Временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов открыл личную страничку ВКонтакте, сообщает пресс-служба Администрации Санкт-Петербурга.
Об этом действующий глава города объявил 11 марта на рабочем совещании с членами Правительства Санкт-Петербурга. «Мы начинаем новый этап в работе по формированию открытой власти. Правительство нацелено на прямой контакт с жителями. Наша задача - быть восприимчивыми к обращениям граждан, работать не на отчёт, а на благо людей. Мы должны знать, чем живет наш город, что тревожит петербуржцев. Мы уже приняли решение, что планы и программы будут формироваться на основе обращений жителей. Власть на всех уровнях должна сверять свою работу с оценкой горожан», - сказал Александр Беглов.
Он подчеркнул, что Интернетом и соцсетями в том числе сегодня пользуются миллионы петербуржцев - 70% всего населения. «Именно в Интернете люди чаще всего пишут о своих проблемах, выражают недовольство организацией работы и бездействием чиновников. Таких криков о помощи и обращений, которым пока не уделяется должного внимания - тысячи, десятки тысяч. На них необходимо реагировать немедленно, вступать в диалог с людьми и вести постоянный мониторинг жалоб», - сказал глава города.
Александр Беглов отметил, что ВКонтакте - самая популярная социальная сеть в Петербурге, и свои страницы там должны открыть все, кто работает в исполнительной власти - районные администрации, службы, комитеты, управления.
«Страничка ВКонтакте - инструмент обратной связи с населением. Обращение ко мне нужно считать официальным обращением горожан к исполнительной власти и оперативно реагировать на жалобы. Такой адресный подход должен стать нормой для Петербурга», - призвал Александр Беглов.
Радикальный шаг Александра Беглова по сближению власти с простыми гражданами прокомментировал в интервью «Русской народной линии» доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерий Николаевич Расторгуев:
На Западе широко распространены идеи т.н. прямой демократии и открытого правительства. Однако везде, где подобные принципы пытались воплотить в жизнь, возникало множество проблем. Интерактивный режим в популярных сетях - первый пробный шаг в этом направлении, который все чаще совершают руководители разного уровня, в тот числе лидеры великих государств. Достаточно упомянуть эксперимент Трампа в Твиттере с 58 млн. подписчиков. И, надо сказать, это не столько иллюзия открытости и не столько имитация прямого общения главы государства с народом над головами советников и спичрайтеров, министров и конгрессменов, но и шанс вернуть реальное человеческое общение хотя бы в малой доле с использованием технологий, уже ставших привычными. Конечно, этот эксперимент связан, прежде всего, с внутриполитической ситуацией США - с попыткой пробить железный заслон оппозиции и круговой поруки зафрахтованных медиа-магнатов, но одно ясно - опыт в целом удался и ждет своих адептов. Сеть оказалась не менее серьезным ресурсом, чем вся махина официальных СМИ.
Но если уж доводить до конца принципы прямой демократии, то надо не только отслеживать и мониторить мнение граждан, которые имеют возможность прямого видимого - иллюзорного или реального - контакта с человеком во власти, но и дать им право влиять на принятие политических решений. Все логично: если сказал «а», то говори и «б», и если вводишь интерактивный режим в процессе политической деятельности и управления, то будь готов к передаче части своих полномочий избирателям, которые должны иметь возможность проникнуть во все ячейки системы управления, подготовки и принятия решений, поделись с ними частью власти. Тогда и избиратель почувствует себя гражданином, а не просто подданным. Но это, конечно, в идеале.
В действительности все это пока имеет отношение скорее к политическим играм, а не к реальной демократии. Реализованные проекты в области прямой демократии, когда у граждан появляются реальные права, чаще всего оборачиваются конфузом. Например, в Нью-Йорке несколько лет назад было принято решение, что любые стратегические планы власти будут осуществлены только при доминирующей поддержке интерактивного сообщества. Действительно, здесь концепция «открытого правительства» была воплощена: все планы, предложения и решения были открыты. Люди получили возможность с ними познакомиться, даже те, кто не пользуется интернетом, смогли включиться в систему принятия решений. Повсеместно были открыты соответствующие общедоступные центры, где любому человеку могли помочь ознакомиться с документами, но, увы... Абсолютное большинство жителей города не воспользовались даже этой возможностью. А бесчисленные инициативные группы, которые не упустили предоставленный шанс навязать свои интересы, просто полностью заблокировали работу органов управления. Поэтому пришлось отказаться от подобных моделей управления. Впрочем, такие эксперименты проводились, проводятся и будут проводиться, но у них пока очень ограниченный потенциал.
К тому же в России в игру еще не вступил едва ли не главный актор современной политики - гражданское общество, а это уже совершенно другая проблема. Я неоднократно говорил, что в России нет и не может быть гражданского общества, во всяком случае, в его современных формах, как на Западе, поскольку у нас нет крутой шкалы прогрессивного налогообложения. Благодаря этой шкале современное гражданское общество в западных странах быстро превратилось в третий сектор экономики по своей мощи. Сегодня в этот сектор вовлечены колоссальные капиталы, здесь осуществляется бизнес особого типа, имеющий особое преимущество даже перед крупным бизнесом, потому что деятельность некоммерческих организаций основана не на присвоении дохода в частных интересах, а она направляет все ресурсы на благотворительность, решение социальных и экологических проблем. Благодаря этому НКО втянули в свою орбиту миллионы граждан и вообще не облагаются налогом.
Ну, а теперь вернемся к инициативе Александра Беглова, которая заслуживает всяческой поддержки, хотя и представляет паллиатив прямой демократии. Такая тенденция распространяется в России среди руководителей различных рангов. Конечно, сами руководители, разумеется, не могут отследить всю корреспонденцию и ответить на каждое вопрошание, но в принципе - это возможность хоть какого-то приобщения со стороны политической элиты к жизни людей. К тому же все письма и ответы будут в постоянном доступе, и каждый из горожан в любой момент сможет увидеть судьбу своего обращения, а уже на основе этого сделает выводы об эффективности власти...