На острове Русский на скалистом берегу у могучих тихоокеанских волн состоялся семинар-совещание Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус» с участием благополучно добравшегося до восточных пределов России Анатолия Дмитриевича Степанова, главного редактора РНЛ.
Анатолий Дмитриевич представил предварительные выводы и размышления о своем большом путешествии из Санкт-Петербурга во Владивосток. В частности, он рассказал о посещении Екатеринбурга, обратив внимание на «тяжёлое наследие города». И далеко не случайно именно в этот город была привезена приговоренная к кровавой расправе Семья Святых Царственных Мучеников. «Этот город был наиболее приспособлен для совершения страшного злодеяния. Не только потому, что там всем заправлял личный друг Свердлова – Голощекин. Тогдашний Екатеринбург – это один из крупных центров раскольничества, для которого было характерно враждебное отношение к Романовым и к российской государственности. Там Государь сочувствия даже среди русских не мог найти. Это был и центр каторжного труда, где было много людей бандитствующего плана, которые выселялись в Екатеринбург и его окрестности…», - рассказывал Анатолий Степанов.
Анатолий Дмитриевич напомнил пророчество Иоанна Кронштадтского, произнесенное святым пастырем примерно в 1908 году перед делегацией пермских купцов: «Над Пермью чёрный крест». «А тогда Екатеринбург был частью Пермской губернии, и впоследствии Пермская губерния стала местом ритуального убиения Российского Царского Дома. Там и Алапаевск, и Пермь, и Екатеринбург. И эти смыслы никуда не делись. В советское время они, может быть, видоизменились, - делился своими наблюдениями главный редактор РНЛ. - Я думаю, не случайно и Борис Ельцин оттуда. Не случайно у него был такой инфернально-разрушительный пафос. Ведь он по природе своей был человеком, который был способен эффективно разрушать. Хотя я не склонен с коммунистической ненавистью относиться к Ельцину. Он пытался примириться с Богом, ездил на Святую Землю, может быть, стремился к тому, чтобы что-то исправить из того, что сделал... Сейчас в Екатеринбурге создан "Ельцин-центр". Кстати, этот Центр расположен рядом с печально известным сквером, где пытались еще недавно построить Екатерининский собор. И когда строили "Ельцин-центр", там вырубили гораздо больше деревьев, чем должны были даже не вырубить, а перенести из сквера с места строительства будущего Екатерининского собора, в другое место. Екатеринбург стал космополитическим, не скажу, русофобским, но таким оппозиционным центром. Несмотря на то, что там есть такие места, которые несут государственнические смыслы – Вознесенская горка и Храм-на-Крови, монастырь на Ганиной Яме и Алапаевск, связанные с памятью Царской Семьи…».
Главный редактор «Русской народной линии» живо представил собравшимся свои впечатления от посещения во время путешествия Прибайкалья и Приамурья. Иркутск и Благовещенск он охарактеризовал как места, где преобладают здоровые консервативные ценности. Собравшихся вдохновил рассказ о встречах на набережной Благовещенска. Анатолий Дмитриевич рассказал, что на прекрасно устроенной набережной над Амуром стоит величественный памятник генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому, поодаль - памятник воину-пограничнику. И так случилось, что когда гости прогуливались по набережной, у памятника пограничнику появился пожилой мужчина, коренной амурчанин. В руках у него была старая потертая гармошка: «Над границей тучи ходят хмуро. Край суровый тишиной объят. У высоких берегов Амура часовые Родины стоят…», - зычным голосом запел русский человек на амурских берегах. От души, от всего сердца…
«В Благовещенске есть здоровый патриотический настрой», - сказал Анатолий Дмитриевич. Однако, судя по впечатлениям, не весь Дальний Восток показался ему столь патриотично настроенным. Владивосток представился в несколько ином свете.
«Владивосток - город во многом космополитичный, русский дух здесь не очень ощущается. И даже храмы православные не очень-то усиливают этот русский настрой. Дух города создают люди. И дело не в том, что тут много китайцев. Хотя, конечно, иностранное присутствие определенный отпечаток накладывает. В городе ощущается культ наживы, который идёт еще из советского времени. Владивосток ведь многими воспринимался как место, где можно быстро разбогатеть, - говорит Анатолий Дмитриевич. - Я ехал в поезде с одним человеком. Не могу сказать, что он какой-то богач, хотя был у него бизнес, который он оставил. В разговоре он рассказал, как разбогател в девяностые годы во Владивостоке. И, в связи этим, он произнес такую фразу: "В девяностые во Владивостоке не разбогатеть мог только ленивый". Я не стал с ним спорить, потому что в девяностые я тоже был во Владивостоке и не разбогател, хотя не считаю себя ленивым. Но этот человек выразил настрой и определенную позицию, которая присутствует среди многих жителей города».
