«Он увидел и сжалился»

Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
711
Время на чтение 3 минуты

«Так кто же мой ближний?» — спрашивает ученый богослов, знаток Закона, которого Господь похвалил за хороший ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Евангелие замечает, что задавая этот вопрос, книжник имел вполне определенную цель — чтобы ему показали, кто праведник. Он желал на самом деле узнать, как соответствовать конкретно принципу, который он только что сам провозгласил. Пусть Христос уточнит теперь, что он должен делать, чтобы помочь своему ближнему. Между прочим, это и был вопрос, с которым он приступил ко Господу, искушая Его: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

Так кто же мой ближний? Чтобы ответить на этот вопрос, Господь употребляет притчу. Он показывает, с одной стороны, человека, обобранного до нитки, полумертвого, лежащего у края дороги, а с другой, — трех вероятных кандидатов на звание ближнего этого человека на последнем издыхании.

Вначале священник, затем левит, наконец самарянин. Порядок — по нисходящей. Священник должен был представлять Бога. Левит — тот, кто постоянно пребывает в святилище. Самарянин же, напротив, чужеземец, почти враг. По своему положению священник и левит должны были быть самыми ближними ко всем несчастным. Самарянин же, напротив, едва имеющим к ним отношение. Но все оказывается наоборот. Со священником и левитом, которые видят раненого, ничего не происходит, кроме того, что они отходят подальше от него, и проходят мимо по другой стороне дороги. Напротив, с самарянином происходит событие в самом сильном смысле этого слова. «Он увидел и сжалился», — сказано в Евангелии. Так говорится в Евангелии и о Самом Христе, когда Его сердца касается людское горе. А когда сердце задето, все остальное приходит в движение. Все свое сердце вложил самарянин в заботу о бедном раненом.

Теперь Господь может спросить учителя Закона: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам?» Ответ прост. «Оказавший ему милость», — отвечает тот. Давая такой ответ Господу, он в то же время отвечает на вопрос, который он сам задал: «А кто мой ближний?» Ответ тот же самый, предельно простой: «Тот, кто окажет тебе милость».

Этот ответ был неожиданным для законника — ведь он хотел узнать, что надо делать, и по отношению к кому проявлять милосердие. Но ответ Господа делает его вопрос совершенно иным. Речь, оказывается, идет не о том, чтобы искать ближнего, ради которого следовало бы пожертвовать собой. Прежде надо, чтобы нас нашел кто-то, чье сердце преисполнено сострадания к нам. Бесполезно изо всех сил стараться полюбить кого-то или сделать кому-то добро. Надо прежде принять любовь, которой мы не имеем. Бесполезно стараться быть милосердным, как Отец наш Небесный милосерд. Надо прежде воспринять милосердие как дар другого.

Внезапно законник понимает, что он должен увидеть все по-другому. Он уже начал было видеть себя помогающим раненому и обещающим поступать лучше, чем священник и левит, и, может быть, даже лучше, чем самарянин. Но Господь говорит, что он ошибся в направлении дороги. Он еще не начинал идти в нужную сторону. Он сам ранен, и его раны кровоточат вдоль всей дороги. Он сам неотложно нуждается в том, чтобы кто-то оказал ему милость и открыл ему лик Отчей любви. Там, где он находится сейчас, единственный ближний, имеющий для него значение, — это тот, кто во имя Божие спасет его жизнь. И для нас тоже, даже там, где мы находимся, самое важное не в том, чтобы действовать, делать что-то и считать себя праведниками за счет тех, кто оказался в беде. Самое неотложное, но также и самое трудное всегда — открыться любви другого, дать спасти себя ближнему, кто бы он ни был, пусть даже совсем неожиданный, как этот милосердный самарянин, являющий милосердие Божие. Исходя из этого, мы можем в свою очередь оказывать милосердие по отношению к другим, так сказать, со знанием дела. Потому что наш первый ближний — это Тот, от Кого мы начинаем узнавать, наконец, обнимающую всех любовь Божию, любовь, которая, не различая никого, обращена ко всем людям.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
«Волною морскою»
Слово в день празднования иконы Божией Матери «Знамение»
10.12.2024
Что предвещает звон монет среди молитвы в Храме
Евангелие вторника (Лк, 98 зач., 19, 45—48)
10.12.2024
Никакой другой город не оплакивал так Господь, как Иерусалим
Евангелие понедельника (Лк, 97 зач., 19, 37—44)
09.12.2024
Эта женщина – образ нашего человечества
Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице
07.12.2024
Чистота наших детей должна быть сегодня важнее всего остального
Слово в день памяти святой великомученицы Екатерины
07.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.12.2024 13:05
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Алекс
10.12.2024 13:04
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Виктор Фролов
10.12.2024 12:51
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
10.12.2024 11:55
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от prot
10.12.2024 11:03
Сирийский урок для нас
Новый комментарий от Игорь Ал
10.12.2024 10:21