большой церкви Зимнего дворца. В память об этом событии через год после передачи Святынь Святейший Синод нашей Церкви установил 12 октября 1800 ежегодное празднование перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десницы Иоанна Крестителя. Этот праздник торжественно отмечается Русской Православной Церковью до сих пор 25 октября (12 октября по юлианскому календарю).
После убийства Императора Павла, который пал жертвой высших сановников Империи, за спиной которых стояла Англия, вступивший на престол его сын Император Александр I для умиротворения Великобритании отказался от титула Великого магистра Мальтийского ордена и повелел убрать с российского герба мальтийский крест.
С 1852 года и до революции по повелению Императора Николая Павловича Святыни раз в году (в день праздника) перевозились из Зимнего Дворца столицы в Гатчину в Дворцовую церковь. Оттуда совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор Гатчины, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Затем Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец.
После революции 1917 года Святыни оказались в Гатчине. В октябре 1919 года, ввиду наступления красных, настоятелем Гатчинского Павловского собора протоиереем Иоанном Богоявленским и графом А.А. Игнатьевым Святыни были увезены в Ревель. Оттуда их перевезли в Копенгаген и передали вдовствующей Императрице Марии Федоровне, как святыни Царского дома.
Всё делалось тайно и не напрасно. Ватикан уже рыскал в поисках Святынь. В 1923 году итальянское правительство по просьбе Римского папы предложило Советскому правительству продать им Святыни. Начали искать в Гатчине, которая тогда называлась Троцком в честь вождя октябрьской революции, но нашли только драгоценные ризы.
После смерти Марии Федоровны её дочери, сестры святого Царя-Мученика Николая Ольга и Ксения решили передать Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому), который, в свою очередь, передал их на хранение королю Югославии Александру Карагеоргиевичу, много сделавшему для русских беженцев после революции. Святыни хранились в церкви королевского дворца и после смерти короля Александра, убитого в 1934 году во Франции. После нападения Германии на Югославию король Пётр, покидавший страну, передал Святыни сербскому Патриарху Гавриилу. Перед арестом и отправкой в концлагерь Патриарх передал их в настоятелю монастыря Василия Острожского. Так Святыни оказались на территории Черногории. В 1951 году сотрудники спецслужбы «Удба» социалистической Югославии, видимо, по чьему-то доносу, изъяли Святыни, которые тайно были помещены в музей в Цетинье. В 1978 году Сербской Православной Церкви, узнавшей от одного из сотрудников полиции о Святынях, удалось добиться передачи их Церкви. С того времени Святыни находятся в Цетиньском монастыре в Черногории.
После распада Югославии, как рассказывал первый президент Черногории (1990-1998) Момир Булатович, Мальтийский орден предлагал ему 100 (!) миллионов долларов за возвращение великих христианских Святынь в Рим. Но коммунист Булатович не стал зарабатывать на нечестии.
И вот недавно новый президент Черногории Мило Джуканович продавил через местную Скупщину закон о передаче всего церковного имущества Сербской Православной Церкви государству, которое теперь на западный манер чаще называют Монтенегро, может быть, потому, что страна впервые в своей истории вступила в антироссийский военный блок. В ночь на 27 декабря 2019 года, несмотря на массовые протесты, парламент страны принял закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин».
И вот уже поступают сообщения, что Мальтийский орден выразил готовность купить теперь уже за 150 миллионов долларов великие христианские Святыни. С таким предложением Орден обратился к президенту Черногории Мило Джукановичу.
Русской и Сербской Православным Церквям нужно срочно спасать Святыни от нового плена. Поэтому редакция «Русской народной линии» обращается к Предстоятелям наших Церквей Святейшим Патриархам Кириллу и Иринею с нижайшей просьбой срочно предпринять меры по спасению Святынь, которые по праву принадлежат Православию.
Мы предлагаем Священноначалию Русской Православной Церкви, по согласованию с Сербским Патриархатом и Черногорско-Приморской Митрополией СПЦ, открыть в Черногории Подворье Московского Патриархата. Или можно открыть Подворье Савво-Крыпецкого монастыря, поскольку его основатель прп. Савва Крыпецкий был этническим сербом, он, как никто лучше, объединяет наши Церкви и наши народы. Подворье можно было бы создать на базе одного из храмов, построенных в Черногории до 1918 г. (чтобы не попасть под норму новоиспечённого закона), строительство которого финансировалось именно за счёт России и Русского Царя. Такие храмы в Черногории есть.
Подворье стало бы не только символом поддержки Черногорско-Приморской Митрополии Сербской Православной Церкви. Оно выполняло бы задачу защиты духовно-исторических связей и интересов Русской Православной Церкви в Черногории, а также духовно окормляло бы русских проживающих на территории Черногории.
И этому созданному Русскому подворью Священноначалие СПЦ могло бы передать на хранение те Святыни, которые находятся в Черногории и имеют прямое отношение к России. Подворье, таким образом, стало бы ещё и своеобразным «Русским музеем».
В результате Святыни останутся на территории Черногории, но будут находиться в совместном владении Русской и Сербской Православных Церквей на территории Русского Подворья. Таким образом можно было бы пресечь все спекуляции вокруг Святынь.
Между прочим, когда в 1766 году Печский Патриархат был упразднён, и Сербская Церковь на территории Османской империи подчинена Константинопольскому патриархату, церковь Черногории Петровичей-Негошей стала фактически автокефальной (наряду с Карловацкой митрополией на территории Габсбургской монархии). Черногорские митрополиты в то время принимали рукоположение от иерархов нашей Российской Церкви. А автокефальный статус Черногорской церкви был закреплен в конституции Княжества (Королевства) Черногория (статья 40-я), действовавшей в 1905-1918 годах.
Конечно, тут речь не о том, что Черногорская церковь была автокефальной юридически, как утверждают нынешние черногорские раскольники. Никакого канонического значения факт закрепления в конституции королевства автокефального статуса церкви Черногории не имеет. Важно подчеркнуть другое - Черногорского Митрополита ставили вплоть до 1918 г. в России (!). И финансировали из России. Поэтому столько много связано с Россией, в частности, с именем Государя-Мученика Николая Второго. И это, в том числе, является основанием для законности наших претензий к нынешним черногорским властям, которые объявили, что в 1918 г. Черногория была «оккупирована».
Призываем православно-патриотические организации России и Сербии поддержать наше обращение к Священноначалию наших Церквей, чтобы не допустить превращения великих Христианских Святынь в предмет купли-продажи для властей Монтенегро и Ватикана.
Редакция «Русской народной линии»