105 лет назад, 27 мая в Либаве (Лиепая), военно-морская база Балтийского флота, с воды взлетел поплавковый самолёт «Илья Муромец», управляемый конструктором Игорем Ивановичем Сикорским и лейтенантом Георгием Ивановичем Лавровым, морским лётчиком, другом Сикорского по кадетскому корпусу. Начались испытания тяжёлого гидросамолёта на базе «Ильи Муромца».
«Илья Муромец» - общее название нескольких серий 4-х моторных тяжёлых бипланов, строящихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе (Руссо-Балт) в течение 1914-1919 годов. На этих самолётах был поставлен ряд рекордов, они принимали участие в первой мировой войне. В армию было поставлено 60 штук, и из них впервые была создана эскадра бомбардировщиков 23 декабря 1914 г. ЭВК (эскадра воздушных кораблей) - ставшая первым в мире соединением бомбардировщиков. Разработчиком этих самолётов был талантливый авиаконструктор И.И. Сикорский.
Ещё до начала войны разрабатывались варианты гражданских и военных самолётов «Илья Муромец». Предполагалось приспособить летающую машину для универсального военного использования, например, гидроплан, снабдив её поплавками.
Для этой цели был использован произведённый вторым «Илья Муромец» под номером «С-10». Для этого на нём установили более мощные моторы - два «Аргуса» по 115 лошадиных сил и два «Сальмсона» по 200 л.с. Самолёт был поставлен на поплавки. Испытания проводились в Либаве и оказались успешными. В дальнейшем на самолёт планировали установить специально разработанную торпедную установку. Так что в некоторой степени «Илья Муромец» стал прообразом морского торпедоносца.
Но дальше разработки по доделке гидросамолёта прекратились из-за печальной участи первого и единственного в истории «Ильи Муромца» на поплавках за номером 107. А также из-за начавшейся войны.
Морская карьера единственного флотского гиганта оказалась очень короткой. 16 июля гидросамолёт, которым уже командовал лейтенант Г.И. Лавров, летел к месту назначения из Либавы на остров Эзель к месту постоянного базирования. Но немного недотянул и из-за неисправности был вынужден совершить посадку в бухте Карал (о.Эзель). Была выслана помощь. Но начало войны 19 июля 1914 г. застало Г.И. Лаврова ещё в бухте Карал, и он поспешил к месту постоянного базирования. В результате этого 21 июля в вахтенном журнале 2-й морской станции в Кильконде появилась последняя запись о гидросамолёте: «Илья Муромец»: «Аппарат "Илья Муромец" под командою лейтенанта Лаврова, руля по воде, из бухты Карал, испугавшись неприятеля. Т.к. уйти за неисправностью моторов не мог, открыли баки с бензином, подожгли, а поплавки изрубили. Люди вернулись на рыбацкой шлюпке. К сожалению, корабли оказались своими» (стилистика сохранена).
Как бы то ни было, самолёт был потерян в результате паники и неразберихи. А такое на войне страшная вещь!
Началась война, и все силы были брошены на строительство сухопутных бомбардировщиков «Илья Муромец». В дальнейшем Гражданская война вынудила И.И. Сикорского покинуть Россию, где в эмиграции весь свой талант авиаконструктора он отдал США. Лейтенант Г.И. Лавров трагически погиб со своим экипажем 25 мая 1917 г. в авиакатастрофе, произошедшей в результате преднамеренного саботажа солдат ЭВК (эскадра воздушных кораблей). Такие были времена.
Но идея тяжёлого гидросамолёта не пропала в туне. Она была воплощена в жизнь уже советскими конструкторами в проектах экранопланов.
Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист
1. Экраноплан пока что остаётся куда опаснее самолёта!