«Ну, как ты спасаешься, деточка?»

Поминая благочестивых старца Киево-Печерской и Почаевской лавр схиархидиакона Илариона (Дзюбанин) и рясофорную послушницу Раису

Бывший СССР 
0
1544
Время на чтение 6 минут

Золотой осенью в будничный день 21 октября 2019 года в Спасо-Преображенском женском монастыре в Стеблёве было многолюдно. В 2007 году в этот день здесь отошёл ко Господу старец Киево-Печерской и Почаевской лавр схиархидиакон Иларион (Дзюбанин). И в этот же день, через пять лет, в 2012 году в монастыре скончалась рясофорная послушница Раиса.

Стеблёв – это центральная Украина; стоит посёлок на реке Рось, в 20 километрах от г. Коруснь-Шевченковский, в 160 км от Киева.

Полагают, что в 1036 году великий князь св. Ярослав Мудрый построил здесь пограничную крепость Боровград, разрушенную татарами. Документальная история Стеблёва прослеживается с начала XVII века. Она ярка и кровава. В известном труде Лаврентия Похилевича «Сказания о населенных местностях Киевской губернии», отпечатанном типографией Киево-Печерской лавры в 1864 году, даётся заманивающее описание местности: «Стеблев замечателен своим местоположением. Рось течет здесь между высокими лесистыми скалами, по дну усеянному огромными камнями и порогами, по которым в нескольких местах вода стремится в виде водопадов. В самом местечке в Рось впадают два ручья: Боровица и Хоробра. Первая бежит в таком углублении, что нависшие по обеим сторонам скалы и деревья совершенно скрывают ее от глаз».

Местность человеческого обитания древняя, кровью пропитанная, намоленная, а монастырь возник в нашем ХХI веке.

Возникновению монастыря предшествовало то, что в начале 1980-х дивеевская старица монахиня Митрофания (Быкова, в схиме Манефа; + 2000) предсказала молодому человеку с хорошим образованием Николаю Прикотенко, что станет он священником. Тот не поверил: есть работа, семья, трое детей, жильё. Священником стал в 1988 году, будучи ещё семинаристом Троице-Сергиевой лавры. В тот год он получил в Стеблёве приход, который, как и во многих других местах того времени, впору бы назвать «расходом». Служить предстояло в кладбищенской церковке, переделанной из сторожки. Дивеевская старица сделала первый взнос в строительство нового храма, пожертвовав 50 рублей. Она же перед своей кончиной благословила о. Николая строить в Стеблёве монастырь. В возможность возникновения монастыря тоже поначалу не очень-то верилось. Насельницы в Стеблёве появились в 2001 году, а к зиме 2002 года был возведён общежительный корпус…

Неся подвиг молчания, матушка Манефа (Быкова) однажды передала о. Николаю Прикотенко записочку: «Мы с ним одного духа» - о старце Иларионе. О. Иларион многих людей, приходивших к нему в лавру, встречавшихся в других городах, направлял в монастырь. В том числе направил и нынешнюю настоятельницу Спасо-Преображенской обители, игуменью Манефу (Герасименко). А за год до кончины, в 2006 году, о. Иларион и сам переехал в Стеблёвскую обитель – навсегда. Сказал: «Я приехал, детки, к вам умирать. И похороните меня в Стеблёве».

Он прожил большую жизнь. Рассказывал о себе: «Я родился в 1924 году в городке Щигры Курской области. Рос и учился "босяком", как большинство сверстников, в окружении богопротивников и атеистов… Первые семена веры в моей душе посеяла моя тётя – ещё "царская" монахиня Нектория…» Перед отправкой на фронт она дала ему поясок с 90-м псалмом. Он, участник Курской битвы, освободитель Киева и Европы, вспоминал об особом случае во время войны: «Было страшно: снаряды рвались, земля разрывалась, железо плавилось, лопались барабанные перепонки. И я дал обет Матери Божией: если я выживу, буду служить Господу всю жизнь». Он был контужен и ранен. Вернулся с фронта воином Христовым. В монастырь поступил послушником в 1950-м, через семь лет в Киево-Печерской лавре принял монашество с именем Игнатий. Раненую ногу ему исцелил известный в СССР прозорливый старец игумен Иосиф (Головатюк), прославленный Церковью преподобный Амфилохий Почаевский, – помазал маслами и настойками: «Все, iди, Iгнатiй. Будеш бiгати й лiтати, як на крилах, ще 30 рокiв». После закрытия Киевской лавры и гонений в Почаеве 15 лет служил в харьковском Свято-Озерянском храме Божией Матери. Потом вновь вернулся в Киев. Рассказывал, что 35 лет воздерживался от принятия священного сана. А когда братия Духовным собором постановила рукоположить его, он написал митрополиту прошение о принятии схимы. Схимник не рукополагается во священника. Рассказывал: «Я уже был в пожилом возрасте, а боялся исповедовать, особенно женщин...» Говорит: «Я принял схиму и был рукоположен в сан схииеродиакона, затем возведён в сан схиархиеродиакона. После этого впервые посетил Иерусалим и Афон…» Митрополит Киевский Владимир в 2001 году благословил о. Илариона служить в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Но сложилось иначе. Вновь вернулся в Киев. Его посещали до двухсот человек в день. В келье стоял гроб. В последние годы ослеп. Когда ноги не держали, служил в алтаре, стоя на коленях. Он светился любовью. Все вспоминают его исключительную доброту, готовность помогать всем.

