В последние годы
СССР и первые годы постсоветской истории «прогрессивные» ученые-экономисты грамотно убеждали население, что стоит только перейти на либеральный хозяйственный уклад, и свободный рынок все расставит по своим местам. Конкуренция, дескать, приведет к повышению качества продукции, а борьба за клиента заставит субъектов экономической деятельности всемерно улучшать сервис и снижать цены. Каждому гражданину бывшего СССР обещали «золотые горы» от приватизации госимущества и невиданные возможности сказочного обогащения в результате индивидуального предпринимательства. Как выяснилось впоследствии, основными бенефициарами новой рыночной экономики стал ограниченный круг приближенных к власти проходимцев, скупивших за бесценок ключевые активы постсоветских стран, а подавляющая часть простого населения утратила даже те немногие блага, которые гарантировала «отсталая» советская экономика, и осталась на обочине новой жизни, едва сводя концы с концами.
В итоге получилось так, что диктат советской «административно-командной системы» сменился диктатом транснациональных корпораций и олигархических кланов, гораздо более жестким и бессовестным. И с каждым годом этот диктат приобретает все более организованные и циничные формы прямого грабежа. В работе с клиентами корпорации используют как будто одни и те же методические указания, где четко расписаны процедуры привлечения потребителей (заоблачными обещаниями и выгодными условиями) и их последующей психологической обработки с целью извлечения максимально возможной прибыли.
Рассмотрим три основные сферы экономики, с которыми сталкиваются среднестатистические граждане в наше время: банковские (кредитные) учреждения, операторы сотовой связи и продуктовые супермаркеты. В каждой из этих сфер наглядно проявляется хищнический характер современной рыночной экономики, которую так продвигали либералы 90-х годов прошлого века.
1. Если ранее банки сами платили клиентам за то, что те держали свои накопления в их учреждениях, то теперь наметился переход к обратной схеме: клиенты платят банкам за то, что те изволят разрешить хранение у себя клиентских сбережений. Как же такое возможно в рыночной экономике? При свободной конкуренции любой банк, который вдруг резко решил ухудшить параметры обслуживания и ввести, например, отрицательный процент для депозитов, просто бы обанкротился. Однако этого не происходит в связи с тем, что все банки принадлежат узкой группе лиц и соответственно проводят скоординированную политику, ими определяемую. Решат хозяева банкиры ввести дополнительные поборы (всякого рода тарифы за смс-информирование, частый просмотр баланса, «обслуживание» забытых клиентами счетов и карт, выдачу выписок и др.), то эти поборы введут все крупнейшие игроки на банковском рынке, так что клиентам будет деваться некуда. Антимонопольное законодательство вроде бы и запрещает сговоры хозяйствующих субъектов, но в основной массе случаев никем не соблюдается.
Каковы же сейчас установки банков по работе с потребителями? Привлечь дурака-клиента, навязав ему «выгодные» условия кредитования, разные виды карт, страховок и депозитов, а затем посадить «на крючок» и доить, как постоянного должника. Договора о банковских услугах, которые клиенты подписывают и редко читают полностью, включают массу написанных «мелким шрифтом» подпунктов, которые фактически нивелируют права потребителей и непомерно увеличивают права банкиров. Поэтому если обманутый клиент вдруг начнет возмущаться, что у него со счета списывают непонятно куда деньги или появляются непонятно откуда взявшиеся задолженности, то ему показывают соответствующие пункты договоров и контрактов, где все четко обосновано.
Более того, сейчас банки оставляют за собой право в одностороннем порядке изменять условия и тарифы обслуживания для клиентов даже без их ведома. Дело уже дошло до прямого и массового мошенничества, когда вместо депозитов потребителям оформляют страховые полисы или впаривают инвестиционные облигации. И это ведь речь идет о более или менее «респектабельных» организациях-банках. О том, как бессовестно ведут себя мелкие кредитно-финансовые учреждения, где выбивание кредитных долгов с клиентов и изымание у них залоговой недвижимости поставлено на поток, думаю, и так хорошо всем известно.
2. Не отличаются особой щепетильностью в процессе отъема денег у потребителей и операторы сотовой связи. Рынок мобильных услуг в постсоветских странах, как правило, поделен между 3-4 основными поставщиками, которые имеют возможность диктовать свои «условия игры». Хозяева мобильной связи наживаются на клиентах путем постоянно повышающихся тарифов, навызыванием дополнительных платных услуг (например, во многих стартовых пакетах заложены сервисы платных мелодий-гудков), переходом с помесячной (30-31 день) до четырех-недельной (28 дней) формы абонентской платы. Интернет-форумы пестрят жалобами на то, что у многих клиентов просто пропадают деньги со счетов мобильных телефонов. Кто-то случайно нажал кнопку вызова лежащего в кармане телефона, и у него списалась внушительная сумма. У других просто исчезают деньги со счетов без объяснения причин. Многие пожилые люди, которым бывает нужен мобильник только пару раз в месяц, чтобы принять звонок от родственников или сделать экстренный вызов, вынуждены платить немаленькую ежемесячную абонентскую плату, заметно превышающую стоимость объема оказанных услуг.
