Лозунг в подстрочнике заголовка, большинство поймёт - из Советских времён, там ведь тоже была Конституция. Теперь - новая Конституция, но проблемы во многом старые, их и попытаемся здесь обсудить.
Как известно, 12 декабря 1993 была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. Всего двумя месяцами ранее был расстрелян из бронетехники и артиллерии Российский парламент. Существует ли сейчас по прошествии четверти века необходимость улучшить нашу Конституцию? Ответить на этот вопрос в самый день юбилея попытаемся в Казани, жители которой называют свой город третьей столицей России - после Москвы и Санкт-Петербурга. «Третья столица» называется и дискуссионный клуб, образованный Казанским отделом международной организации «Русское Собрание». В качестве одного из основных выступающих казанцы ожидают прибытие и самого председателя «Русского Собрания» главного редактора интернет-издания «Русская народная линия» Анатолия Степанова.
О необходимости внесения важных изменений в нашу Конституцию говорится немало. Давно буквально вопиет об этом известный политик Евгений Фёдоров, возглавляя целое движение. Как известно, Федоров говорит о колониальной системе управления современной Россией, а в фундаменте её находятся ряд положений нашей Конституции, по утверждению Фёдорова написанной под диктовку Запада. Действительно, странные положения о приоритете международного права над отечественным и о том, что Центробанк обеспечивает устойчивость рубля независимо от других органов государственной власти. Это прописано в Конституции! А социалисты, коммунисты, да и многие другие - за отмену положения 9 статьи, допускающей частную, и даже какую-то «иную» собственность на природные ресурсы. Трудно спорить с утверждением о том, что большинство граждан только и нужны для того, чтобы обслуживать скважины и олигархов.
Сейчас также в нашем обществе много говорят о необходимости идейного единения российского народа, например на идее любви к Родине - России. Но идеология - тоже запрещена Конституцией! С другой стороны СМИ, особенно либеральные, дружно взялись иронизировать по поводу понятия «скрепы», как только оно попало в публичное пространство, пытаясь превратить его в посмешище. Это действительно, позволяет усомниться в фактической свободе СМИ, вроде бы вполне гарантированной Конституцией. Они то заставляют всю страну разглядывать грязное бельё Джигарханяна, то пишут про внебрачных детей певца Серова, разбросанных по всей стране, а сейчас, вот - про запрет концертов рэперов. Причём последний случай - показателен, потому что инцидент обсуждали сначала исключительно либеральные СМИ. Но вдруг на нашей второй телевизионной кнопке «Россия 1» тяжеловес телеаналитики Дмитрий Киселёв на прошедших выходных уделил целых семнадцать минут этой теме в своих «Вестях недели». Разные известные люди стали у него вдруг поддерживать «угнетаемых рэперов». Даже главный разведчик и ревнитель истории Сергей Нарышкин. А певец Лев Лещенко назвал рэп искусством! Да и сами рэперы, как следует из передачи - нормальные, в общем, ребята. Один про маму вон спел, и что почти все рэперы - патриоты, и вообще, они - НАШИ!
Чем показателен данный случай и что из него следует? Тем, что задача, наверное, почти у всех наших широко распространённых СМИ, независимо от направленности - пудрить мозги гражданам и отвлекать от действительно актуальных проблем общества - качества жизни, сохранения здоровья, семейных ценностей и тому подобных действительно важных вещей. Поэтому гарантированная вроде бы статьёй 29 Конституции свобода наших СМИ - декларативная и риторическая, но не фактическая, включая запрещённый этой же статьёй запрет цензуры.
Но вообще-то каждому нелишне прочесть Конституцию.
И тогда мы увидим, что риторическое значение имеют многие её положения, начиная с незыблемости ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ основы России в самом начале документа - преамбуле.
А, вот ещё ряд «риторических» вопросов по положениям основного закона.
Народ у нас - носитель суверенитета страны - осуществляет свою власть непосредственно? Мы сейчас, действительно, социальное государство, в котором «всё для человека»? У нас охраняется государством труд и здоровье людей? Все в России равны перед судом, гарантии прав и свобод независимо ни от чего обеспечены?
Кто из граждан и сколько сумел возместить от нанесённого ему вреда государством и его должностными лицами? Достоинство личности обеспечивается, насилию никто не подвергается? Свобода и личная неприкосновенность соблюдаются? А неприкосновенность частной жизни? Папарацци ничего не публикуют, а как насчёт безумных ток-шоу на федеральных каналах? Теперь уже с новомодными детекторами лжи.
А как насчёт равных возможностях доступа граждан к государственной службе? А равноправие регионов имеется? А свобода мирных собраний и проведения публичных акций есть?
