Занимательное нациестроительство – 2017?

Или как российские этнологи пытаются манипулировать национальной идеей России

Много событий принёс уходящий 2016 год, особенно - тревожных и неожиданных - «под занавес».

И никто, наверное, из простых граждан не запомнил на их фоне, как чуть ранее вдруг дохнуло на нас почти, казалось, забытой уже темой «советский народ».

В г. Астрахань 31 октября 2016 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям устами президента Путина было произнесено следующее: «Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать, прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать, - это закон о российской нации.»

На сути этой идеи и последующем её обсуждении в дискуссионном пространстве остановимся чуть ниже, но при анализе того порядка, в котором идея была выдана здесь, прослеживается явная искусственная технология, созданная этнологическим докторским корпусом, богато представленным на заседании Леокадией Дробижевой, Владимиром Зориным и Вячеславом Михайловым. Вот, посмотрите, плавно и последовательно, перемежая выступления этих этнологов представителями «многонациональной России», и в конце добив тему российской нации всегда убедительным акцентом на проблемы российского Кавказа устами «главного кавказоведа» Максима Шевченко, эта команда сделала весьма логичным данное изречение президента.

Что же, джин - выпущен, надо теперь чего-то ждать.

Вообще национальный вопрос в России всегда был сложен и довольно запутан - как по своей сути, так и по конструкциям, создаваемым с целью его урегулирования.

Сейчас, как представляется, он может оказаться судьбоносным не только для страны, но и для всего многомиллионного русского народа, неизменно затронув и судьбы соседствующих государств и народов.  Дело в том, что русский народ сейчас фактически находится в статусе «народ-НИКТО» и не без субъективного влияния представляет некую, что ли, «пустую породу», заполняющую пространство между всеми иными народами - «самоцветами», ну, или как минимум, «полезными ископаемыми».

В стране, где русские составляют по данным последней переписи 80,9%, фактически на повестке лозунг «Россия - для НЕрусских!» - несмотря на довольно активно эксплуатируемую в последнее время про русскую риторику.

И, вот в этих условиях слова президента Путина прозвучали как гром среди ясного неба.

Есть ли тут катастрофа, если учесть, что «россиянин» - точно не приживётся, и иного наименования граждан России, как «русский» - видимо, не будет в качестве обозначения человека, принадлежащего к общегражданской, политической нации нашей страны?

Что ж, и Иосиф Виссарионович Сталин говорил же о себе как о русском человеке грузинской национальности, а в царской России были времена, когда по Евангелию - «нет ни эллина, ни иудея» - русскими называли всех православных. И нужно напомнить, если кто забыл, что впервые лозунг «Россия для русских» прозвучал во второй половине 1860-х именно в этом значении. Более того, прозвучал в анти-этническом значении «Россия для русских, а не для славян!», как противопоставление набирающим вес в тогдашнем обществе идеям славянофильства. Но это не помешало продвижению славянофильства - довольно мощно развивавшемуся, приобретающему всё больший авторитет в кругах русской интеллигенции. Очевидно, этнокультурные составляющие в термине «русские» стали набирать вес в XIX в. абсолютно по объективным причинам, они реально были востребованы русским организмом, возможно, в силу инстинкта самосохранения.

А параллельно наступала эпоха революционной смуты. Круговерть национального вопроса в России рубежа веков вовлекла в неё нерусские народы, но потом в дело свержения царской власти на волне стремительно становящейся не без помощи манипуляторов всё более милой и желанной русскому сердцу демократии активно вступали, что примечательно, и русские националисты, в национальном вопросе - идейные наследники славянофилов.  Отречение последнего русского царя принимал в числе других видный тогдашний идеолог русского национализма Василий Шульгин. А за этим последовал приход в Россию уже отнюдь не русской, а совсем антирусской власти. Царь со всей семьёй этой властью зверски замучен, убит, а идеология русского национализма превратилась в расстрельную статью, все её носители и даже просто симпатизирующие были вынуждены покинуть страну под страхом смерти.

