Господь Апостолов посылал всегда по двое.
Апостолами на сцене были два «песенных гонца», как их назвала поэт Мария Сухорукова, Виктор Цой и Игорь Тальков. Они друг с другом никогда не встречались. Но Игорь после гибели Виктора посвятил ему песню.
Поэты не рождаются случайно.
Они летят на землю с высоты.
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких Божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте.
И в хаосе проблем их души светят вечно тем
Мирам, что заблудились в темноте.
Как точно все сказано! Душа Виктора Цоя светила нам, заблудшим в коммунистическом рабстве. Не случайно на его концертах слушатели зажигали огоньки. Он пел притчами о девушке-душе, у которой есть печаль, про электричку, которая идет туда, куда не хочу, о войне, которая идет две тысячи лет без особых причин. А еще он пел о Звезде по имени Солнце. Тогда нельзя было явно говорить о Христе. Приходилось говорить вот так, притчевым языком.
Последний седьмой альбом поэта назывался «Звезда по имени Солнце». Альбом вышел в 1989 году. В августе этого года ему исполнилось 30 лет. И свою программу Большой Симфонический Оркестр города Санкт-Петербурга с участием Юрия Каспаряна, бывшего участника легендарной группы «Кино», посвятил именно этой дате.
«Впервые оркестровые версии легендарных песен «Кино», - читаем мы в Википедии о «Симфоническом КИНО», - были записаны известным современным композитором Игорем Вдовиным в 2010 году для грандиозного фестиваля «20 лет без КИНО». Композиции были настолько тепло приняты публикой, что решено было подготовить сольную программу, добавив знаковую для всех меломанов гитару Юрия Каспаряна». Так и родилось «Симфоническое КИНО» - в истории русского рока проект, не имеющий аналогов. Продюсером проекта выступил сын музыканта – Александр Викторович Цой». И этот проект успешно идет по России. В нашем Нижнем Новгороде редки были афиши об этом концерте. Даже перед театром опери и балета, где должен был проходить концерт, афишу убрали. Пришлось по интернету узнавать о начале концерта. В кассе у меня спросили мою фамилию, имя и отчество и номер телефона. «Это зачем?» - спросила я. «Такая программа», - ответил кассир. Господи, - подумала я, - неужели до сих пор боятся его песен?
Зал был полон. Публика ликовала после каждой композиции оркестра, сидящего на сцене и подсвеченного синими лампочками. На электрогитаре солировал Юрий Каспарян в черном фраке и с «бабочкой». Одежда «формал», как сказали бы американцы. Да, Виктор Цой достоин, чтобы красивые композиции по его песням звучали в исполнении симфонического оркестра. Жаль, звукоусиливающая аппаратура перекрывала нормальное звучание струнных и духовых инструментов. Кто-то выкрикнул: «Виктор Цой жив». Аплодисменты были нескончаемые, когда концерт закончился. И артисты не уходили, и дирижер Антон Шабуров и солист Юрий Каспарян вновь и вновь выходили на сцену. К запасному выходу, ведущему на сцену, было просто не протолкнуться. Многие хотели получить автографы. Мне все же удалось протиснуться и передать на память книгу Марии Сухоруковой «Хвалите Бога», в которой есть стихи, посвященные Виктору Цою и Игорю Талькову.
Песенные гонцы
Светлой памяти убиенных Православных певцов Виктора Цоя и Игоря Талькова
Не Леной-речкой тек. Болотом он
Смердел. И смрадом заражал окрестность.
И заглушила колокольный звон
Его «сверхгениальная известность».
Он вместо солнца лысиной светить
С портретов порешил в глухие дали.
Как и куда нам было, пленным, плыть,
Коль с Корабля Спасенья нас прогнали.
И Виктор Цой, он притчами запел
О Солнце Правды, о Звезде, что Солнце.
Он мыслить заставлял средь черных дней,
Чтоб солнечные дни втекли в оконце.
Он запертую дверь открыл плечом,
Чтоб девушка-душа была здорова.
Юродствуя на сцене, стал лучом,
Предтечей света Игоря Талькова.
В рассвете полном песенных гонцов:
И Виктора, и Игоря сразили,
Двух воинов, апостолов-певцов,
За слово Правды, за Христа убили.
В объятья Отчи отошли певцы,
Свой благовест пролив над миром сонным.
И мучеников вечные венцы
Горят над ними золотом червленым.
А мир все дремлет. Малое число
Проснулось. Сохрани их, Святый Боже.
На смелых смотрит вновь сквозь дуло зло.
И кто сейчас на очереди, кто же?
Смотрю в интернете отзывы о Викторе Цое, и меня они порадовали. Вот некоторые добрые слова в его адрес: большой русский поэт; с помощью его музыки произошла огромная культурная трансформация советского общества; его песни про любого человека из спального района.
Да, его песни были доходчивы и просты, как и он сам. И главное, он менялся, он рос духовно от романтических песен до песен протеста.
Перемен! – требуют наши сердца.
Перемен! – требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен:
«Перемен! Мы ждем перемен!»
Восьмидесятые годы прошлого века - это были времена страшного застоя и духовного тупика. И на его концертах люди находили отдушину. Последний его концерт в Лужниках в 1989 году собрал 72 тысячи человек. На сцене был уже не романтик-певец, а боец, вернее, четыре бойца в черных одеждах, как монахи, которые пришли, чтобы сказать слово Истины.
Виктор своими песнями пробудил людей от затянувшейся духовной спячки. Но кого-то это раздражало. И вот итог: трагическая гибель в ДТП. Уснул? Да что вы! Как же тут было уснуть, когда ты будишь людей и полон творческих сил?! В средние века были рыцари, которых называли потрясателями копья. Они первыми выходили на встречу войску противника и пели свою песню, вдохновляя свое войско на бой. И первыми погибали. Виктор погиб первым. А потом уже началась «эпоха перестройки», перестройки сознания, перестройки хозяйства. Он не дожил, но он с Божией Помощью был одним из тех, кто подготовил выход из коммунистического рабства, многих пробудил своими песнями. Светлая ему память, певцу-мученику.
Ирина Александровна Высоцкая, директор Нижегородского благотворительного фонда «Меценат», Нижний Новгород