«Русская народная линия», как известно нашим постоянным читателям, много внимания уделяет событиям в Татарстане. Публикации об этом часто появляются на нашем портале. В основном это статьи на исторические и краеведческие темы, которые для нас готовит известный казанский историк Игорь Алексеев. Но появляются у нас и критические материалы, посвященные вопросам актуальной политики, межнациональным и межрелигиозным отношениям. Это связано, прежде всего, с тем, что в Казани создано и действует отделение Международной общественной организации, которое ранее возглавлял известный религиовед Раис Сулейманов, а сейчас известный общественный деятель руководитель Общества русской культуры Михаил Щеглов. Именно они были авторами многих публикаций. И материалы наши, знаю, имеют резонанс.
И вот неожиданно для меня на второй неделе Великого поста глава Татарстанской митрополии митрополит Феофан (Ашурков) пригласил меня приехать в республику, чтобы собственными глазами посмотреть, как много в ней делается для развития Православия и межрелигиозного диалога.
Митрополит Феофан
Приглашение архиерея нельзя игнорировать. Тем паче, мы с владыкой Феофаном земляки, - мои корни по материнской линии тоже из Дмитриевского района Курской области. Да и знакомы мы давно, в 2009 году тогда ещё «Русская линия» выступила против травли, организованной некоторыми деятелями в отношении тогда архиепископа Ставропольского Феофана. Поэтому, хотя предложение и было неожиданным и застало меня в поездке в Москву, я согласился посетить Казань. Что и произошло с 23 по 25 марта.
Митрополит Феофан всячески подчёркивал в разговорах - и личных, и по телефону, что он не хочет мне ничего навязывать, а предлагает самому познакомиться с православной Казанью, своими глазами увидеть, что сделано и что делается. И, должен признаться: я впечатлён.
Прежде всего, размахом и темпами строительства Казанского собора, - того самого, который был построен на месте явления иконы Божией Матери и где пребывала эта святыня до 1904 года. Собор был разрушен в годы безвременья. Два с половиной года назад я принимал участие в торжествах, посвященных первому визиту в Татарстан Патриарха Кирилла, когда Святейший лично совершил чин освящения закладного камня восстанавливаемого собора. И вот теперь собор уже практически возведён. Строительство завершено, идут работы внутри храма. Мы с первым проректором Казанской духовной семинарии игуменом Евфимием (Моисеевым), которого владыка благословил показать мне результаты трудов епархии, побывали на строительстве.
Торжества в праздник явления Казанской иконы Божией Матери
Мы побывали внутри собора, где я мог наблюдать, как идёт внутренняя отделка храма. Спустились в нижний храм, который восстанавливается по чертежам и зарисовкам знаменитого архитектора Алексея Щусева, обустраивавшего нижнюю часть собора по просьбе Великой княгини преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. Там, в нижнем храме, восстанавливается и место чудесного явления святыни.
Так сейчас выглядит Казанский собор
Работы идут полным ходом и уже зримо видны очертания их завершения. Владыка Феофан, с которым мы встретились кратко в первый день моего пребывания в Казани и поговорили более обстоятельно в воскресенье, не без некоторой гордости задал мне риторический вопрос: «Назовите мне другой город России, где такими темпами и в таком объёме строился бы православный собор?!». Действительно, припомнить подобные размах и темпы строительства православного храма мне было затруднительно.
Понятно, что без помощи властей республики это сделать было невозможно. Я вспоминаю, что при закладке собора присутствовало всё руководство Татарстана, в том числе и продолжающий оставаться весьма влиятельным человеком в республике первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, которого в Казани ласково зовут «Бабаем». Очевидно, стройка продолжает оставаться в числе приоритетных объектов в республике, коль идёт она столь быстрыми темпами.
Крестовоздвиженский храм монастыря
Разумеется, мы не преминули посетить сохранившийся исторически и давно переданный Церкви Крестовоздвиженский храм - центр духовной жизни Казанско-Богородицкого мужского монастыря. Посетить, чтобы приложиться к главной святыне обители - чтимому списку Казанской иконы Божией Матери. Кстати, я как-то не обращал ранее внимания, что за возвращение святыни в Казань «бескорыстный» папа Римский Иоанн Павел II потребовал построить в Казани католический костёл. Тогдашний мэр Казани Камиль Исхаков, мысливший туристическими категориями, согласился. И вот теперь в Казани объявились католики, среди которых потомков поляков, разумеется, практически нет, а есть только совращённые в католичество этнические русаки, в том числе и священник. Впрочем, католический собор мы не посещали...
