Золотой осенью в будничный день 21 октября 2019 года в Спасо-Преображенском женском монастыре в Стеблёве было многолюдно. В 2007 году в этот день здесь отошёл ко Господу старец Киево-Печерской и Почаевской лавр схиархидиакон Иларион (Дзюбанин). И в этот же день, через пять лет, в 2012 году в монастыре скончалась рясофорная послушница Раиса.
Стеблёв – это центральная Украина; стоит посёлок на реке Рось, в 20 километрах от г. Коруснь-Шевченковский, в 160 км от Киева.
Полагают, что в 1036 году великий князь св. Ярослав Мудрый построил здесь пограничную крепость Боровград, разрушенную татарами. Документальная история Стеблёва прослеживается с начала XVII века. Она ярка и кровава. В известном труде Лаврентия Похилевича «Сказания о населенных местностях Киевской губернии», отпечатанном типографией Киево-Печерской лавры в 1864 году, даётся заманивающее описание местности: «Стеблев замечателен своим местоположением. Рось течет здесь между высокими лесистыми скалами, по дну усеянному огромными камнями и порогами, по которым в нескольких местах вода стремится в виде водопадов. В самом местечке в Рось впадают два ручья: Боровица и Хоробра. Первая бежит в таком углублении, что нависшие по обеим сторонам скалы и деревья совершенно скрывают ее от глаз».
Местность человеческого обитания древняя, кровью пропитанная, намоленная, а монастырь возник в нашем ХХI веке.
Возникновению монастыря предшествовало то, что в начале 1980-х дивеевская старица монахиня Митрофания (Быкова, в схиме Манефа; + 2000) предсказала молодому человеку с хорошим образованием Николаю Прикотенко, что станет он священником. Тот не поверил: есть работа, семья, трое детей, жильё. Священником стал в 1988 году, будучи ещё семинаристом Троице-Сергиевой лавры. В тот год он получил в Стеблёве приход, который, как и во многих других местах того времени, впору бы назвать «расходом». Служить предстояло в кладбищенской церковке, переделанной из сторожки. Дивеевская старица сделала первый взнос в строительство нового храма, пожертвовав 50 рублей. Она же перед своей кончиной благословила о. Николая строить в Стеблёве монастырь. В возможность возникновения монастыря тоже поначалу не очень-то верилось. Насельницы в Стеблёве появились в 2001 году, а к зиме 2002 года был возведён общежительный корпус…
Неся подвиг молчания, матушка Манефа (Быкова) однажды передала о. Николаю Прикотенко записочку: «Мы с ним одного духа» - о старце Иларионе. О. Иларион многих людей, приходивших к нему в лавру, встречавшихся в других городах, направлял в монастырь. В том числе направил и нынешнюю настоятельницу Спасо-Преображенской обители, игуменью Манефу (Герасименко). А за год до кончины, в 2006 году, о. Иларион и сам переехал в Стеблёвскую обитель – навсегда. Сказал: «Я приехал, детки, к вам умирать. И похороните меня в Стеблёве».
Он прожил большую жизнь. Рассказывал о себе: «Я родился в 1924 году в городке Щигры Курской области. Рос и учился "босяком", как большинство сверстников, в окружении богопротивников и атеистов… Первые семена веры в моей душе посеяла моя тётя – ещё "царская" монахиня Нектория…» Перед отправкой на фронт она дала ему поясок с 90-м псалмом. Он, участник Курской битвы, освободитель Киева и Европы, вспоминал об особом случае во время войны: «Было страшно: снаряды рвались, земля разрывалась, железо плавилось, лопались барабанные перепонки. И я дал обет Матери Божией: если я выживу, буду служить Господу всю жизнь». Он был контужен и ранен. Вернулся с фронта воином Христовым. В монастырь поступил послушником в 1950-м, через семь лет в Киево-Печерской лавре принял монашество с именем Игнатий. Раненую ногу ему исцелил известный в СССР прозорливый старец игумен Иосиф (Головатюк), прославленный Церковью преподобный Амфилохий Почаевский, – помазал маслами и настойками: «Все, iди, Iгнатiй. Будеш бiгати й лiтати, як на крилах, ще 30 рокiв». После закрытия Киевской лавры и гонений в Почаеве 15 лет служил в харьковском Свято-Озерянском храме Божией Матери. Потом вновь вернулся в Киев. Рассказывал, что 35 лет воздерживался от принятия священного сана. А когда братия Духовным собором постановила рукоположить его, он написал митрополиту прошение о принятии схимы. Схимник не рукополагается во священника. Рассказывал: «Я уже был в пожилом возрасте, а боялся исповедовать, особенно женщин...» Говорит: «Я принял схиму и был рукоположен в сан схииеродиакона, затем возведён в сан схиархиеродиакона. После этого впервые посетил Иерусалим и Афон…» Митрополит Киевский Владимир в 2001 году благословил о. Илариона служить в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Но сложилось иначе. Вновь вернулся в Киев. Его посещали до двухсот человек в день. В келье стоял гроб. В последние годы ослеп. Когда ноги не держали, служил в алтаре, стоя на коленях. Он светился любовью. Все вспоминают его исключительную доброту, готовность помогать всем.