Вот тут - стоп. Это уже не из области риторических вопросов, это - из ряда ПРАКТИКИ бессовестного и циничного попрания принципов Конституции России чиновниками на местах. Вот, в начале нынешнего декабря в день людей с ограниченными возможностями здоровья (термин «инвалид» не используем, привлечь могут) у нас в Казани власти запретили проводить публичное мероприятие, посвящённое событию, в заявленных инициаторами местах, а переместили его на окраину города - в парк в районе автовокзала. Бедные инициаторы не могли ничего противопоставить чиновникам, несмотря на Конституцию. Символом акции стала плюшевая игрушка в инвалидной коляске, в которую и сам чиновник может попасть по Промыслу Божьему, а так - всё у него «в шоколаде».
Про тех же рэперов. Весь Интернет кишит видео и обсуждениями, как двое полицейских деловито так снимают того самого рэпера со странным собачьим ником Хаски с крыши автомобиля во время его выступления на улице. Это при многотысячной толпе фанатичных поклонников! Деловито препровождают в участок, и суд даёт ему двенадцать суток. Ладно, Киселёв озвучил проблему - выпустили. То, что владелец авто, с которого Хаски «общался» с поклонниками, не возражал - речи не может быть, ведь тут не собственник автомобиля управляет процессом, а полиция! Но Киселёв, Лещенко и Швыдкой спасли от более серьёзных мер.
Кстати, может не к месту, но смертная казнь нашей конституцией допускается. А ещё есть ведь статьи о государственной измене и шпионаже, которые сейчас практикуются буквально валом, если сравнивать с девяностыми-нулевыми. Вон, девушка из Сочи, видя как войска перемещаются в сторону Грузии, отправила СМС на территорию этой страны предупредить близких. Пожалуйста, уголовная статья. Сейчас, вон, больной дед далеко за семьдесят сидит в застенках (дело не в том - виновен или невиновен в измене), а адвокаты не могут уговорить суд, чтобы он дома сидел в ожидании приговора.
В связи со всеми этими мыслями о Конституции моей страны, перечитывая которую через 25 лет с момента создания её кем не известно, но в облаках порохового дыма, окутавшего столицу Родины, возникает внутренний диссонанс.
Люди, кого касались репрессии, согласятся, что тревога достигает максимума, когда прессуют личность, а иногда ведь и близких. Зная, каких людей зацепила машина репрессий, инициированных, мягко говоря, мелковатыми «работничками в погонах», наделёнными сейчас почти безграничными возможностями, можно сказать и об этом - и о «равных правах и возможностях в суде» и о прочем риторическом...
А есть и более тонкие вещи: свобода совести и «Церковь отделена от государства», например. А как же тогда быть с сектами и загубленными ими судьбами людей?..
Но не будем больше здесь рассуждать о тех положениях Основного закона, которые, по мнению автора, носят риторическое значение или вообще не выполняются, остановимся на положениях, которые могут составлять предмет общественной дискуссии и улучшения Конституции.
Вот, например, положение о добровольности изучения языков народов, населяющих Россию. «Обществу русской культуры Республики Татарстан» пришлось ломать копья целое десятилетие, пока в 2017-м лично Президент России не распорядился. Потом быстренько и закон соответствующий Госдума приняла, несмотря ни на какие громогласные заявления возмущённых национал-депутатов разных уровней. А ведь до этого четверть века все дети в Татарии, независимо от национальности были обязаны учить татарский язык - по местным законам. И даже Конституционный суд России по этому поводу заседал в 2004 году, но так и не вынес такого решения, которое бы обеспечило выполнение 26-й статьи о свободе выбора языка обучения.
Но что тогда помешало Конституционному суду принять решение, которое сейчас состоялось почти само собой - без Конституционного суда - в уходящем 2018 году? Фактическое положение регионального устройства, внутриполитическая конъюнктура и та же Конституция! Ведь в её 68-й статье, например, записано, что «республики вправе устанавливать свои государственные языки». Я помню, как ещё в 2013 году участвовал в публичных дебатах на местном телеканале со статусными оппонентами - представителями региональной власти и её идеологами. Конституцию и обсуждали. Я указал на абсурдность положения статьи Конституции, когда внутри государства Российского есть кроме русского государственного языка ещё другие «государственные» языки. Реакции, конечно, тогда не последовало, Васька, как известно, слушает да ест - пока по носу не дадут. Вот, Владимир Владимирович и дал, жаль, правда, что только через пять лет.
