Половинчатое, туманное решение Эллады

Элладскую Православную Церковь вынуждают признать «автокефалию» т. н. «ПЦУ»; греки тянут время

0
1334
Время на чтение 4 минуты
Постоянный Синод Элладской Православной Церкви не стал обсуждать проблему предоставления «автокефалии» т. н. «ПЦУ», передав вопрос на рассмотрение Синода Иерархов, запланированного на октябрь, передает РИА Новости.
 
Как сообщалось, заседание Синода проходило 26-28 августа. На нем были заслушаны доклады комиссий, изучавших украинский вопрос.
 
«По докладам Синодальных комиссий по догматическим и правовым вопросам и православным и межхристианским отношениям по украинскому вопросу, Синод признает каноническое право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию, так же как и прерогативу Предстоятеля Греческой Церкви продолжать заниматься вопросом признания церкви Украины», - говорится в информационном сообщении Элладской Церкви.
 
Право Константинопольского патриарха на предоставление автокефалии должно было обсуждаться на Всеправославном Соборе на Крите в 2016 году, но из-за отсутствия Русской Православной Церкви вопрос не рассматривался.
 
Комиссии Элладской Церкви выступили против т. н. «ПЦУ», сообщил источник РИА Новости. Скоро и Киев откажется ее признавать, считает религиовед Роман Силантьев. Он высказал свое мнение в эфире радио Sputnik.
 
Как сообщил РИА Новости церковный источник, в докладах обеих комиссий Греческой Православной Церкви были высказаны возражения против признания «новой украинской церкви». Одним из главных препятствий стало то, что «священники» «ПЦУ» не были рукоположены.
 
Агентство церковных новостей Romfea.gr сообщает, что обсуждение проходило в спокойной обстановке, все члены Синода высказали свое мнение и признали привилегию Архиепископа Афинского и всей Греции заняться решением этого вопроса.
 
«В другом случае не потребовалось бы мнения Иерархии для признания автокефалии, как в случае с другими автокефальными церквями на Балканах. Но здесь у нас есть своеобразный случай с не имеющими хиротонии, с раскольниками и отлученными от церкви», - цитирует агентство иерарха.
 
Сам Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним поблагодарил иерархов за поддержку и признание его привилегий, но счёл невозможным взять на себя ответственность по столь сложному вопросу. «Я не могу взять на себя один такую ответственность, я пойду на Синод Иерархов, чтобы он решил», - сказал Предстоятель Элладской Православной Церкви.
 
Предполагается, что передача вопроса на рассмотрение Синода Иерархов, запланированного на октябрь, не случайна. «Греки не стали устраивать большой раскол Православия. Спасибо, хотя ряд греческих изданий писали о возможности признания СЦУ. Вопрос перенесен как минимум на октябрь, когда будет проходить Собор. Это очень хорошо, т.к. собрание глав древних Церквей пройдет перед Собором и древние Церкви сейчас отнюдь не поддерживают СЦУ. Так что Собору придется с этим считаться», - пишет Александр Вознесенский на своей страничке в Фейсбуке.
 
Заштатный клирик УПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун) в интервью порталу Cerkvarium заявил, что решение Постоянного Синода Элладской Православной Церкви следует рассматривать как признание этой Церковью «автокефалии» т. н. «ПЦУ».
 
Ситуацию анализирует в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко:
 
На мой взгляд, это решение, мягко говоря, половинчатое и туманное. Греки хотят сделать некий реверанс в сторону Фанара, который, судя по всему, оказывает давление. Возможно, давление идет и по иной линии, мы знаем, что американское посольство в Греции плотно занимается этим вопросом. 

Очевидно, что Элладская Церковь, с одной стороны, не хочет портить отношения с Русской Православной Церковью, а с другой стороны, — с Фанаром. Отсюда их неопределенность и половинчатость. Это то, что уже продемонстрировал архиепископ Афинский Иероним, когда он приехал в Стамбул. Тогда он встречался в частном порядке с Епифанием Думенко, но при этом старался избежать сослужений, дабы это не воспринималось как однозначное признание т.н. «ПЦУ». Как известно, и уехал он во время празднования именин патриарха Варфоломея, чтобы не участвовать в литургии.

С одной стороны, говорится о том, что они против признания т.н. «ПЦУ», с другой стороны, делается заявление, что патриарх Варфоломей имеет право предоставлять автокефалию. Тут же вся эта ответственность переводится на архиепископа Иеронима, который в Элладской Церкви обладает достаточно  ограниченными полномочиями как Предстоятель. Архиепископ Иероним, в свою очередь, опять же передает ответственность Собору. На мой взгляд, очевидно, что они тянут время, и, самое главное, каждый хочет сдержать поток обвинений в свой адрес.

Что касается положения Элладской Церкви, то известно, что она фактически ограничена церковными делами только внутри Греции. Поэтому всё, что касается именно межправославных контактов и положения в диаспоре, в большей степени отдано на откуп Фанару. Тем более, что едва ли не половина архиереев Элладской Церкви числится в юрисдикции Константинопольского патриархата: иерархи на северных и на островных территориях, а также в Критской церкви. Конечно, позиция Фанара внутри Греции и оглядка на патриарха Варфоломея постоянно имеют место. 

В отличие от архимандрита Кирилла (Говоруна), я считаю, что нет оснований однозначно интерпретировать это решение как признание т.н. «ПЦУ». К сожалению, это традиционная для греков позиция — сказать всё в такой форме, чтобы потом спустя время можно было интерпретировать свое высказывание в зависимости от обстоятельств или каким-либо иным образом.
 
Конечно, это далеко ещё не окончательный ответ. Подождём решение Собора. Я думаю, что на Соборе будет всё-таки более полно выражена позиция архиереев Элладской Церкви. Там есть ряд авторитетных иерархов, которые выступают против признания т.н. «ПЦУ», в том числе жёстко подчеркивают её раскольнический характер и большие экономические вопросы, связанные с реабилитацией раскольнических деятелей, осуществленной Фанаром. Это и митрополит Пирейский Серафим, и ряд других иерархов. Я думаю, что они выскажутся на Соборе и, если будут приведены достаточно резкие доводы против признания т.н. «ПЦУ», то еще неизвестно, к чему всё приведёт.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Игоревич Петрушко
Франциск лишь отложил раскол
Внутренние противоречия разорвут Католическую церковь
14.03.2023
Цель – уничтожить Православие на Украине
Только продолжение СВО может спасти каноническую Украинскую Церковь
13.12.2022
Американские католики против «воцерковления» содомского греха
В католической епархии штата Мичиган запретили причащать и крестить трансгендеров
17.12.2021
Налицо сильное давление Фанара и США
Судя по всему, признание Поместными Церквами т.н. ПЦУ продолжится
12.11.2019
Все статьи Владислав Игоревич Петрушко
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
20.11.2024 13:32
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:09
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Волков
20.11.2024 12:26
Что нас ждёт: мир или тотальный хаос?
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 12:19