Царь с семьёй канонизированы как мученики-страстотерпцы, и каждый православный верит в их усердные непрестанные молитвы Богу за нашу страну, за каждого русского православного человека. Чтобы Он упас нас от чего-то подобного в будущем и вразумил, ведь цена этой науки - потоки пролитой после крушения монархии крови, наверное, принятые Богом в качестве величайшей искупительной жертвы.

Но наряду с принятием сакрально-мистических смыслов - мученики, молитвенники, искупительная жертва, промысел Божий - каждый русский понимает, что для страны нашего масштаба всё произошедшее тогда нельзя относить к иронии судьбы или злому року. Представляется, что после всего, должно у нас у каждого вызывать крайнюю тревогу буквально на генетическом уровне, если вдруг на арену выплывает композиция из трёх составляющих:

1. Динамичные эволюции в национальном вопросе на фоне растущей русофобии.

2. Овладение умами масс и элит идеалами демократии.

3. Идеи смены прежней власти.

Эта гипотеза вполне подтвердилась на рубеже 1980-х и 1990-х - демократия с русофобией плюс очернение всего, на чём держалась прежняя власть в СССР. Итог нам известен. Выделяя в тех процессах доминанту национального вопроса, нужно вспомнить предшествующее тем событиям многолетнее насаждение термина «советский народ» и последовавшую непосредственно перед событиями и сопровождавшую их агрессивную русофобию на фоне идей национального возрождения нерусских этносов. Защищать русскую идею после зачисток партийных рядов от «русских реакционеров» было уже здесь особо не кому и её носители в деле разрушения прежнего государственного устройства в отличие от смуты начала века - замешаны не были. «Русская тема», несмотря на живых носителей русской идеи - русских писателей-классиков, почвенников, - разрушить страну и менять строй почти не помешала.

И надо отметить, что сейчас, когда понятие «русский народ» практически отождествляется с понятием «народ-НИКТО», эта важнейшая из скреп нашего государства ещё меньше помешала бы разрушить Россию. При условии, что в стране сформированы анклавы в виде «национальных» республик, сценарий разделения СССР на «национальные» квартиры - сам, наверное, напрашивается к реализации врагами в нынешней России, но об этом чуть позже.

Поэтому прошедшие после того совещания в Астрахани дискуссии - далеко не исчерпывают поднятого вопроса.

Например, заметное обсуждение прошло в эфире телеканала «Культура» в передаче из цикла «Что делать» с ведущим Виталием Третьяковым.

Одна сторона - условно про русские участники - была представлена политологом Михаилом Ремизовым (президент Института национальной стратегии), публицистом Егором Холмогоровым и философом Виктором Аксючицом. Все они, хоть и разными словами, выразили явно и убедительно сдержанное отношение к идее общероссийского нациестроительства. Другая сторона была представлена этнологами Леокадией Дробижевой и Виктором Тишковым. Напомним, что именно этнологи сейчас являются лоббистами идеи искусственного «общегражданского» нациеконструирования России, создания «надэтнической общности», в основе которой на самом деле лежит провалившийся с треском в современной Европе мультикультурализм. К ним же принадлежит и отсутствовавший на передаче Вячеслав Михайлов - непосредственный автор вброса идеи общероссийского нациестроительства на том совещании в Астрахани. Нужно здесь сказать, что Тишков и Михайлов и их коллега Владимир Зорин, тоже, участвовавший в астраханском совещании, уже очень много натворили в деле формирования национальной и этнической политики «новой России», в том числе, занимая пост министра по делам национальностей. Вообще, невозможно понять - это как можно показывать по телевизору Тишкова - главного создателя «Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов»! Как она эта сеть работает, со времён распада Союза и по сей день - мы же все прекрасно видим и хорошо ощущаем на собственной шкуре, особенно русские. Возьмите хоть Кавказ, хоть Тыву, хоть Татарию, да что там - хоть Москву!

Что же до Леокадии Дробижевой, то ещё два года назад мы писали о том, что она зачастила поездками в Республику Татарстан на предмет плотного взаимодействия с представителями региональной власти, как известно, до сих пор весьма подверженной идеям татарского национализма.

