Заявляя себя наследником и продолжателем древних устрашающих легенд и пугающих сказок, присущих культурно-воспитательным традициям всех народов, хоррор лжёт. Фольклорное в нём, искусственном создании двадцатого века, только декоративно внешнее, наполнение же принципиально сатанинское. Дело в том, что по своей природе хоррор есть плод личного, авторского творчества, родословная хоррора проследимо литературно-философская - от гесиодовой «Теогонии» и еврипидовских пьес об Ипполите, через готические предромантические романы Маргарет Дрэббл, Мери Шелли, Анны Радклиф (интересная концентрация женского), полноценны леденящие ужасы Хораса Уолпола и Эрнста Гофмана, до более омерзительных, чем страшных историй Леонида Андреева, Говарда Лафкрафта и Стивена Кинга.
И потому хоррор к народным страшилкам - секуляризировавшимся фрагментам посвященческих родовых ритуалов, отношение имеет весьма косвенное. Да, действительно, обряд инициации - в мужчину, в воина, в князя или шамана - обязательно включает в себя прохождение испытаний не только болью, но и страхом, так как преодоление страха меняет сознание, резко расширяет границы мировосприятия. Особенно страха не биологического - страха боли, а экзистенциального - страха смерти. Так что даже вырванные из ритуального контекста, рассказываемые на ночь детские пугалки продолжают исполнять своё предназначение - взрослить.
Однако кроме эффекта интеллектуального - ступенчатого, скачкообразного расширения сознания, волевое преодоление страха сопровождается и физиологическими эффектами, прежде всего - выбросом адреналина с последующими переживаниями сверхсилы и лёгкого опьянения. Именно этими физиологическими переживаниями, сходными с употреблением алкоголя или наркотиков, и привлекаются множества читателей и почитателей к жанрам ужаса. Это экстазно-восторженное состояние сознания, теряющего границы меж внешним и внутренним, самоупоения, с игнорированием реальности, и используют сатанисты, стремящиеся к контролю над массовой культурой.
Почему так жёстко - сатанисты? Может, здесь только бизнес на щекотании нервов - с соответствующей рекламой, организацией спроса, наполнением рынка и обеспеченной прибылью? Попробую доказать, что, увы, это не так. Современные поклонники сатаны разделены на несколько «церквей», часть которых производные от ОТО - Ордена восточных тамплиеров Алистера Кроули. Подробности в моей статье аж 2006 года «Бафомет - идол постмодерна». В ней, кроме прочего, я помянул просвещенческую орденскую легенду тамплиеров о добром плотнике Иешуа, возомнившем себя эоном Иисусом, введённую М.А. Булгаковым в роман «Мастер и Маргарита» под видом некоего писательского варианта «евангелия». Кстати, «исторического» доброго простака и немного экстрасенса Иешуа тамплиерам предписано не порицать, и потому православные профаны столь доверчиво умиляются братски сочувственным описаниям булгаковского лжехриста.
Согласно гностическому учению, перенятому тамплиерами, далее павликианами, богомилами, катарами и совсем откровенными сатанистами, от демиурга в наш тварный мир истекают эманации - эоны. Восемь ли их или тридцать, не важно, там же ещё тьмы легов, арлегов и прочих арланов, для нас главное знать, что согласно этому древнему и стойкому учению два начала - добро и зло - равнозначны и равнодейственны в жизни вселенной и человека. Отсюда Сатанаил и Иисус (крестись, читатель!) в представлении сатанистов «братья». Причём первый старше по иерархии и по возможностям. И согласно доктрине тамплиеров и кроулистов, эон-Иисус некогда низошёл к людям, дабы дать им морально-нравственные задания, а вот спрашивать за исполнение этих заданий явится эон-Сатанаил.
Здесь объяснение верховной фабулы хоррора: второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа не будет, Страшный суд в конце времён принадлежит Сатанаилу, да уже сегодня - зло является единственным экзаменатором и судьёй нравственности. Апокалипсис в представлении разуверившегося Запада завешает земную историю воцарением антихриста, а вера восточных ортодоксов в «паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца», для поклонников-последователей Голливуда, оккультной и пара-масонской литературы неприемлемо маргинальна.
Апокалипсис для западного сознания и, увы, теперь для немалого числа и наших, особенно молодых, соотечественников - это дракон, преследующий Деву, и многорогий зверь, низводящий огонь на землю, отчаянье Армагеддона - «дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем». Уже вплотную к нашим лбам чипы-начертания «666» в реализации блудницы-Вавилона, на которую изольются ангельские чаши гнева... Всадник на бледном коне... Ужасы, кошмары конца света.... Но почему же не прочитать далее?! - «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр. 21: 4-7). И далее, далее: «Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святый да освящается ещё. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22: 11-12).
Материалистический Запад не ждёт второго пришествия Христа. Более того - ему ненавистна сама идея встречи с преданным и проданным им за красную чечевицу Христом. И кому надобно объяснять, почему отрицание Суда Господня, с грядущим обновлением земли и установлением бесконечного Царствия Христова - магистральная задача глобалистской поп-культуры...
Стивен Кинг: «Однако "зло" должно присутствовать в каждой книге, иначе её не продать или если угодно - её не будут читать». И вот хоррор, с его домами-ловушками, пост-ядерным одичанием, вампирами и зомби, а, главное, с его сверх идеей: зло - судья нравственности, получает сегодня самые массовые тиражи и самую мощную рекламно-пропагандистскую поддержку, затраты на которые вряд ли окупаемы, не говоря уж о прибылях. Это не бизнес, это религия. Всё множащиеся ведьмы и оборотни, киборги и пришельцы на экранах и книжных полках - это не купля-продажа, это идейное, мировоззренческое внедрение, зло-волевое изменение традиционной картины русского мира. Выброс адреналина с переживаниями сверхсилы и лёгкого опьянения завлекает юных, и самое ужасное в жанре ужасов - целенаправленность на детскую, подростковую аудиторию. И аудиторию не только потребительскую, но и авторскую.
Взгляните на то, как уже более двадцати лет методично организуется местно российская имитация творчества по западным клише: сотни молоденьких, безграмотных, да и, слава Богу, малоталантливых «писателей», как правило - провинциалов, призываются-приглашаются столичными издателями-монополистами для валового наполнения «формата фэнтези» пошло вторичными, бездарно эпигонными ужастиками с едино-одинокой фабулой христоотрицания на основе псевдо ли католицизма, псевдо ли язычества или откровенной оккультики.
Нет, никакой это не бизнес!
Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления - генеральный директор Союза писателей России
1. Re: Сатанинская природа хоррора