3. Еще одной сферой потребительского рынка, где практикуется массовый обман населения, является сектор продовольственных супермаркетов. Если махинации финансистов и связистов касаются карманов своих клиентов, то обман продавцов пищевых продуктов зачастую представляет угрозу для физического здоровья потребителей. На просроченные товары неоднократно переклеивают ценники, испорченные продукты (например, мясо или рыбу) умело «подновляют» с помощью подручных химических средств таким образом, что они выглядят, как свежие. Многие съестные товары поступают на прилавок от производителей уже нашпигованными разного рода красителями, подсластителями, вкусовыми добавками, польза которых для здоровья весьма сомнительна. Если в прошлые времена такой необходимый продукт, как хлеб, черствел за 2-3 дня, то нынешний безвкусный хлеб может храниться и неделю, благодаря консервантам. Зафиксированы многочисленные случаи продажи в супермаркетах продовольствия, зараженного вредоносными бактериями (сальмонеллой и кишечной палочкой). При отделах кулинарии некоторых магазинов имеются специальные лаборатории, где искусство «обновить» залежалый продукт доводится до совершенства. Многих малоимущих покупателей привлекают уценкой или скидками на просроченные продукты, которые впоследствии грозят непредсказуемыми финансовыми потерями при лечении желудочно-кишечных заболеваний.
О таких банальных приемах обмана, как «неправильная» настройка весов, дополнительная плата за тару и упаковку продуктов, обсчет кассиров можно и не упоминать. Все к этому и так привыкли. Индустрии массового мошенничества в продовольственных супермаркетах посвящено немало информационных материалов в масс-медиа, и желающие могут легко найти соответсвующие статьи, чтобы не попасть на удочку профессиональных аферистов.
Помимо описанных выше мошенников «в белых перчатках» существует и теневой сектор мошенничества, в котором задействованы, по некоторым оценкам, сотни тысяч людей. Простых потребителей-«лохов» организовано и массово обманывают при попытках снять жилье в крупных городах, найти высокооплачиваемую работу за границей, продать автомобиль или дачу, воспользоваться курьерскими услугами. Мошенники могут названивать владельцам банковских карт будто бы от имени сотрудников банка с целью выведать пароли и персональные данные, создавать фальшивые («фишинговые») веб-сайты онлайн-магазинов. Широко известна криминальная мошенническая схема, когда пожилому человеку в ночное время звонят якобы из правоохранительных органов с сообщением, что «ваш сын попал в ДТП», а «для решения проблемы» нужно срочно передать деньги. Часто обманывают пенсионеров на дому и под видом работников социальных и коммунальных служб. С каждым годом мошеннические схемы совершенствуются и усложняются, приобретая все более изобретательные «вирусные» формы.
При всей внешней яркости и комфортности антуража нашего «цивилизованного» общества, шагающего в ногу с последними достижениями цифрового прогресса, миллионы простых обывателей влачат жалкое существование на нищенские пенсии, зарплаты и пособия, пребывая в нравственной растерянности и дезориентации. Хозяева современной жизни зачастую используют их как «биомассу» в своих интеллектуально-мошеннических экспериментах. И если во времена советского строя граждане были «винтиками» авторитарного механизма коммунистической утопии, то обыватели нынешнего времени являются «винтиками» еще более безжалостного механизма экономической наживы. Сейчас миллионы наших сограждан с легкостью простаков попадают в сети финансового и кредитного рабства, из которых вырваться самостоятельно уже не могут. Как говорил персонаж одного сериала: «Мама, не ходите до ветру, там волки».
Праведный библейский пророк Иона три дня пребывал во чреве морского чудовища и лишь соизволением Божьим был освобожден. Так и православным верующим остается уповать на то, что Небесные силы положат предел нравственному запустению и вызволят род людской от нечестивых лихоимцев.
Андрей Самарец, публицист
4. Re: Мошенничество как основное правило функционирования современного потребительского общества
3. Потомок Императора
2. Re: Мошенничество как основное правило функционирования современного потребительского общества
1. Re: Мошенничество как основное правило функционирования современного потребительского общества