В день 12-й годовщины кончины старца в окрестностях Стеблёва «случайно» оказались три монаха Киево-Печерской лавры, в том числе благочинный лавры архимандрит Антоний. После торжественной литургии и панихиды о. Антоний во время поминального обеда вспомнил, как о. Иларион 25 лет назад, увидев впервые архимандрита Павла (Лебедя), сказал: настоятель Лавры идёт. Это врезалось в память.
Когда большая часть гостей после обеда разъехалась, небольшая группа мирских и два священника отправились на кладбище, там, где и поныне стоит первый храм-сторожка, к могиле рясофорной послушницы Раисы.
Отслужив литию, все сошлись у большого стола близ могилы, под большое абрикосовое дерево, ставшее золотым. Гости выставили торты и закуску. И потекли воспоминания о послушнице Раисе… Она была подлинная мученица за Христа и исповедница. О ней, наверное, напишут книгу. Верно сказано: «Эта Рая – не простая».
В молодости она была красива, была матушкой – её мужем был священник по имени Алексей. Он писал иконы. В годы гонений они спасались в пространстве между Харьковом и Белгородом. У неё в те годы открылся дар проповеди, и она, получив благословение, отважно проповедовала. За это её сорок раз (!) арестовывали. Её мучили, буквально пытали, требуя отречения от веры. Кисти её рук до конца жизни остались в шрамах, исколотые острым. Арестовывали её мужа о. Алексея. Его били в соседней камере. Он кричал: «Раиса, меня убивают!» Она молилась… Дошло до того, что её отправили в психиатрическую больницу, где на неё натравливали больных, где санитары били её скрученными мокрыми простынями, не оставляющими следов…
В благоприятные годы двенадцать лет она подвизалась во Флоровском монастыре в Киеве. Начальство на неё сердилось, запрещало ей общаться с людьми, собственно, проповедовать. Она не унывала… И её однажды выгнали.
Вспоминают. Шла Раиса со знакомой по церковному делу, вдруг оглядывается, говорит:
- Прошёл мужчина, его зовут Михаил, он в церковь не ходит, а по ночам молится.
- Ну что это вы такое говорите!?
Догоняют человека:
- Вы Михаил?
- Откуда знаете?!
- Вы в церковь не ходите, а по ночам молитесь?
- ???
- Вам надо причащаться...
Однажды Раиса встретила молодую женщину, совершенно больную, которая понимала о себе, что умирает, как в Киеве говорят – «её запечатали». Раиса посмотрела на неё и на её мужа, сказала: у тебя хороший муж, вы не венчаны, вам нужно повенчаться. И организовала, подсказала. Да не всё просто. Повезла их в Покровский монастырь. Трамвай – битком. Раиса, уже сама не молодая, с больными ногами, обратилась к пассажирам: уступите место женщине, а той ей плохо. Все с разных сторон с воодушевлением зашумели: всем плохо! Раиса: «А знаете, милые, какой сегодня день? А сегодня день Архистратига Божия Михаила, 21 ноября. А Михаил без чудес не бывает!»
И вдруг трамвай загорелся, дым повалил. Все выскочили, места освободили… А женщина после венчания (венчал их батюшка в своей келье, сами венцы над собой держали) пошла на поправку. Сама об этом под золотым абрикосовым деревом и рассказала.
Вспоминают, как уже в Стеблёве, в больнице, Раиса вразумила причаститься прежде неверующую женщину, соседку по палате. Священник пришёл причащать Раису, а она со своей дальней койки закричала:
- Батюшка! Вон ту женщину причастить надо. Меня можно не причащать…
Вспоминают, как в Киеве она привела к священнику негра – креститься: он хочет.
Рая – не простая.
Золотой денёк. Один из самых лучших в жизни.
Станислав Ворон, Киев