Еще один объект, который рекомендовал мне посетить митрополит Феофан, - это православная гимназия, которая расположена при Духосошественском храме в Суконной слободе. Экскурсию по восстановленному храму и расположенной рядом гимназии (один из корпусов которой был построен недавно) для нас проводил настоятель храма и директор гимназии протоиерей Алексей Чубаков. Вообще при Духосошественском храме создана целая «империя» всяких курсов, клубов, кружков - от кулинарных и развития творческих способностей у детей до спортивных (хоккей и рукопашный бой). Впрочем, это меня не особенно впечатлило, а вот гимназия впечатлила по-настоящему. Начиная с красующегося на здании названия «Русская классическая школа» (и это в центре Казани!).
Духосошественский храм
В декабре 2016 года мне довелось принять участие в конференции, которую проводила в Екатеринбурге одна из организаторов движения за возвращение к традициям русской школы Татьяна Анатольевна Алтушкина. Тогда я с удивлением узнал, что существует целое движение за возрождение Русской классической школы, в котором участвуют педагоги из Москвы, Симферополя, Волгоградской области и других регионов, познакомился с энтузиастами этого движения. Меня заинтересовала, прежде всего, сама постановка вопроса о возвращении к традициям русской классической школы, о чём я написал краткий отчёт.
В Екатеринбурге были и педагоги из Казани. И вот теперь я оказался в Русской классической школе в столице Татарстана! Неожиданный, признаюсь, поворот.
Протоиерей Алексей Чубаков провёл нас по кабинетам физики, химии, литературы, обществознания. В спортивном зале девочки занимались подготовкой композицию военной тематики к готовящемуся памятному мероприятию. Кабинеты небольшие, в них учатся по 13-15 учеников, параллель всего одна - в начальных классах. А всего классов пока семь, но год за годом число их естественным образом растёт. Школа имеет государственную аккредитацию, но работает по индивидуальным стандартам и специально подготовленным учебникам, радующим глаз своими иллюстрациями.
Открытие нового корпуса православной гимназии города Казани
Обычно, такого рода православные школы существуют за счёт состоятельных родителей. Интересуюсь у о.Алексея, как обстоит дело тут. Еще одна неожиданность - плата за учёбу весьма умеренная. А школу поддерживают власти, в том числе лично глава республики Рустам Минниханов, о пребывании которого в школе свидетельствуют фотографии.
Николо-Гостинодворская церковь Казани
Побывали мы с отцом Евфимием и в восстанавливаемом митрополией Николо-Гостинодворском храме в центре Казани. Сам храм - святыня православной Казани, ведь здесь служил священномученик Патриарх Гермоген. Пока в храме убирают следы многолетнего присутствия республиканского архива. Работы предстоят невероятные по объёму, - прежде всего, нужно укрепить фундамент (храм стоит на возвышенности, прямо у стен начинается крутой откос). И хотя над возрождением храма еще предстоит немало потрудиться, митрополит Феофан подчёркивает, что самое главное - удалось договориться с властями о возвращении этой святыни Церкви. Несколько раз повторял: «Мне говорили, что это невозможно... А ведь получилось...». И правда, получилось. И верится, что получится восстановить храм, связанный с памятью духовного вождя Русского Ополчения 1612 года.
Молебен в Николо-Гостинодворской церкви Казани
Сложной проблемой для Казани является храм-памятник на реке Казанке недалеко от местного Кремля, где захоронены русские воины, павшие при взятии города войсками русского Царя Иоанна Грозного. Татарские националисты давно требовали храм снести, как напоминание о «геноциде татарского народа». Слава Богу, храм является памятником архитектуры XIX века - таких пирамидальных храмов в России, насколько мне известно, три: один в Бахчисарае у бывшего госпиталя, в котором умирали и были рядом похоронены воины, получившие ранения во время Крымской войны, другой - самый известный - на Братском кладбище в Севастополе. Вероятно, поэтому храм уцелел в «лихие 90-е», когда татарский национализм был серьезной политической силой. Но островок, на котором он стоит, подмывается водами Казанки и подойти к храму можно зимой по льду или засушливым летом, а в остальное время - только в высоких сапогах. Русская общественность неоднократно поднимала вопрос о необходимости реставрации храма и обустройства подходов к нему. Татарские националисты встречали эти идеи в штыки, власти к ним прислушивались охотнее. Прежний архиерей боялся этот вопрос даже поднимать. И вот - это еще один предмет законной гордости митрополита Феофана - вопрос решился, власти услышали голос правящего архиерея и православной общественности. По крайней мере, я увидел, что активно ведутся работы по обустройству набережной вдоль берега реки Казанки, которая обеспечит подход к храму-памятнику. А там, глядишь, дойдут руки и до реставрации...
В воскресенье митрополит Феофан служил в уникальном храме преподобного Сергия Радонежского. Храм считается молодёжным, при нём создан молодёжный центр, в нижней части храма размещена экспозиция, посвященная истории Казанской иконы Божией Матери. Но меня больше впечатлил сам храм, в котором собрана весьма довольно солидная коллекция Богородичных икон. Причём, иконы старинные, как говорят, в таком случае, «намоленные». Коллекцию передал в храм некий меценат, и храм превратился в своего рода храм-музей, где можно помолиться во время богослужения, а днём побывать на экскурсии и посмотреть самые разные, в том числе исторические иконы Пресвятой Богородицы.
