В четверг, 28 ноября, на заседании правительства, посвященном реформе контрольно-надзорной деятельности, первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов предложил рассмотреть вопрос о сокращении числа надзорных органов в ходе так называемой регуляторной гильотины, сообщает РИА Новости.
Он отметил, что в России очень много надзорных органов.
«Может быть, нам одновременно с регуляторной гильотиной посмотреть еще раз на предмет сокращения их количества <…> Это как раз вписывается в решения, которые мы приняли по оптимизации и численности государственных служащих. Да и вообще количество надзоров, мне кажется, можно было бы посмотреть», — сказал он.
По словам министра, бизнес ждет принятия законопроектов, которые будут определять, что и как проверяется. «А вот вопрос, кто будет проверять, мне кажется, один из элементов не этих законов, а вообще в целом тех вопросов, которые мы обсуждаем», — добавил он.
Председатель правительства Дмитрий Медведев в ответ заметил, что для бизнеса важно не сколько будет контролеров, а «сколько бумажек будет приходить или электронных всяких разных запросов».
В целом он поддержал предложение Силуанова.
«Надо посмотреть, потому что система контрольно-надзорных органов — это система органов исполнительной власти. Это компетенция правительства и Президента. Президент обычно по предложению правительства принимает те или иные решения. Давайте посмотрим, чего куда присоединить, кого от кого отсоединить», — сказал глава правительства.
Реформа контрольно-надзорной деятельности, получившая неофициальное название регуляторной гильотины, предполагает полный пересмотр предъявляемых к бизнесу обязательных требований.
Базой для реформы должны стать два законопроекта: «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Как ожидается, новое регулирование вступит в силу с 1 января 2021 года.
Предложение Силуанова прокомментировала в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Владимировна Добренькова:
Для предпринимательства от заявлений председателя правительства и министра финансов ничего не изменится. Как говорится, от перемены мест слагаемых – сумма не меняется. Предпринимателей меньше всего волнует, каким образом правительство будет сокращать чиновников. Конечно, предложение по сокращению надзорных органов идеально для предпринимателей. Но государству не совсем выгодно, потому что сократится количество госслужащих. Вполне логичная мысль сократить количество госслужащих за счет надзорных органов.
Для предпринимателей главное - сокращение количества проверок, и им неважно, от кого они будут получать бумажки – от различных ведомств или от единого центра. Каждая проверка приводит к исполнению предписаний за немаленькие деньги, к неоправданным штрафам в больших количествах. Пять проверок – пять штрафов, варьирующихся от 5 до сотен тысяч рублей в зависимости от надзорных органов. Бизнес стонет от непомерной дополнительной нагрузки.
Так называемая регуляторная гильотина (понятие, которое к нам пришло с Запада) задумывалась с целью сокращения надзорных функций государства над предпринимательством, занимающимся производством продукта.
Смысл регуляторной гильотины приводит к снижению надзорной функции государства и увеличению влияния наднациональных крупных корпораций. Сложно сказать: что хорошо, а что плохо. Понятно, что правительство России руками и ногами открещивается от тотального сокращения надзорных органов, потому что боится утратить контроль над предпринимателями и большими крупными корпорациями. Надзор позволяет государству контролировать бизнес не только с точки зрения возможности сбора средств, но и с точки зрения возможности влияния. С помощью надзорных рычагов можно не только укрощать предпринимателей, но и отбирать бизнес или просто закрывать предприятие. Государство будет сопротивляться сокращению надзорных органов. Боюсь, что «регуляторная гильотина» может превратиться в очередную профанацию со стороны государства. Функции государственного надзора могут плавненько перетечь в формально негосударственные организации, которые будут предоставлять те же услуги – готовить те же пакеты документов – но уже за деньги и вполне официально.
Выиграет ли от этого предприниматель? С точки зрения нервотрепки – может, и выиграет, а с точки зрения денежных средств – скорее нет, просто легализуется их «отъем».