Но забавно, что из всей дискуссии вышел тот самый вывод, что если уж настаивать на каком-то названии политической или гражданской нации, то иным названием как "русские" её в нашей стране не определить, хотя, разумеется, к русским будут принадлежать далеко не только как таковые этнические великороссы.  Михаил Ремизов оказался в этом выводе в передаче совершенно неопровержим.

Показательно то, что всякий раз, когда Тишков твердил своё «не только русские», Егор Холмогоров горько усмехался, и в очередной раз прокомментировал, дескать, у вас всегда вслед за «не только» подразумевается следом постепенно уже «совсем не».

Другая дискуссия - более многочисленная -  прошла в Москве 7 декабря 2016 г. в Союзе писателей России на очередном заседании международной общественной организации «Русское Собрание».

Заявленная тема «Русский народ и российская нация. К обсуждению идеи закона о российской нации» обсуждалась несколько часов. Дискуссия оказалась очень ценной, многие участники признавались, что существенно скорректировали своё мнение в процессе обсуждения. Тон задал председатель Русского Собрания, главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Степанов. В своём вступительном слове он удивительным образом сумел за какие-то 20 минут изложить всё существенное в истории национального вопроса в России, начиная с первой половины XIX в. и до наших дней. А суть основных выступлений участников отражена в репортаже с мероприятия

Отмечу лишь показавшийся главным коллективный вывод, который, возможно, многим единомышленникам первично показался бы парадоксальным - как и мне самому, если бы услышал его ещё накануне обсуждения. Состоит он в том, что внешне заманчивая многим нашим единомышленникам идея включения в конституцию России положений, закрепляющих за русским народом статус государство образующего, сейчас для нашей страны вреден, приведёт к опасному расколу общества, не дав никаких новых возможностей улучшать положение русского народа и страны в целом. Большинство участников подтвердили и то, что искусственное формирование общероссийской идентичности, особенно, путём создания не органичных, а надуманных конструкций - было бы крайне вредным, как и сама идея создания закона о российской нации.

Очень точно выразился на собрании настоятель храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров): свою ясно и просто выстроенную логику он предварил словами о том, что не может из грязного источника бить чистая вода, так и упомянутые этнологи не могут дать идей во благо...

В процессе этой дискуссии открылось и ещё одно обстоятельство, которое должно крайне встревожить каждого человека, желающего России блага. Касается оно не этно-национального, а этно-территориального устройства страны. Дело в том, что у большинства граждан, в том числе и представителей русской интеллектуальной элиты - особенно в «русских» регионах почему-то существует уверенность, что Россия ближайшее время точно не распадётся.

Если же провести параллели между нынешней Россией и Советским Союзом накануне его распада, то станет очевидным - аналогия близкая! Да, «парад суверенитетов» - казалось бы - закрытая тема, но последние 25 лет в национальных субъектах РФ сформировалось массовое этническое самосознание титульных этносов, где республики воспринимаются как свои национальные государства. И это - параллельно с как раз таки укреплением их «государство образующей» роли в этих субъектах, сегодня представляющих самодостаточные анклавы с собственными элитами и структурами социально-государственного управления, прессой, даже своей исторической наукой и образованием. В Республике Татарстан, например, именно с этой целью при президенте Минтимере Шаймиеве два десятилетия работал специальный советник - Рафаэль Хакимов, сейчас возглавляющий местный Институт истории и являющийся вице-президентом Академии наук Татарстана.

Итак, кто в конце 1980-х хотя бы гипотетически мог предположить подлый, нелепый, бесславный распад СССР? Почти никто. А чем отличается сегодняшняя Россия от тогдашнего СССР? По национально-государственному устройству и национальному духу в национальных же регионах - практически ничем!

Если к этому добавить наличие других институтов этнической мобильности, например, национально-культурных автономий, о которых тоже очень акцентировано упоминалось на совещании в Астрахани, то потенциал раскола общества по этнической линии - весьма высок.

