Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) ответил на вопросы корреспондента РИА Новости, касающиеся отношения Элладской Православной Церкви к проблеме автокефалии на Украине. Ему был задан вопрос: «Через несколько дней Элладская Церковь будет принимать решение о признании или непризнании "Православной церкви Украины" (ПЦУ) – новой структуры, созданной Константинополем на базе раскольнических. Каковы ваши прогнозы, опасения и надежды?»
«Элладская Церковь, - подчеркнул митрополит, - является автокефальной, и я надеюсь, что она примет ответственное решение, соответствующее духу и букве церковных канонов, без давления извне. В Элладской Церкви знают, что украинская псевдо-церковная структура, получившая томос от Константинополя, состоит из лиц, не имеющих канонических хиротоний. Часть ее "иерархов" происходит от самозванца – диакона, выдававшего себя то за православного епископа, то за англиканского священника и в итоге оказавшегося за решеткой. Другая часть происходит от бывшего митрополита, преданного анафеме. Может ли из гнилых источников течь хорошая вода? Выдать томос об автокефалии этой группе было ошибкой со стороны Константинополя. Но патриарха Варфоломея дезинформировали тогдашние украинские власти и его собственные эксперты по украинским делам. Ему внушали, что Порошенко останется у власти и доведет дело ликвидации канонической Украинской Православной Церкви до конца, а Порошенко позорно провалился на выборах и ушел с политической арены. Патриарху внушали, что вслед за дарованием томоса к новой структуре присоединятся чуть ли не все канонические епископы, но присоединилось только двое из девятноста. Патриарху внушали, что Москва удерживает в своих объятьях Киев, но оказалось, что и это не так: сами украинские православные в подавляющем своем большинстве не желают разрыва с Русской Церковью».
«Наконец, - добавил владыка Иларион, - Патриарху внушали, что томос объединит всех украинских православных. Но он не смог объединить даже самих раскольников. Не случайно спустя лишь несколько месяцев после "объединительного собора", на котором две раскольничьи структуры слили в одну, внутри раскола вновь возникло разделение. И теперь уже сам основатель раскола, восстановленный в "сане" Константинопольским Патриархом, объявил о выходе из "ПЦУ" и воссоздании "Киевского патриархата"».
Далее митрополиту Илариону был задан следующий вопрос: «Для раскола вполне естественно, что он делится на части: когда-то в Греции был один старостильный раскол, а сколько их сейчас. Реально ли вообще, что трагическое разделение верующих на Украине будет не усугубляться дальше, а как-то преодолеваться?»
«Глубоко убежден в том, что время все расставит по своим местам. Ныне же важно не спешить с односторонними решениями, которые могут лишь усугубить возникшее разделение. Давайте лучше дождемся того благословенного дня, когда все Поместные Церкви, движимые Святым Духом, смогут собраться вместе и на всеправославном уровне решить будущее украинского Православия. Прецеденты исцеления расколов имеются, в том числе в недавнем прошлом. Достаточно вспомнить церковный собор в Софии, созванный для преодоления раскола в Болгарской церкви. Он прошел под председательством Патриарха Варфоломея, с участием глав и представителей других Поместных Церквей, и результатом его стало возвращение раскольников в лоно Церкви. В случае же с Украиной был избран другой сценарий, а потому и результат оказался прямо противоположным», - отметил владыка.
«В Элладской Церкви немало иерархов, хорошо осведомленных о реальном положении дел на Украине. Им известно, что абсолютное большинство православной паствы остается сплоченным вокруг митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Это 12 тысяч приходов, более 200 монастырей и миллионы верующих. Эти верующие знают, кто такие раскольники, и никогда за ними не пойдут. Живительные токи благодатной воды они никогда не променяют на гнилую воду», - подчеркнул он.
Комментируя реплику журналиста о том, что «некоторые греческие иерархи уже грозят Русской Церкви изоляцией», митрополит Иларион отметил, что «в изоляции окажутся те, кто признает раскол. Мы в Русской Церкви ощущаем мощную поддержку Поместных Православных Церквей». «Некоторые Церкви открыто выразили свое несогласие с легитимизацией украинского раскола, другие молчаливо не соглашаются с ней. Уверен: абсолютное большинство Поместных Церквей как не признало, так и в будущем не признает это деяние. А значит – раньше или позже – к этому вопросу все равно придется вернуться на всеправославном уровне», - добавил архипастырь.
Отвечая на вопрос о том, «как будет вести себя Русская Церковь, если Элладская Церковь все-таки признает т.н. "ПЦУ"?», владыка Иларион сказал: «А как бы повела себя Элладская Церковь, если бы Русская Церковь признала один из старостильных расколов? Думаю, ответ очевиден. Когда Константинополь даровал томос об автокефалии украинским раскольникам, у нас не оставалось никакого иного выбора, кроме как разорвать евхаристическое общение. Многие греческие иерархи этого не поняли, сочли нашу реакцию слишком жесткой, не оставляющей пространства для диалога. Но пусть те, кто нас критикуют, поставят себя на наше место. Мы открыты к диалогу и надеемся на диалог. Мы неоднократно призывали к такому диалогу Константинопольского Патриарха. И сейчас мы призываем к тому, чтобы вопросы подобной важности решались на всеправославном уровне, а не путем односторонних решений отдельных Поместных Церквей».
«Если мы не можем сейчас решить вопрос без ущерба для церковного единства, давайте возьмем паузу. Дадим Святому Духу возможность помочь нам разобраться в том, в чем без Его помощи нам разобраться трудно. На каждой Божественной литургии мы воссылаем молитвы о единстве Православной Церкви. Верим, что это единство сохранится, а нужные решения будут со временем подсказаны всецерковному собору самим Святым Духом, который никогда не оставит нашу Церковь, ибо она Единая, Святая, Соборная и Апостольская, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16. 18)», - заключил митрополит Иларион.