Да что - язык, в основах конституционного строя прямо записано - «республики (государства)». Эта норма - соответствует фактическому положению дел сейчас? Или это - мина замедленного действия под Россией, угроза её целостности и безопасности? Или ещё - положения о договорах субъектов с федеральным центром. Региональная власть Республики Татарстан как ни лезла из кожи вон, чтобы этот договор продлили и после 2017 года, ничего не вышло. Даже очередной третий съезд народов Татарстана провели с этой целью за бессчётные деньги. Правители у нас здесь всегда проводят эти съезды, чтобы «все народы» региона обратились к федеральной власти с просьбой, чтобы этот договор между регионом и центром был и в будущем. Чтобы, так сказать, Татарстан позиционировал себя как «равноправный партнёр» России? К слову, в нашей стране сейчас до сих пор два президента - один по фамилии Путин, другой по фамилии Минниханов, и это не шутка, но факт. Так вот, если всё же и этот «последний оплот сепаратизма» в лице Республики Татарстан не получил договора с центром, то зачем вообще про такие договоры сохранены статьи в Конституции, да ещё не в одном месте? И даже есть, с оговорками правда, статья, предусматривающая приоритет нормативно-правовых актов субъектов перед федеральными законами! Зачем? Чтобы хвост мог крутить собакой?
И ещё один момент хотелось бы обсудить именно в Казани. Уже довольно давно идёт обсуждение вопроса о придании русскому народу юридического статуса. Даже ещё в 1997 году работал совет Государственной Думы по вопросу создания Комиссии по проблемам русского народа. Ни больше, ни меньше. Нашлась и стенограмма заседания от 22 апреля года - занятная.
А новая волна обсуждений национального вопроса была спровоцирована не кем-то, а самим президентом Путиным осенью 2016 года, заявившим на заседании Совета по межнациональным отношениям буквально следующее: «Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать, прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать,- это закон о российской нации». Правда, «подсунули» ему эту провокационную тему лукавые этнологи, что было видно невооружённым глазом по видео и стенограмме заседания. Но ведь сам же Путин озвучил, да ещё употребил слова «точно», «совершенно», «нужно», «прямо»... После по поводу данного заседания и идеи «российской нации» конечно много писали и обсуждали, есть и моя развёрнутая статья об этом и вокруг этого «Занимательное нациестроительство - 2017», она публиковалась на разных ресурсах, в том числе, федеральных.
И «Русское Собрание» обсуждало тогда на своём заседании в Москве вопрос. Но поскольку уже через месяц исходная тема формирования «российской нации» отпала, то надо ли закреплять за русским народом статус государствообразующего? Ведь, например, в конституции Республики Татарстан статус татарского народа выделен по отношению ко всем остальным, прямо в преамбуле названным «и многонациональный народ». Тогда в Москве мы сообща решили, что закрепление государствообразующего статуса за русским народом будет вредным - и для России и даже для самого русского народа.
Но это - в Москве, а в Казани на ноябрьской нынешнего года конференции, посвящённой 25-летию «Общества русской культуры Республики Татарстан», участники вновь и вновь говорили об актуальности этой темы. Да и о том, что татарам в России - тоже надо придать статус государствообразующего народа - не раз и не два предлагалось на разных форумах. Вот и обсудим в Казани эту тему в день российской Конституции - русские, татары и все желающие.
Резюмируя тему - есть ли что улучшить в нашей Конституции - зададимся вопросом: а изменится ли что-то в нашей жизни, если изменить что-то в Конституции?
Реальность сейчас - это ведь не только низкие доходы большинства, проблемы социальной сферы, жилья, ЖКХ и пенсионеров. Теперь для нас еще один сюрприз готов. Ведь посмотрите: приставы нажатием кнопки «ок» на своём рабочем компьютере снимают с карты гражданина присуждённый даже заочно платёж. И никто прежде не позвонит владельцу карты и не поинтересуется: а не останутся ли голодными, не умрут ли его малолетние дети?! Да что там приставы. Силовики блокируют счета граждан только по подозрению в «экстремистской деятельности»! Всерьёз говорится о перспективе автоматического списания денег с граждан за проезд, ЖКХ и многое другое. Личность гражданина неуклонно привязывают к его банковскому счёту, смартфону, «государственным услугам». На повестке создание сообщества «электронных граждан», в которое постепенно будут загонять всех?
...В России никогда не доминировал культ Римского права. В силу бесконечности просторов или русского менталитета у нас всё-таки важнее не по праву, а по совести. Совесть - глас Божий в сердце человека. Ну и здравый смысл, ведь созданные законодателями в кабинетах конструкции порой могут доводить до абсурда реальность. Но означает ли это, что править в нашей стране должны произвол и беззаконие? Ответ очевиден: законы работать должны. Поэтому основной закон - Конституцию России - надо улучшать и воплощать в жизнь общества ее нормы.
Михаил Щеглов, председатель «Общества русской культуры Республики Татарстан», председатель Казанского отдела «Русского Собрания», доцент КНИТУ-КАИ