В день 12-й годовщины кончины старца в окрестностях Стеблёва «случайно» оказались три монаха Киево-Печерской лавры, в том числе благочинный лавры архимандрит Антоний. После торжественной литургии и панихиды о. Антоний во время поминального обеда вспомнил, как о. Иларион 25 лет назад, увидев впервые архимандрита Павла (Лебедя), сказал: настоятель Лавры идёт. Это врезалось в память.

Когда большая часть гостей после обеда разъехалась, небольшая группа мирских и два священника отправились на кладбище, там, где и поныне стоит первый храм-сторожка, к могиле рясофорной послушницы Раисы.

Отслужив литию, все сошлись у большого стола близ могилы, под большое абрикосовое дерево, ставшее золотым. Гости выставили торты и закуску. И потекли воспоминания о послушнице Раисе… Она была подлинная мученица за Христа и исповедница. О ней, наверное, напишут книгу. Верно сказано: «Эта Рая – не простая».

В молодости она была красива, была матушкой – её мужем был священник по имени Алексей. Он писал иконы. В годы гонений они спасались в пространстве между Харьковом и Белгородом. У неё в те годы открылся дар проповеди, и она, получив благословение, отважно проповедовала. За это её сорок раз (!) арестовывали. Её мучили, буквально пытали, требуя отречения от веры. Кисти её рук до конца жизни остались в шрамах, исколотые острым. Арестовывали её мужа о. Алексея. Его били в соседней камере. Он кричал: «Раиса, меня убивают!» Она молилась… Дошло до того, что её отправили в психиатрическую больницу, где на неё натравливали больных, где санитары били её скрученными мокрыми простынями, не оставляющими следов…

В благоприятные годы двенадцать лет она подвизалась во Флоровском монастыре в Киеве. Начальство на неё сердилось, запрещало ей общаться с людьми, собственно, проповедовать. Она не унывала… И её однажды выгнали.

Вспоминают. Шла Раиса со знакомой по церковному делу, вдруг оглядывается, говорит:

- Прошёл мужчина, его зовут Михаил, он в церковь не ходит, а по ночам молится.

- Ну что это вы такое говорите!?

Догоняют человека:

- Вы Михаил?

- Откуда знаете?!

- Вы в церковь не ходите, а по ночам молитесь?

- ???

- Вам надо причащаться...

Однажды Раиса встретила молодую женщину, совершенно больную, которая понимала о себе, что умирает, как в Киеве говорят – «её запечатали». Раиса посмотрела на неё и на её мужа, сказала: у тебя хороший муж, вы не венчаны, вам нужно повенчаться. И организовала, подсказала. Да не всё просто. Повезла их в Покровский монастырь. Трамвай – битком. Раиса, уже сама не молодая, с больными ногами, обратилась к пассажирам: уступите место женщине, а той ей плохо. Все с разных сторон с воодушевлением зашумели: всем плохо! Раиса: «А знаете, милые, какой сегодня день? А сегодня день Архистратига Божия Михаила, 21 ноября. А Михаил без чудес не бывает!»

И вдруг трамвай загорелся, дым повалил. Все выскочили, места освободили… А женщина после венчания (венчал их батюшка в своей келье, сами венцы над собой держали) пошла на поправку. Сама об этом под золотым абрикосовым деревом и рассказала.

Вспоминают, как уже в Стеблёве, в больнице, Раиса вразумила причаститься прежде неверующую женщину, соседку по палате. Священник пришёл причащать Раису, а она со своей дальней койки закричала:

- Батюшка! Вон ту женщину причастить надо. Меня можно не причащать…

Вспоминают, как в Киеве она привела к священнику негра – креститься: он хочет.

Рая – не простая.

Золотой денёк. Один из самых лучших в жизни.

Станислав Ворон, Киев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Ворон
Порошенко страдает
Кто и как делает из барыги «мученика за веру»?
29.06.2020
Диверсия Стрелкова
Взгляд из Киева
20.05.2020
Коронобесие украинских «патриотов»
Новая волна гонений на Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата в связи с Covid-19
25.04.2020
А малявочке поклонилися, а козявочке покорилися?
Православных вновь испытывают на прочность
14.04.2020
Коронация вируса
Или как Зеленский Пасху отменил
27.03.2020
Все статьи Станислав Ворон
Бывший СССР
День взятия столицы Сибирского ханства русскими казаками
Сегодня мы вспоминаем также русских воинов, павших во время Варшавско-Ивангородской операции 1914 года, чтим память генерала В.А.Дедюлина, писателя И.А.Бунина и архитектора М.Ф.Казакова
08.11.2024
Ностальгирующим по советскому прошлому
Удивительно сегодня получать поздравления с «великим праздником» 7 ноября…
07.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
О гонениях советской власти на Православную Церковь
07.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от учитель
07.11.2024 23:36
Искушение Императора
Новый комментарий от Noitizm
07.11.2024 21:58
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Наталья Сидорина
07.11.2024 21:57
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от Рабочий
07.11.2024 21:41
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от Владимир С.М.
07.11.2024 21:36
Ностальгирующим по советскому прошлому
Новый комментарий от Туляк
07.11.2024 21:28
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
07.11.2024 20:39