«Смысл жизни в обогащении, - эта максима очень сильно проявляется во Владивостоке, - справедливо замечает Анатолий Степанов. - К сожалению, политика власти часто приспосабливается к этому духу. Хотя власть все-таки должна воспитывать другой дух – созидательный, содержательный. Дух, который создает смыслы государственного единства. Однако власть, к сожалению, этого не делает не только во Владивостоке. Этого мы пока не видим в полной мере и в Центральной России. Безусловно, Верховная власть удерживает целостность страны, не даёт усиливаться каким-то деструктивным элементам. Но власть не имеет созидательной программы. Пока, помимо идеи стабильности, пресловутой сурковской идеи "суверенной демократии", власть ничего не предложила. Да, мы достигли какой-то стабильности, но нет развития. Пока, как выразился один из авторов "Русской народной линии", "Россия стоит в раскорячку". И путешествие меня в этом убедило».
«Где же место нам, православным патриотам, православным русским людям?» - задается вопросом Анатолий Дмитриевич. - У нас ведь и в Церкви нет полного понимания общественной ситуации. В Церкви сильны позиции людей, которые отторгают советский патриотизм, не предлагая ничего взамен. Кроме мифологизированной идеи "Нам надо вымолить Царя, Царь придёт и всё управит". Но Господь нам не дарует в таком состоянии Царя. Православные должны снять все эти противоречия. Либерализм ведь не только иностранцы приносят. Он падает на национальную почву. И эта почва - тоже наши русские люди.
Чтобы появился Царь, нужны люди с психологией верноподданных. Известно, что инокиня Марфа, когда избирали Михаила Федоровича на Престол, не захотела по первому зову Земского собора отдавать своего сына, сказав, что его могут убить. Она ведь видела, как жестоко расправлялись с другими правителями. Многие погибли, в том числе, люди с возвышенными идеями, идеями собирания народа, преодоления Смуты. Тот же Скопин-Шуйский, или братья Ляпуновы - организаторы первого ополчения. Погибли, ничего не создав, ничего не сделав, потому что они не смогли опереться на какую-то твердую почву...
Нужна постепенность. Сейчас есть какие-то знаки, символы возрождения. Я посмотрел, с какой любовью заботятся в Иркутске о сохранении старины. Идёшь и любуешься старыми деревянными домами, вспоминаешь, как жили наши предки сто лет назад. Или восхищаешься, как любовно сделана набережная в Благовещенске, где играет вальс «Амурские волны». Люди, гуляющие по набережной, видят не только высотки, которые возникли на противоположной стороне Амура, на китайской стороне за несколько лет. Они видят и то, что есть у нас, что мы можем этому противопоставить. А что у нас есть? Прежде всего, есть дух. Есть русские смыслы. Мы можем производить смыслы, у нас много идей вселенского масштаба. Одна идея Третьего Рима чего стоит. А у китайцев нет таких идей. Они ничего не смогли придумать, кроме коммунизма, который мы же им и дали. Они не производят смыслы вселенского масштаба, а без этого исполнять роль мировой державы невозможно».
Завершая свои размышления о проделанном путешествии на Восток, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов произнес: «Проехав на поезде от Санкт-Петербурга до Владивостока, ощущаешь, что это всё Русь. Несмотря на либеральные смыслы Екатеринбурга, коммунистические смыслы Иркутска, всё это Русь, наша единая Держава, наша единая страна, огромная, с разнообразными ландшафтами, с прекрасными видами острова Русский, с широкими пространствами Амурской области, с мощным течением реки Зея, на берегу которой мы находились, с наводнением в Иркутской области, которое мы проезжали и последствия которого наблюдали, с величественными соснами Уральского хребта вокруг Екатеринбурга. Всё это Россия. А Россия – это не только страна, Россия – это идея. Россия – это призвание. И это налагает на нас, русских, определённые обязательства. Мы должны соответствовать предназначению и призванию России. Пока Господь ждёт этого от нас. Ждёт, чтобы мы, наконец, поняли это.
На нас, православных русских людях, особая ответственность. Ведь мы открыли для себя глубинные смыслы нашей России, утвердили эти смыслы в своей душе. И мы должны к нашим собратьям, увлеченным разными идеями, пытающимся на Русской земле утверждать какие-то чужие смыслы, найти те слова, которые позволят привлечь их на нашу сторону, сделать их своими союзниками. Чтобы наша земля не оказалась подвержена заразе гражданского разобщения, гражданской войны, в которую нас толкают наши так называемые партнёры. Современная социально-политическая обстановка в мире на нас, православных русских людей, налагает особую ответственность.
«Русская народная линия», как я это себе представляю, пытается по мере сил вырабатывать искомое русское согласие. Чтобы мы не делились на красных патриотов и белых патриотов, а стали русскими патриотами, чтобы все мы стали патриотами нашего великого Отечества, объединились во Христе».
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Тот самый фонтан, который помешал строительству Екатерининского собора в Екатеринбурге
В Иркутске у памятника Императору Александру III с К.Я.Житовым
Арка Цесаревича в Благовещенске
Арка Цесаревича во Владивостоке
На острове Русский
С Игорем Романовым на острове Русский
38. Re: «Ощущаешь, что это всё Русь…»
37. Re: «Ощущаешь, что это всё Русь…»
36. Ответ на 28., Адриан Роум:
35. Ответ на 31., Георгий:
34. Ответ на 15., М.Яблоков:
33. Ответ на 32., Георгий:
32. Ответ на 1., Адриан Роум:
31. Спасибо за фото!
30. Ответ на 26., Адриан Роум:
29. Ответ на 16., Углич: