Речь пойдёт не о телевидении, но, если так можно выразиться, о «традиционном формате»: газетах и устроенных по их подобию сайтах Интернета. Наиболее активные граждане России, в том числе и из числа православных, не забывают печатное и отображаемое на дисплее слово. Как ни крути, а у телевизионщиков есть возможность за счёт актёрского мастерства ведущих, ораторского искусства участников передач и умело поставленной режиссуры навязать определённое мнение, определённый взгляд на те или иные вопросы жизни общества. В случае с печатным словом сделать это труднее...
Чтобы разобраться с тем, какова природа того или иного православного ресурса «традиционного формата», нужно, как представляется, определить его положение по отношению Полноте Русской Православной Церкви.
Епархиальные СМИ – это, в основном, рупор священноначалия и клира Церкви. Основами Социальной Концепции установлено: «Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее». То есть многое, что касается политических и социально-экономических процессов не может освещаться на их страницах.
Представляется совершенно очевидным, что сайт «Русская народная линия» в значительной степени является голосом обычных мирян Русской Православной Церкви, придерживающихся традиции. В таком случае большинство публикаций РНЛ нужно рассматривать не как работы «артистов публицистического жанра», а как поиск и жажду правды. Да, слог многих авторов порою нескладен, прост, лишён литературных достоинств. Но это в большинстве случаев – мнение церковного народа, ищущего правду. И здесь людям, обладающим публицистическим талантом, не критиковать надо и тем более не хулить, а подхватывать заслуживающие внимания Церкви мысли, углубляя их и оттачивая формулировки.
Но вот что интересно: из лагеря «либерального православия» РНЛ видится оплотом крайнего религиозного фундаментализма и национализма, но с позиции этих самых экстремистов, напротив, – «беспринципными соглашателями», «предателями русского народа». Отсюда напрашивается, думается, единственный вывод: «Русская народная линия» пытается двигаться, хотя порою с падениями и отступлениями, царским путём…
Если взглянуть через призму Полноты Русской Православной Церкви на другие ресурсы, то вырисовывается следующая картина.
Известный сайт «Православие.ru», – это, по большей части, портал монашеского «отряда» Русской Православной Церкви и стремящихся в него войти или, по крайней мере, «сочувствующих». Поскольку монахи – это «земные ангелы», то на этом портале заботы и тревоги мирян представлены в минимальной степени. Бесстрастие портала так велико, что (упаси Боже) развались завтра Россия – реакция, как представляется, будет незначительной.
Что касается сайта «либерального православия» «Правмир», то здесь грань между Церковью и миром размыта настолько, что впору ущипнуть себя: не во сне ли ты всё это наблюдаешь… Неверно представление, что сторонники «либерального православия» игнорируют патриотизм: они считают истинным лишь его либеральное понимание. Особая отличительная черта «либерального православия» – эсхатологическое бесчувствие: тема Апокалипсиса, «кончины века» на его страницах, как правило, не затрагивается, разве что как «критика» «нездоровых апокалиптических настроений».
Несколько особняком стоит газета «Завтра» и её сайт. Как представляется, это площадка, образно говоря, «беспоповцев»: невероятные, захватывающие дух прожекты, ошеломительные интеллектуальные разыскания «Изборского клуба», страстные передовицы Проханова – и всё это зачастую в значительном отрыве от «церковного духа». Недавно вокруг портала «Аврора» оформилось новое движение «беспоповцев»: предпринимается попытка «задать вектор» российскому патриотическому фронту, дабы перехватить инициативу у «игроков» глобализации по-американски. Но, опять-таки, без опоры на «церковный дух»...
Ещё один довольно известный и посещаемый сайт «Москва – Третий Рим», презентующий себя как православно-патриотический, – это площадка, в основном, «непоминающих» и тех, кто близок им по духу. Хотя на сайте немало публикаций апокалиптического характера, но, чаще всего, они носят неглубокий характер, рассчитаны на внешний эффект.
Думается, стоит упомянуть в ряду православно-патриотических СМИ и газету «Советская Россия» с одноименным сайтом. Когда-то – с 1993 по 1997 год – в этой газете по благословению покойного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского и Иоанна (Снычёва) выходило приложение «Русь Православная». Сегодня часть читателей этой газеты можно отнести разве что к категории «православных атеистов». Правда, в последнее время в КПРФ, если судить по движению «Русский Лад», созданного под её крылом, всё явственнее проступает линия на язычество, о чём говорит хотя бы статья «Фестиваль "Огни Купалы Русского Лада"».
В докладе на октябрьском 2019 года Пленуме ЦК КПРФ, Геннадий Зюганов сделал следующее заявление: «Партия не может терпеть в своих рядах тех, кто нарушает программные установки или игнорирует нормы Устава, кто навязывает коммунистам идеал религиозного социализма или выступает за превращение КПРФ в чисто парламентскую структуру». Ну, если уж «религиозных социалистов» в своих рядах КПРФ терпеть не может, то что говорить об отношении к религии вообще, когда коммунисты вновь придут к власти? Судя по всему, история ничему не научила наследников воинствующих безбожников. Лидеры КПРФ, похоже, повторяют путь Эво Моралеса и его сторонников, которые отвергли законодательный приоритет [латоноамериканского] христианства и внесли в конституцию почитание языческой богини Пачамамы (в переводе – «мать-[сыра]земля»), чем не преминули воспользоваться экстремистские и фашистские группировки Боливии во время переворота.
Существует ещё целый ряд других газет и сайтов православно-патриотической направленности, но они или не имеют более-менее массового читателя, или очень специализированные, или чересчур академичные.
Помимо всего этого, есть и немало «свободных» православных публицистов «высшей категории», имеющих значительную «паству», которых время от времени привлекают к сотрудничеству ведущие СМИ, в том числе и телеканалы. Правда, чаще всего в тех или иных политических целях.
Что же касается довольно далёких от веры известных публицистов и журналистов, пишущих иногда на православно-патриотическую тему, то, за редким исключением, их произведения сродни завораживающим картинкам из калейдоскопа: невероятно красиво, захватывающе, но, как говорится, – ни уму, ни сердцу верующего человека никакой пищи они не дают.
Вячеслав Степанович Макарцев, православный публицист, Нижний Новгород
1. Православные сайты