Не знаю, так совпало или преднамеренно митрополит Феофан выбрал для воскресного служения молодёжный Сергиевский храм. На второй неделе Великого поста за Литургией читался отрывок из Евангелия от Марка об исцелении расслабленного, друзья которого, разобрав крышу дома, где находился Спаситель, опустили перед Ним страждущего. И Владыка в проповеди использовал этот образ расслабленности применительно к истории нашей страны. И, обращаясь к молодёжи (а в храме было несколько десятков юношей и девушек), призывал её духовно не расслабляться, помня, к каким тяжелым последствиям это может привести страну.
Казанская православная духовная семинария
Посетив Казань, я воспользовался случаем и записал интервью с игуменом Евфимием, который вот уже пять лет трудится в Казани. Меня интересовали его впечатления о республике, о специфике учебного дела здесь, его размышления о таком актуальном сегодня понятии, как «русский мир». Интервью уже опубликовано на РНЛ.
Насколько я понимаю, владыка Феофан пригласил меня в Казань не для того, чтобы похвастаться достижениями Татарстанской митрополии, которая, к сожалению, в последнее время чаще всего упоминалась в СМИ в связи со скандалом вокруг бывшего протоиерея Владимира Головина, а для того, чтобы я увидел своими глазами плоды доброго сотрудничества местных (мусульманских по вероисповеданию, в основном) властей и Православной Церкви. Я увидел, и, повторюсь, весьма впечатлён увиденным. Насколько я понимаю, митрополиту Феофану удалось грамотно выстроить отношения с властью в таком конфессионально и национально сложном регионе. Сложном не только объективно, но и субъективно. Руководящие посты в республике, как известно, занимают, в основном, татары, - об этом много писали в СМИ. Возникают конфликты на языковой и культурной почве. В частности, в последнее время предметом острых дискуссий и даже протестов был вопрос о повсеместном преподавании татарского языка как родного всем детям, независимо от их этнической принадлежности. Эти и другие вопросы порой вызывают недовольство русского населения, которое в подавляющем своём числе и составляет паству Татарстанской митрополии. Поэтому в таком регионе правящий архиерей самой логикой жизни выдвигается на роль защитника и печальника интересов русских. Не всякий архиерей решается исполнять эту роль, тогда русские ищут другие способы защиты своих интересов. Митрополит Феофан, долгое время служивший на Кавказе, как я понял, от этой роли не уклоняется, хотя в разговорах со мной журил чрезмерно резкие высказывания местных русских общественных деятелей.
Символичный подарок на прощание от игумена Евфимия - последний выпуск журнала митрополии «Православный собеседник»
Кстати, несмотря на то, что власти Татарстана поддерживают Православие и русскую культуру, в чём я имел возможность убедиться, проблемы возникают регулярно. Одну из них мы обсудили на встрече с единомышленниками по «Русскому Собранию». Как с тревогой говорили мои соратники, татарские националисты пытаются протолкнуть широкое празднование в Татарстане 750-летия Золотой Орды. Разработан план мероприятий, который местные татарские историки и общественные деятели пытаются реализовать на государственном уровне, видимо, пользуясь поддержкой каких-то чиновников. А чтобы русские «проглотили» празднование юбилея государства, которое эксплуатировало, обирало и унижало русских, начинают распространять миф о том, что не было никакого монголо-татарского ига, что Золотая Орда была государством, в котором русские чувствовали себя как в своём доме и т.д.
Пытаются поставить под сомнение Куликовскую битву, дискредитировать включение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств в состав Московского государства как прогрессивного исторического деяния. Словом татарские националистические историки пытаются «переписать», сфальсифицировать историю России. И таким образом ставят власти Татарстана в трудное положение, поскольку закономерно возникает вопрос: почему в одном из субъектов Российской Федерации в качестве важного события предлагается праздновать угнетение русского народа. Не является ли это оскорблением русских и не работает ли это на обострение межнациональных отношений в России? Хочется надеяться, что властям Татрстана достанет мудрости не идти на поводу у татарских националистов. Впрочем, это уже другая тема, о которой стоит написать отдельно, тем паче, что беседу с членами Казанского Русского Собрания мы записывали на диктофон и, надеюсь, сделаем позже материал о ней.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
8. Re: Возрождается православная Казань
7. Возрождается православная Казань
6. Re: Возрождается православная Казань
5. Ответ на 2., Hyuga:
4. Казань не виновата
3. Re: Возрождается православная Казань
2. что не было никакого монголо-татарского ига,
1. Не только татарские националисты