Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в своей речи, произнесенной 22 декабря при спуске на воду первой собранной в стране подводной лодки типа 214 TN, объявил об амбициях его страны во всех регионах, где турки когда-либо имели влияние. В том числе он обосновал возможное вмешательство Турции в гражданскую войну в Ливии, пишет газета «Завтра» со ссылкой на RT Deutsch.
«Если мы возьмем Анатолию за центр, то мы [турки] оставили свой след повсюду: до балтийских государств на севере, на востоке до Китая, на юго-востоке до Индии, на западе - в Северной Африке до Гибралтара. Те, кто не знают истории нашей страны и нашего народа, задаются вопросом: "Что вы там ищете?" Но на самом деле стоит спросить: "Почему вас там так долго нет?"», - заявил Эрдоган.
Турция пребывает в запоздалой борьбе за право во имя всего человечества, сказал Эрдоган. «Если это будет необходимо, мы усилим военный аспект нашей поддержки Ливии», - заявил он.
Турция будет оставаться верной различным соглашениям с Правительством национального согласия (ПНС) в Триполи о военном сотрудничестве и признании границ. «Турция не отступит ни от шагов, предпринятых в Сирии, ни от соглашений с Ливией», - пообещал турецкий лидер. Турецкое правительство рассматривает возможность предоставления всех возможных средств поддержки ПНС на суше, на море и в воздухе.
В ответ на критику турецкой оппозиции относительно действий Анкары в Ливии Эрдоган заявил: «Мы не должны забывать о борьбе основателя нашей Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Если Ливия действительно не имеет к нам никакого отношения, то что там сделал Гази Мустафа Кемаль? ... Это означает, что Ливия - это место, где мы должны, в случае необходимости, пожертвовать нашими жизнями».
Заявление турецкого лидера о том, что в случае признания США геноцида армян в Османской империи он в ответ признает геноцид индейцев колонизаторами Америки, — откровенная угроза, которая зародила в западных СМИ, особенно европейских, смутные подозрения о причинах открытого демарша Эрдогана, пишет Правда.ru.
Например, французская газета Le Figaro посвятила «догадкам» целый разворот. В материале издания Эрдоган назван «неоосманским султаном». Автор статьи Рено Жирар утверждает, что президент Турции «проводит скрытую политику восстановления Османской империи». «Турция, управляемая Эрдоганом с 2003 года, преследует две цели: навсегда сохранить территорию, на которую ее солдаты вторглись в 1974 году на севере Кипра и превратили 38% в "Турецкую республику Северного Кипра", которую так ни одно государство не признало; а еще — обеспечить себе контроль над восточным Средиземноморьем, чтобы монополизировать разведку месторождений газа на шельфе острова Кипр», — говорится в статье.
Жирар «припомнил» Эрдогану его попытки в 2011 году «восстановить турецкое влияние» в Сирии, Ливии, Египте и Тунисе, чем испортил с ними отношения. «Но президент Эрдоган — человек с характером, которого ничто не может сломить. Его неоосманские амбиции остаются неизменными. Сегодня он намеревается вернуть турок на волны восточного Средиземноморья, откуда их изгнали в 1571 году в ходе битвы при Лепанто», - пишет Жирар.
По мнению французского журналиста, Эрдогану для осуществления «имперских замыслов» нужны союзники. Именно поэтому он так старается «построить доверительный диалог с Путиным», который «по ряду причин сдержанно относится к попыткам сближения».
Заявление Эрдогана комментирует в телефонном интервью «Русской народной линии» востоковед-арабист, сопредседатель Российского комитета солидарности с народами Ливии и Сирии, президент Благотворительного фонда «РУССАР» («Русь - Сирийская арабская республика»), кандидат исторических наук Олег Иванович Фомин:
Восстановление Османской империи — главная цель Эрдогана, являющаяся ключиком его политики по отношению к Сирии. Я не верю в его искренность. Астанинский процесс очень важен, а наша задача, как можно дольше удержать Эрдогана в рамках переговорного процесса.
Сирийцы не верят Эрдогану. Для Сирии он остается главным врагом такого же уровня, как ИГИЛ (Террористическая организация, запрещённая в России. – РНЛ). Эрдоган мечтает о воссоздании Османской империи. Он представляет «Братьев-мусульман», а как мы знаем, «Братья-мусульмане» являются запрещенной в нашей стране террористической организацией. Пока мы его как-то сдерживаем.
Эрдоган никогда не скрывал своих османских притязаний. Он заявлял о них еще, начиная с 2011 года, да и в последствии вся его политика была направлена на неоосманизм. Ныне он активно действует в Ливии и поддерживает Сараджа. Вспомним, что Османская империя простиралась до Испании, так что Эрдоган продолжает мечтать об империи.
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что, сотрудничая с Эрдоганом, мы должны исходить из того, что он, прежде всего, руководствуется маниакальной идеей восстановить Османскую империю. И мы должны об этом все время помнить.
1. Использовать неоосманизм против евроатлантистов