Очень символичным здесь является недавнее вступление в должность председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам национальностей Ильдара Гильмутдинова - главы Федеральной национально-культурной автономии татар России. Ставший в очередной раз депутатом Госдумы от партии «Единая Россия», Гильмутдинов известен как наиболее последовательный лоббист идей татарского национализма. Это в основном его усилиями заблокировано обсуждение поправок к устаревшим языковым нормам федерального законодательства. Это по милости Ильдара Гильмутдинова и его единомышленников русский язык до сих пор не имеет в России статуса «родной язык» - нигде на территории России и ни для кого из её граждан. И это при том, что даже Валерий Тишков в вышеупомянутой передаче, подчёркивая, что русский язык не является собственностью только русского народа, фактически относит те 99,4 % граждан России, кто говорит на русском языке, к людям, чей родной язык - русский, произнеся «если реально называть родным языком язык основного знания и общения»!

И, вот, в таких сложных условиях, да ещё с этой провокацией этнологов о конструировании «российской нации», необходимо конечно обсудить национальный вопрос в Казани на ближайшем январском дискуссионном клубе «Третья столица», созданном казанским отделением «Русского собрания». Пригласим сюда статусных экспертов федерального уровня, пригласим и Рафаэля Хакимова с Ильдаром Гильмутдиновым - как они прокомментируют предложение президента России Владимира Путина?

Кстати, первое заседание данного дискуссионного клуба вызвало довольно оживлённый общественный интерес, правда, в его теме «Татары и идеология Русского мира» мне не удалось дать своего точного определения термина «Русский мир». Зато теперь, как обещал, я могу сказать совершенно точно, что Русский мир - это все пространства, где используется русский язык.

Продолжая дискуссии в клубе «Третья столица», мы обязательно затронем и тему русского языка, а ближайшее заседание мы условно назвали «Российская нация: русский и татарский взгляд».

Надо нам в Казани наконец разобраться с этими затеями ряда российских этнологов, вбрасывающих в общество сомнительные идеи с невинным видом. Нахлебалась страна от «невинных учёных» - предостаточно.

Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания»

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Re: Занимательное нациестроительство – 2017?

Дело в том, что русский народ сейчас фактически находится в статусе «народ-НИКТО» (c) Глупость какая-то. Как может быть "никем", если страна называется Российская Федерация, а главный предмет в школе (наряду с математикой) - это русский язык. Автор, давайте обойдемся без этих ваших страшилок и без нагнетания!?

