Говоря о недавнем выступлении митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, я, не претендуя на то, чтобы быть голосом Церкви и выражая сугубо свое личное мнение как историка и священнослужителя, должен сказать следующее:
1. Те, кто приняли на себя удар немецко-фашистской машины в 1941 году, в массе своей были крещеные люди. Потому что это были люди, рожденные в 1915 - 1918 годов. Это люди, в массе своей принявшие святое крещение. Более того, это люди, чьи детские годы могли проходить под покровом Церкви, поскольку массовое закрытие храмов началось с 1929 года.
2. Владыка Иоанн справедливо отметил вклад старших возрастов в Победу, но при этом однако забыл, что не меньших был вклад тех, кто в 1941 году заканчивал десятый класс. Это действительно уникальное поколение, воспитанное советской властью и положившее свои юные жизни на алтарь Отечества. Конечно, их осталось не 5%. Это глубоко ложный взгляд. На самом деле большая часть этого поколения 1921 - 1925 гг. рождения, слава Богу, дожила до Победы. Но тем не менее многие из них действительно легли в полях сражений. И это поколение тоже сподобилось принять благодать святого крещения, потому что до 1929 года в большинстве случаев, особенно в деревне, детей крестили. Процент крещений резко падает с 1929 года, но даже в «лихие» 30-е многие втайне крестили своих детей.
3. Деление по возрастному признаку в данном вопросе абсолютно неправомерно. Война была великим испытанием, посланным от Бога. Огненным крещением всего русского народа. И каждый в меру своей совести, в меру своей веры отвечал на этот вызов. И среди предателей встречались люди разных возрастов: и с дореволюционным прошлым, и вышедшие из комсомола и партии. И среди героев также были люди разных возрастов, начиная от Героя Советского Союза, георгиевского кавалера Константина Недорубова, ушедшего на фронт в 59 лет, и кончая Леонидом Александровичем Голиковым (Лёней Голиковым), героем-партизаном. Проводить в данном случае исследование, крещен или не крещен, верующий или не верующий тот или иной боец, не имеет смысла, ибо в окопах атеистов не бывает.
Мы знаем потрясающие случаи, когда во время обстрела политруки падали на колени и молились. Подобное видел, будучи на фронте, будущий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий. Михаил Иванович Фролов, 1924 года рождения, вспоминал, как политрук, оказавшись в разведке, истово крестился, когда немцы, не заметив их, проходили мимо. Поисковики отряда «Ингрия» обнаружили несколько лет тому назад знаменательную находку - останки бойца, убитого в 1942 г. на Ленинградском фронте (район Сенявино). Это был снайпер - на найденной рядом винтовке было обнаружено несколько десятков зарубок. Очевидно, это были убитые немцы. Рядом с ним было обнаружено дореволюционное Евангелие небольшого формата. Как и о. Кирилл (Павлов), снайпер шел с Евангелием и не боялся. И положил свою жизнь за Веру и Отечество по евангельской заповеди. В окопах атеистов не бывает!
Сам смысл Великой Отечественной войны как огненного крещения всего нашего народа должен оставаться в наших сердцах и нашей памяти.
Я глубоко возмущен грубыми нападками, которые обрушились на владыку Иоанна. Как человек он имеет право на ошибку. Безошибочен только Сам Господь наш Иисус Христос, а голосом Церкви является голос Собора, а не отдельного архиерея, какие бы заслуги он ни имел. Владыка Иоанн - человек заслуженный, искренний. Думается, не стоило уделять столько внимания его неудачному высказыванию. Но если говорить о подлинно церковном понимании затронутой владыкой проблемы, то, на мой взгляд, оно выражено в стихах замечательного поэта современности протоиерея Андрея Логвинова.
Они опалились войной.
А были почти что мальчишки.
И мир защищая земной,
Познали Завет не из книжки.
В атаке когда полегли -
Поистине кровные братья,
Во чреве родимой земли
И очи сомкнув, и объятья.
За гранью земной бытия
Судить их не станут: как жили? -
Ведь души за други своя
По заповеди положили.
Порой не носили креста
И древних молитв не учили.
Но вечную жизнь от Христа,
Как орден, они получили.
Спаситель говорит, если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповедь. Сама наша народная жизнь свидетельствует, что миллионы наших прадедов и дедов соблюли великую заповедь Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя.
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии
24. Re: «Глубоко возмущен грубыми нападками на владыку Иоанна»
23. Ответ на 19., электрик:
22. в окопах атеистов не бывает
21. Re: «Глубоко возмущен грубыми нападками на владыку Иоанна»
20. Ответ на 17., иерей Илья Мотыка:
19. Ответ на 16., Vladislav:
18. Re: «Глубоко возмущен грубыми нападками на владыку Иоанна»
17. Ответ на 15., М.Яблоков:
16. Ответ на 11., Vladislav:
15. Ответ на 8., Владимир Юрганов: