«Нас бомбили и бомбят! Но главное – мы еще живы!»

В «Музее воинской доблести Донбасса» прошла презентация документального фильма Алексея Полуботы «Зайцево. Храм на линии фронта»

Новости Украины  Новости Новороссии 
0
605
Время на чтение 9 минут
В апреле в «Музее воинской доблести Донбасса» прошла презентация документального фильма Алексея Полуботы «Зайцево. Храм на линии фронта». Алексей – поэт, писатель, журналист, режиссер, снял этот фильм о приходе Свято-Тихоновского православного храма в поселке Зайцево в 10 км от Горловки. 

Эта Горловка - 
нож у горла мне, 
Злая вязкая тишина. 
Листьев шорохом, 
дальним всполохом 
будоражит мне кровь она. 
Здесь от грохота 
стены охали, 
а на окнах здесь - всё кресты. 
Но за окнами, 
светлоокая, 
верю, ждёшь меня верно - ты. 
Нет, не умерло 
в грозных сумерках 
всё, что теплилось, как свеча... 
Эта Горловка - 
чаша горькая, 
бьётся кровь в виски, горяча... 

«Прошедшие годы войны наложили отпечаток на сознание людей, - рассказывает режиссер о фильме. – Многие их надежды не оправдались. И то, что сохраняет людей – это вера в Бога. Это люди, которые не уезжают со своей родной земли. Многие продолжают ходить храм. Службы проходят даже во время обстрелов». 

Зайцево – небольшой поселок городского типа, основанный в начале XVIII в. запорожскими казаками. Название поселка практически каждый день звучит в военных сводках. С 2014 года он постоянно под обстрелами. В Зайцево только половина домов пригодна для жилья. Счет убитых и раненых мирных жителей здесь приближается к сотне, а линия фронта в прямом смысле проходит по поселку и огородам людей, постепенно отодвигаясь от него на 200–800 м. Даже трудно представить, как здесь живут люди! 

Жители поселка ходят под прицелами снайперов. Рассказывает прихожанка храма Татьяна: «Я не могу надеть другую одежду, когда хожу по улице Полетаева, потому что снайпера знают меня по этой куртке. Они оказывают нам милость, что предупреждают: идешь по улице или работаешь в огороде, если снайперу что-то не понравилось, он делает первый выстрел впереди тебя, если не обращаешь внимания, ещё один – сзади. И потом надо срочно уходить – потому что третья пуля уже будет твоя!» И добавляет: « Порой не знаешь, куда прятаться! Сижу около несущей стены, а в окно – пуля! Слава Богу, в раме застряла! Или выхожу из комнаты на пару минут, а туда осколок прилетает. Вся надежда на Бога: кому предопределено, тот погибнет. А кому надо – тот выживет. Бог хранит нас!» 

Да, это настоящее чудо, что люди еще живут в Зайцево! 

Вместо стекол в домах натягивают пленку – надоело стекла убирать, но зимой печку приходится топить день и ночь. По мирным домам стреляют целенаправленно. Чтобы люди уезжали. Стреляют по школе. В районе школы – настоящая красная зона: прилетают «стопятидесятки», а «стодвадцатки» и «восьмидесятки» никто даже не считает. Бабушки прекрасно разбираются в калибрах. И лишний раз не выходят ни на улицу, ни на огород.
 
Сердце поселка – это православный храм, открытый в 1991 году. Помещение для церкви временное – это небольшой кирпичный дом. Внутри храма пошарпанные стены, побеленные вверху и покрашенные тёмно-зелёной масляной краской внизу, но удивительно красивый резной деревянный иконостас с иконами в древнерусском стиле. На стенах храма самые почитаемые народом иконы святых: святителя Николая, великомученика Целителя Пантелеимона, святителя Тихона Московского, святых блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской и, конечно, иконы главной Покровительницы и Заступницы православного люда – иконы Божьей Матери: Казанская, Иверская, Киево-Печерская, Покрова… Людям так нужен Её покров! 

Говорит настоятель храма, отец Николай: «У людей сейчас исчезла вера ко всем. Если раньше верили в прекращение войны, в какое-то благоразумие, то сейчас уже никому не верят. У людей какая-то безысходность. И они приходят в храм. Это у них единственная отрада, – вид у о. Николая озабоченный, он отводит в сторону грустные уставшие глаза. – Я не говорю про веру в Бога. Перестали верить миру. Есть смерти, разрушения. Люди очень устали». 

В храме неторопливо идет служба. Тихо поет хор прихожан. Прихожан немного – человек 30, и возраста в основном 30+. В храме алтарничает 10-летний пацан с голубыми чистыми, не по-детски серьёзными глазами, и красивый грустный юноша, - дети батюшки. 

Многие жители поселка уехали – снимают жилье в Горловке – их можно понять, - нервы не выдерживают постоянных обстрелов и напряжения. Оставшиеся в поселке люди уже как-то адаптировались, но, к сожалению, и чувство опасности притупилось, а это чревато гибелью. Но верующие люди считают, что на всё воля Божья. Кого надо, Бог сохранит. Так и живут: по вере. Без показного геройства. С внутренней глубокой сосредоточенностью, которую только и дает глубоко выстраданная вера. 

Несмотря на усталость и борющую апатию, люди не теряют здоровой способности шутить: «Просыпаемся: с добрым утром – салют, и засыпаем – с салютом: спокойной ночи малыши! Так и живем, как в мультике «Маша и Медведь» – лежишь и слушаешь: куда прилетело, что прилетело, как прилетело. В подвалы уже и не спускаемся, как раньше, когда были сильные обстрелы. Здоровье там своё уже угробили. Но если раньше обстрелы были «по правилам», время можно было предположить, то сейчас всё начинается неожиданно. Надеемся только на Бога!» 

«Людей укрепляет вера в Бога. Люди видят в ней цель и смысл жизни. Если бы не вера, то какой смысл здесь находиться? Это стержень для всех нас, – говорит о. Николай и с горечью замечает, говоря о войне. – Брат идет на брата. Кругом я вижу подлость, предательство и лицемерие. Каждый в этой ситуации играет. Каждый пытается свои гешефты получить. Но личной заинтересованности в судьбе жителей Донбасса я не вижу». 

Сам отец Николай живет в Горловке. Как и все её жители, в 14-15-м годах пережидал обстрелы в своей квартире, укладывая детей на матрасах в коридоре, но никуда с семьей не уехал, не оставил своего служения. Приезжает в храм на службы в воскресные дни, праздники и на требы. Приходится ездить под обстрелами, но он всегда берет своих троих детей. «Дети должны быть в храме, и на все воля Божья! Да, страшно. Но мы надеемся на Бога: как Господь управит! А прилететь может везде», – говорит он. 

В храме работает воскресная школа «Зайчата». Зайчат в храме немного. Как у всех детей войны, глаза у них слишком серьезные. Всего в поселке около 30 детей. Многих увезли. О детях особая забота. Во время обстрелов на улице взрослые накрывали их своими телами. Стараются вывозить в «мирную жизнь». Недавно батюшка собрал около 30 детей поселка и возил в «Музей миниатюрной книги» в Горловке. Приезжают волонтеры. Летом организуют для части детей летний отдых на море.

Отец Николай с большой любовью и теплотой говорит о прихожанах и восхищается их молчаливым будничным подвигом: «Когда приезжаешь на приход, у нас по утрам стрельба, грохот стоит. Входишь, а они просфоры пекут, спевка хора. Я знаю, как они добирались до храма, пришлось ложиться на землю во время обстрела. И все очень спокойно, они это делают, как само собой разумевшееся, без показухи и пиара. Мы все стали, как родные: вместе обстрелы переживали, стёкла вставляли, - как одна семья!» 
 
Но признаёт, что чувство опасности притупилось. Страшно, когда люди привыкают к войне… 

Война давно здесь стала горьким бытом. 
Простым и страшным, как глаза собаки, 
что потеряла навсегда хозяев, 
но сторожит родное пепелище. 

И как осколки, что хранят на память 
родители счастливого ребёнка, 
поскольку был он не убит, а ранен 
вот этим раскуроченным железом. 

Война вошла в подкорку поколенья, 
младого племени, что ждало лучшей доли, 
но раз уж так случилось, то любимых 
ждут с фронта, как с рискованной работы. 

Ночами жёны шепчут заклинанья: 
«Война, подохни, выживи, мой милый». 

Многие недоумевают: «Почему война идёт так долго?» «Господь даёт испытание, – считают прихожане. – Благодарю Тебя, Господи! Как нас бомбили и бомбят! Но главное – мы еще живы!» 

Люди живут надеждой, что война закончится, но не скоро. Живут дружно. Стараются помогать друг другу. Как могут. 

Часть поселка находится на украинской стороне. К родственникам в ДНРовскую часть они приезжают в объезд через пункты пропуска. На той стороне случается, что ВСУшники мародёрят: забирают скот, грабят хозяйство, избивают хозяев. Был случай, когда представители запрещенной в России террористической организации «Правый сектор» расстреляли старика, который пытался защитить своих курочек. Потому что теперь они считают себя хозяевами на Донецкой земле! Как сказал командир батальона «Донбасс» Филин: «Я воюю не за идею, не за каких-то политиков. Я воюю за ЗЕМЛЮ!» 
 
Бывало, что некоторых людей забирали на украинских блокпостах. У СБУшников есть специальная аппаратура, с которой они заходят в автобус, берут у подозрительных лиц телефоны и гаджеты. А потом выводят их из автобуса. Забирают за инакомыслие, за несогласие с бандеровщиной. 

На передовой у поселка стоят в основном местные: из Горловки, Бессарабки, Гольмы и Зайцево. Прихожанка показывает дом: вот здесь молодой парень погиб, ополченец, осталось двое маленьких детей. Снайпер работал… И он не единственный погибший ополченец в посёлке. 

На что надеются люди? Все ждут, что когда-нибудь наступит мир. Но главная надежда не на людей, а на Бога. Отец Николай говорит, что нужно отличать Украину и сегодняшнюю власть: «Украинцы – прекрасные люди! Да, было много смертей и с нашей, и с другой стороны. Но когда перестанут стрелять, эти раны залечатся! Нельзя жить постоянной ненавистью, одной болью. Тогда твоя душа сгорит в этом пламени. Надо прощать! Надо договариваться!» 

Гражданская война… Но люди понимают, что примиряться нужно, хотя они не согласны с режимом. А люди… Люди есть люди. Есть ВСУшники, которые порою стрелять не хотят, они подневольные. «У них нет к нам ни жалости, ни прощения! А мы молимся и за них и за себя молимся. Молимся и за врагов. Устали, конечно, а что делать?» – говорит Татьяна. 

Что делать? «Бог – это любовь, Христос спросит с нас: "Ты любишь? Ты прощаешь? Ты смиряешься? Сам просишь прощения?", - говорит о. Николай на проповеди. – Иногда бывает очень тяжело, бывает буквально невыносимо. Вот такой крест мы несем! Другого нет. Но будем его нести! С терпением, верой в Господа, с надеждой на Пречистую Владычицу нашу Богородицу!» Прихожане подходят ко кресту. А на них с большого деревянного распятия кротко смотрит страдающий Христос. 

Прилеты со стороны ВСУ принимает на себя другой храм в поселке Зайцево – Свято-Покровский. Построенный в 1864 году каменный храм на месте чудесного явления иконы Покрова Божией Матери, покровительницы казаков, был разрушен в 1938 году воинствующими атеистами. Вернее, его пытались разрушить, но мощные каменные стены их камней, скрепленных раствором, замешанным на куриных яйцах, а паче намоленных поколениями жителей поселка, не поддавались. Сохранилось более десятка свидетельств очевидцев тех событий о том, что стены храма издавали нечеловеческий стон, когда их пытались снести богоборцы. Испуганные, они отступили, оставив разоренной лишь крышу храма и кладку в нескольких местах. И теперь величественный старинный храм с мощными стенами, зияющий глазницами пустых окон Свято-Покровский храм принимает огонь на себя, защищая временное здание церкви. И чудо: некоторые снаряды и мины отскакивают, не нанося вреда. Стоят израненные стены, с торчащими осколками и выбитыми камнями, и ждут своего возрождения. Как ждет мира и своего возрождения израненный, истекающий кровью Донбасс. 

На жгучих полях Новороссии 
Сошлись они в смертном бою. 
Умылись кровавыми росами 
За веру и правду свою. 

Один – славянин ополяченный. 
Другой – воин светлой Руси. 
В краине усобьем охваченной 
Пощады теперь не проси. 

И вот, чёрной пулей прострелены, 
Обнялись, как братья, они. 
Как бесы над ними – пропеллеры 
Рокочут и мечут огни.*
__________________
*Все стихи написаны Алексеем Полуботой

Ксения Климова, публицист
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
 
1 
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ксения Климова
Одесская Хатынь – аутодафе Украины
После зверств нациков на «Куликовом поле» Донбасс начал вооружаться
05.05.2020
Настоящее боевое братство
К пятилетию бригады «Восток»
06.05.2019
Все статьи Ксения Климова
Новости Украины
Война разбудила русский ум, русскую волю
Русская армия, воюющая в Донбассе, восстанавливает честь Сороковой армии, поруганной после афганского похода
26.12.2024
«Потом на руинах Киева и Львова будут спрашивать: "А нас за що?"»
Вместе с газовым транзитом закончилась для России легитимность украинского государства
26.12.2024
Не сдюжили?
Президент Путин и очарованная Трампом элита России
24.12.2024
«Нет УПЦ – нет проблем»?
В преддверии «нового украинского» (католического) Рождества: лакейское «чего изволите?» звучит в Святыне Киевской Руси, а на Фанаре – митинг протеста против п. Варфоломея
24.12.2024
Все статьи темы
Новости Новороссии
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.12.2024 16:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.12.2024 16:42