Фильмы бывают разные - полезные и вредные, комедийные и трагические. Большая часть того, что нам демонстрирует мировой кинематограф, приходится на продукцию западных кинокомпаний. Наше же современное кино, к сожалению, представляет либо сериалы невысокого качества, с темой неразделенной любви, сериалы о работе полиции, кочующие из одного телеканала в другой, почти с одинаковым сюжетом, либо фильмы, являющиеся компьютерно-рисованной графикой, имитирующие то же самое американское кино, направленное только на развлечение, не заставляющие осмыслить происходящее глубоко. Редко когда из запасников Советского кинофонда нам продемонстрируют хороший фильм, погружающий в мир отличной режиссуры и игры актеров, приличным, как говорят, жизненным сюжетом на тему Войны или деревенской жизни, таких, как «Любовь земная», «Они сражались за Родину», или тему взаимоотношений в коллективе, вроде работы «Мы, нижеподписавшиеся», о том, как люди стараются бороться с личными амбициями, быть совестливыми и не перешагивать через своего товарища ради сохранения высокого статуса в обществе.
Фильм, о котором пойдёт речь, вместил в себя фантастику, боевик и драму, как писалось о нём в кратких аннотациях из справочников. Но посмотрев его, оказалось, что «Власть огня», так он называется, не фантастика и не боевик. Это - наше настоящее, отражающееся в Священном Писании. Этот фильм - наше недалёкое будущее, Последняя Битва! А сыграл одну из главных ролей, не побоюсь слова, в киношедевре, православный христианин, гражданин США Кристиан Бэйл. Человек талантливый и с большим сердцем, глубоким, мудрым взглядом, женатый на уроженке Сербии. Его внутренний мир виден в каждом движении и взгляде, исходящих с экрана. Именно его игра держит фильм на каком-то возвышенном уровне, даёт понимание того, что человек пытается донести до зрителя нечто важнейшее, нежели отыгранная развлекаловка «человеков-пауков», «бэтмэнов» и других пустышек, прыгающих по джунглям в джуманджах, играя мускулами стироиндых голливудских качков. Его, Кристиана Бэйла, христианское мировоззрение чувствуется в каждом кадре. Были, конечно и другие прекрасные роли, как например, игра Мэтью Макконехи, которому было суждено сыграть сначала соперника, а затем товарища, вставшего плечом к плечу с тем, кто испытывал почти ненависть, проявляя агрессию и гордыню. Наверняка, то, что этот актер был на съемочной площадке, повлияло на весь съемочный процесс.
Сюжет таков, что при разработке одной из шахт вблизи Лондона была открыта огромная пещера, где обитал дракон. И вот главный герой, ещё будучи мальчишкой, испытал ужас проявления адской силы преисподней, при которой погибает его мать. Проходит время, Мир во власти огня. Мир захватили звери, сжигающие всех и вся, поедающие людей и всё живое. Нету солнца, вокруг серое небо и выжженная планета! Небольшая община людей , спрятавшаяся в каких-то сооружениях, как могут, борются с этими жуткими огнедышащими созданиями... Но на фоне всего чёрного и мрачного в кадре появляется замок, главный аванпост этих людей, оберегающих самое драгоценное, что осталось - детей. И себя пытающиеся защитить, а в замке - церковь с византийскими мозаичными иконами в алтарной апсиде, где изображены ангелы, склонившиеся перед Господом, Которого символизирует оконное пространство, как Свет Невечерний, Восток Востоков, Солнце Правды. Вот поэтому в древних храмах не было запрестольной иконы Спасителя. Кстати, окна в центральной части апсиды сохранились в храмах многих Поместных Православных Церквей, - такая традиция существует в сербских, грузинских, болгарских храмах.
Казалось бы, ну сняли церковь, и что? Попала просто так, как показалось режиссёру более интересным. А ведь какая задумка! Вот Он, Господь! Не только надо проявлять свой потенциал, который может быть быстро исчерпан! Всё здесь - темные катакомбы, где прячутся люди, плохо освещены они тусклым светом. Как те катакомбы, где прятались первые христиане, совершая Литургию во времена гонений. Как при Нероне! Так же, как и те, кто будет прятаться при новых гонениях, в последние времена. Драконов можно подать как метафору. А можно связать и с реальными животными, выпущенными по попустительству Божьему на волю из геенны. Метафора драконов - наш мир страстей и грехов, творящегося беззакония уже сейчас.
Снятая в 2002 году кинолента показывает год 2020-й. Он уже не за горами. Показано будущее, а оно уже наступило. Можно сказать, что создатели фильма хотели рассказать о том, к чему привёл отказ от Бога! Мы отвернулись от Отца Небесного, начали строить мир материальный, пытаемся поставить цивилизацию на рельсы биометрического контроля, чипизации и оцифровки, разрушения семьи и личности. А сильные мира сего подталкивают на то, чтобы мы под видом благих намерений отказались от Божественной сущности и Божественного начала всей вселенной. Главные герои пока не поняли, каким оружием можно воевать с драконом, не смогли победить. А когда осмыслили, что они - не бездушные воины, умеющие только владеть оружием, а в них заложена Любовь к ближнему, что они обязаны выполнить заповедь не жалеть своей жизни ради спасения другого, только тогда смогли одолеть диавола, которого изобразили в виде огнедышащей огромной твари!
Ещё этот фильм можно назвать пророческим. Здесь сразу пришла на ум война в Сирии. Летят драконы-бомбардировщики, неся огонь и смерть. Дети в подвалах, сироты и с матерями, горе в их лицах, страх и боль. Так и во «Власти огня», где несколько десятков детишек при каждой тревоге, поступающей при приближении драконов, спускаются в подвал замка, забыв о теплых объятиях, ласке и материнской любви, спокойном сне. Драконы-бомбардировщики в Югославии, драконы на Донбассе! Как это всё пересекается, откликается в фильме.
И как апофеоз в конце фильма, после победы над зверем из преисподней, появилось чистое голубое новое небо, обновив своей благодатью новую землю! Воссияло солнце над пеплом, который развеялся, а люди обрели надежду, что прошлое не повторится.
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет...». «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего...» (Откровение Апостола Иоанна Богослова, гл. 21: 1-2.)
Вот такое кино. Имеющий очи, да увидит!
Михаил Красильников, православный журналист, Приморский край