На днях известный антицерковный портал «Кредо», который ныне после некоего ребрендинга именуется «Кредо.Пресс», опубликовал в разделе «Мониторинг СМИ» весьма странный текст под довольно длинным заголовком «Ни в одном другом монастыре РПЦ МП подобная ситуация была бы немыслима. О ситуации в Сретенском монастыре на Лубянке».
Такой многообещающий заголовок предполагает солидную аналитику, какие-то неизвестные широкой общественности факты. Но на деле под этим заголовком размещён текст по объему чуть превышающий сам заголовок. И не из какого-то СМИ, а из никому особенно не известного телеграм-канала «Боярыня Морозова», где он опубликован 4 января. Вот собственно этот текст:
«Обыкновенно, новая метла по новому метёт, и новый игумен или же настоятель, отталкиваясь от того, что было сделано до него, начинает строить жизнь монастыря или прихода по своим представлениям. Не совсем так в Сретенском монастыре - там как на Псковских иконах XIII столетия - очень акцентирована обратная перспектива. Привилегированная часть братии оказывает на остальную давление, буквально заставляя подписывать письма против нового наместника - который пытается навести порядок в монастыре - в первую очередь в финансовых потоках и в свободном передвижении братии, что кажется птенцам гнезда Тихонова возмутительным попранием их "ганзейских" прав современного монашества городского типа. Ни в одном другом монастыре РПЦ подобная ситуация была бы немыслима, но слишком сильная поддержка и даже прямое вмешательство предыдущего наместника делают своё дело. К вопросу о двойных стандартах. Запасаемся попкорном».
Сплошные намёки и, как теперь принято, «приколы»: «ганзейские права», «обратная перспектива Псковских икон».
Упоминается только один факт - некое письмо братии «против нового наместника».
Но об этом чуть позже, сначала о создателях и публикаторах этого опуса.
«Кредо», как бы к нему ни относиться, ресурс старый и известный в сети. Его традиционно просматривает политизированная часть церковного народа, как и блог протодиакона Андрея Кураева в поисках скандалов и компромата (что поделать, любят у нас многие этот жанр). И «кредовцы» исправно реализуют запрос публики на скандалы, понимая, что именно этим они и интересны. Но, надо отдать должное, ведётся портал довольно профессионально.
Но в данном случае в разделе «обзор СМИ» публикуется уж совсем никудышная «писулька», хотя она и имеет все признаки скандальности. Анонимный автор текста выставляет нового наместника Сретенского монастыря архиепископа Амвросия (Ермакова) эдаким Гераклом, разгребающим Авгиевы конюшни, оставленные прежним наместником митрополитом Тихоном (Шевкуновым). Оказывается, архиепископ Амвросий пришёл не в отстроенный и обустроенный монастырь, где был многотысячный приход, лучшее в Церкви издательство, всемирно известный хор, отстроенная и обустроенная семинария и даже «скит-колхоз» в Рязанской области. Это всё не так, все заблуждались, думая так. Новому наместнику, на самом деле, приходится восстанавливать разрушенные финансы, приводить в чувство разболтавшуюся братию, наводить порядок в семинарии и издательстве (путём изгнания работавших там сотрудников, видимо!). Словом, непосильными трудами новый наместник, вооружившись метлой, наводит порядок в Сретенском монастыре. При этом прежний наместник ему мешает, пытаясь вторгаться из своего псковского далека в жизнь обители.
Именно такой образ должен сложиться у читателя этого опуса. Ежели, конечно, читатель совсем не знает реалий Сретенского монастыря прежде и теперь.
Для информированного человека видно невооружённым взглядом, что публикация «Кредо» чистой воды «заказуха».
Но, чтобы опубликовать даже под видом обзора СМИ такую «информационную порнографию», «Кредо» кто-то должен был очень хорошо попросить. Просто так терять лицо, изображая ситуацию в таких далёких от реальности красках, даже «Кредо» вряд ли бы решились. Кто-то попросил, кому не смогли отказать. И не похоже, что это сделал новый наместник Сретенского монастыря, это было бы чересчур. Судя по всему, текст попал в «Кредо» неким окружным путём.
Оригинал опубликован на никому особо не известном телеграм-канале. Кто такая «боярыня Морозова», неясно. Мы познакомились с содержимым канала за последние несколько последних месяцев. Канал ведётся и впрямь от женского лица. Впрочем, это ни о чём не говорит, - в наше время и некоторые мужчины могут легко превращаться в женщин... Что еще можно сказать о репликах «боярыни»? Она знакома с нюансами церковных проблем, т.е. явно осведомлена (или осведомлён?) в церковных вопросах, порой, можно сказать, эксклюзивно. Видимо, есть связи в патриархийных кругах и среди иных церковных управленцев, откуда поступает информация.
Если бы не женское название «боярыня», то можно было предположить, канал ведёт Сергей Чапнин. Выдают некоторые особенности стиля (а стиль - это человек!), а также хорошая осведомлённость в церковных делах. Впрочем, у Чапнина есть супруга, единомышленница и профессиональная журналистка, Ксения Лученко. Может быть, они на пару с женой и ведут? Прямых доказательств у нас нет, но версия весьма правдоподобная.
Особенно в свете той эксклюзивной информации, которую мы получили от наших источников, близких к Сретенскому монастырю.
И тут стоит вернуться к письму братии «против нового наместника», упоминаемому «боярыней» (или «боярами»). Как нам сообщили, письмо на самом деле было, но только не против наместника, а на имя наместника. Увы, новая метла в Сретенском монастыре не просто метёт по-новому, но после подметания во многих местах ничего не остаётся. Вот братия и просила отца наместника объяснить, в чём смысл «зачистки» знаменитого издательства монастыря, увольнения преподавателей из семинарии и других столь же сомнительных новаций. Как нам пояснили, дело не в особой любви монахов Сретенской обители к жанру коллективных писем, а в том, что иным способом с новым наместником им не удаётся объясниться.
Весьма вероятно, своеобразным ответом на это письмо и стала странная реплика телеграм-канала, опубликованная «Кредо».
Как попало это письмо к «боярам Морозовым»? Не исключено, что через некоторых влиятельных преподавателей Санкт-Петербургской Духовной Академии, у которых давние связи с этими самыми «боярами». С ними поделился письмом братии монастыря, видимо, кто-то из близкого окружения нового наместника (а там все выходцы из СПБДА).
Примечательно, что эта детективная история с публикацией произошла вскоре богослужения Святейшего Патриарха Кирилла в Сретенском монастыре на память сщмч. Илариона Верейского, где ему сослужил митрополит Псковский Тихон. Наблюдатели отмечали, что Святейший исключительно ласково беседовал с псковским митрополитом, что, надо думать, не доставило радости новому наместнику Сретенки.
А тут еще и письмо братии...
Как не подумать о вселенском заговоре?!.
Всё это, конечно, печально. Вроде и Церковь у нас одна, и причащаемся мы из одной Чаши... Откуда тогда интриги, информационные войны и вбросы?..
Редакция «Русской народной линии»