В России прогнозируется умеренный экономический рост на уровне 1,8% к 2021 году, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ). Ожидается, что добыча нефти в России сохранится на стабильном уровне, пишет «Коммерсантъ».
Экономические санкции, введенные против России, привели к замедлению темпов экономического роста до 1,2%. Промышленная активность замедлилась, поскольку сокращение добычи нефти ОПЕК+ дало результаты, а также случались связанные с работой трубопроводов сбои. Объемы розничных продаж существенно снизились после повышения НДС, в то время как потребительское доверие оставалось низким.
В целом в Европе и Центральной Азии экономический рост замедлился до 2% в 2019 году. По прогнозам, в 2020 году региональный рост увеличится до 2,6% по мере восстановления активности в Турции и России, и стабилизируется до 2,9% в 2021–2022 годах.
Прогноз Всемирного банка проанализировал в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук, профессор Олег Сергеевич Сухарев:
Прогноз Всемирного банка до 2021 года более или менее реален. Цифра 1,8% не представляется вопиющей, по крайней мере, не вызывает серьезных возражений. По итогам 2019 года рост примерно составит 1,4-1,6%. Прогноз ВБ констатирует, что в России законсервирована модель развития.
Всемирный банк, контролируемый западными силами, безусловно, отмечает позитивную роль санкций в торможении экономического роста и невозможности России развиваться. Санкции «пожирают» 50-60 миллиардов долларов в год. По некоторым оценкам, от 30 до 80 миллиардов долларов. Я беру среднее значение – около 50 миллиардов Россия теряет ежегодно. Такая цифра представляется наиболее реальной.
Но и без санкций российская экономика развивалась бы по старой модели «отмыва» и вывода капитала - спекулятивной модели роста, где финансовый сектор взаимодействует с сырьевым сектором, прокручивая капиталы. Это обеспечивало темп 4-5%. При этом реальные секторы не имеют опережающей модели роста. Поэтому санкции фактически ограничили прежнюю модель роста. Но Россия до сих пор не сформулировала, не нашла новой модели роста. Спекулятивная модель и сегодня могла бы дать темп до 3-4% экономического роста. Её ограничение и даёт рост в районе 2%, при таких значимых усилиях и казалось бы макроэкономической стабилизации, о которой все говорят как об успехе. Следовательно, стоит предположить, что именно такая стабилизация и сдерживает темп.
Таким образом, внешние воздействия, разумеется, ограничивающие рост, тем не менее, не являются главными ограничителями. Помимо внешнего воздействия, именно внутренняя политика консервирует рост. Правительство проводит политику не развития, а политику сдерживания роста, а риторика о том, что это политика роста. Вот такой диссонанс. Правительство не нащупало локомотивный фактор роста. Как трансакционные секторы вносили основной вклад в темп, так они и будут его вносить в 2020-2021 году.
Обрабатывающие сектора вносят меньший вклад в темп экономического роста. Для стабильной модели роста вклад этих секторов в темп должен быть соизмерим. К сожалению, обрабатывающие секторы не можем запустить и придать им новую динамику, программы импортозамещения пробуксовывают, за исключением сельского хозяйства и обороны.
Кроме всего названного, в мировой экономике просматриваются рецессионные явления. Например, в Европе и Центральной Азии экономический рост опустился до 2%. Также есть прогнозы о возврате глобальной рецессии, то есть снижения темпов роста основных локомотивов — немецкой и американской экономик. Даже США не увеличат свой темп роста, а Китай не разгонится до 9-10%, сохраняя темп в районе 6-7%. Все это создает общее сдерживание мирового развития, что не может не сказаться на России. Причем поддержка темпа роста в западных странах за последний период осуществлялась путем экспансионистской денежной политики, накачки финансовыми ресурсами экономики и развязывании торговых войн, в которых уже увязли многие страны. Это особо верно для США и других европейских стран, бодающихся с Россией и Китаем.
Все это создает пессимистическую общую картину невысокой динамики в условиях денежного перегрева, повышения конфликтности, включая военные конфликты: обострение конфликтов в Центральной Азии, например, США и Ирана и так далее.
Поэтому прогнозы на 2020 и особенно 2021 год на сегодняшний день не могут быть оптимистичными: сдержанное мировое развитие, конфликтное, с развёртывающимися конфликтами по региональным линиям в различных частях мира; внутреннее сдерживание роста, благодаря консервации макроэкономической политики, благодаря политике макроэкономической стабилизации, которую отметил Президент, подводя итоги 2019 года. А также благодаря победе над инфляцией, фиксации монополистических структур и локального распределения ресурсов лишь на отдельные направления развития при скромном расходовании Фонда национального благосостояния, профиците бюджете и так далее
Все эти меры сдерживают развитие. Более того, порождают боязнь поступления заработанных финансовых ресурсов и доходов в экономику. Модель «боязни использования ресурсов» консервирует модель роста без развития, например, в районе 1,5-2,5%, за счет транссакционных секторов и перераспределения при локальной поддержке обрабатывающих секторов. Вот что сейчас происходит в последние годы в России и такая линия сохранится. При этом говорится, что, дескать, довольно много тратится из ФНБ, да и профицит бюджета в конечном счёте будет использован. Вроде не подкопаешься, а развития – нет! Хотя, безусловно, крымский мост – очень большой экономический успех 2019 года! Формально низкая безработица – тоже неплохой показатель, если бы не высокий уровень бедности и неравенства. Однако успехи в обороне не вызывают сомнений, а также в сельском хозяйстве есть существенные улучшения. Просто люди хотят большего, но нужно понимать, что реально может страна. Так вот, реально страна может предложить иную макроэкономическую политику – но не предлагает! В этом мне кажется - проблема!
Таким образом, планы правительства (а бюджет сформирован на три года, до 2022 года, он профицитен все три года) таковы: не просматривается существенная динамика и по национальным проектам, например, по 2019 году имеются итоги, что средства использованы плохо, что отмечал Президент РФ. В 2020 году будут приниматься дополнительные усилия. Это признание того, что проекты спланированы изначально с внутренними пороками и дефектами, которые придется ликвидировать на ходу. Все это будет ослаблять их действие, исходный мультиплицирующий эффект, оцениваемый Вашим покорный слугой, был весьма невысокий, употребляя самые легкие выражения, на экономику, как и вклад в темп экономического роста.
Поэтому прогноз в пределах 1,5-2,5% экономического роста вполне обусловлен. На большее не приходится пока рассчитывать без дополнительных изменений макроэкономической политики. Если суммарно что-то «сыграет» в позитивном направлении, тогда изменится и эта оценка. Известно, что эти прогнозы постоянно изменяются, так что серьёзно относиться к такого рода оценкам, на мой взгляд, не стоит, «ловить десятые доли процента».