рудовский / 13.01.2017

1. Re: Занимательное нациестроительство – 2017?

СПРАВКА: "ЭТНОЛОГИЯ - (греч. ?????, народ + -логос — учение, наука) — наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей. В современной российской науке термин употребляется лишь с начала 1990-х годов, наряду с более традиционным названием дисциплины этнография. В западной науке зачастую этнография представляется как описательная, региональная дисциплина, а этнология — как теоретическая, обобщающая наука." (из Википедии. Наиболее корректное, но не полное определение этой науки) "Леокaдия Михaйловна Дробижева — советский и российский социолог. Заслуженный деятель науки РФ. Почётный доктор Института социологии РАН. Одна из основателей этносоциологии в российской социологической науке. Ею была начата разработка теории и методов изучения личностного уровня межнациональных отношений, структуры этнической идентичности в этносоциологических исследованиях, выявлены типы «посткоммунистического национализма» в пространстве новой России, инициирована и разрабатывается проблема государственно-гражданской и этнической идентичности." (из Википедии) "Владимир Юрьевич Зорин — советский, российский политический деятель, министр Российской Федерации (2001—2004гг.). Скорее историк и политолог." "Вячеслав Александрович Михайлов — советский и российский историк, кадровый работник партаппарата КПСС; специалист по истории КПСС; в пост-советское время специалист по проблематике национальных и федеративных отношений. Доктор исторических наук, профессор." "Тишков Валерий Александрович - история; этнология; социальная антропология стран Северной Америки; история межэтнических отношений; вопросы этничности; национализм; конфликты; этническая политика." Поскольку этнология должна заниматься "разнообразными аспектами жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей", то логично предположить, что основным направлением изучения является этногенез. А не социлогические исследования или културологические. Откуда г-н Щеглов взял, что наазванные им господа есть "этнологи"?! Если у г-на Тишкова есть интерес к этнологии, сие ещё не означает того, что и он "этнолог". 1. Русский этнос рождением от середины 9 века обязан своему появлению сразу нескольким этническим составляющим. Основой стала финно-угорская этногене- тическая матрица таёжной зоны Восточной Европы. Активными соучастниками пришлые славяне, финно-балто-славянская смесь Верховьев Днепра, а также алтайские тюркоязычные этносы степной зоны Евразии. Ведущим этносом германцы из Скандинавии варяги русь. Объединённая дружина захватывает земли Среднего Днепра и в 882 г., согласно русским летописям, принимает общий для всех этноним РУСЬ. До начала 13 в. русь расширяет территорию обитания до Карпат, Волги, Чёрного моря. Включая племена финно-угров, славян, тюрков в общий этногенез и историю. Формируя этногенетическую матрицу, создавая первичные государст- венные структуры. 2. Нашествие монголо-татар прервало этногенетическую бифуркацию в русском этногенезе. Временный распад на удельные княжества. Этногенетическое русское поле распалось на три части - восточную, юго-западную, северо-западную. Соответственно формируются три основных русских субэтноса - великороссов, малороссов, белороссов - насельники Великой, Малой и Белой Руси. Восточная часть Руси попадает под влияние Золотой Орды, здесь начинается борьба русских княжеств за лидерство в регионе. В итоге Москва одолела своих заклятых соперников и Волго-Окское междуречье становится эпицентром русского, а позже с 1612 г. русско-евразийского этногенеза. К исходу 16 века русские земли в основном объединятся, русские выходят за границы местообитания за Волгу на востоке, в Дикое поле на юге. Также пытаются пробиться в Прибалтику. Закончилось второй этногенетической бифуркацией или гражданской войной начала 17 века - русской Смутой. 3. В начале 17 в. русский этнос входит в период зрелости, имперских амбиций. Расширяя территорию обитания до макси- мально возможного - от Карпат до Тихого океана, от морей Ледовитых до Закавказья, Иранского нагорья и монго- льских степей на юге. Через кровнород- ственные связи с народами Северной Евразии превращая этническое в суперэтническое. Через социально-экономическое создавая основы государства имперского типа. Русские расходились на занятые земли, смешивались с местным населением, тем самым закладывая основы русско-евразийского этногенетического поля. На момент переписи 1897 г. в Российской Империи проживало 74% русских, остальные из других народов. Век 19-ый был временем всемерного ускорения, усиления этногенетических процессов. Что выражалось взрывным ростом населения, повышением его мобильности, массовым перетоком крестьян из деревень в города и на восточные и южные окраины государства, усилением смешения русских из разных регионов между собой и с народами Северной Евразии. Такая ситуация вызывала размывание русского среди североевразийского. Ослабление русского этногенетического начала негативно сказалось на духовном состоянии русского народа. Ещё одним фактором ослабления и разрушения русского начала стала революционизация российского общества. Если вначале она представляла собой естественную реакцию этногенетического характера на централизацию государства, унификацию жизни общества, массовую русификацию нерусского населения. То после 1880 года революционизация преращается в способ ослабления русского и православного, подрыва самодержавия. Революционное движение структурируется через революционные партии левого, центристского, правого толка; в движение приходят выходцы из еврейской среды и становятся создателями, руководителями, идеологами партий; на вооружение берётся социал-коммунистическое учение Маркса; революционный террор, психологический и физический против православного и русского применяется со страшной силой; российские революционеры вступают в преступную связь с врагом Российской Империи - объединённым евроатлантическим Западом; спонсором революционеров стал международный еврейский капитал. Революции как итог выглядят так естественно, что до сих пор воспринимаются как нечто грандиозно положительное в жизни России и русского народа. Раз за разом они называются "русскими" и "великими". За мишурой слов скрывается преступная суть процесса революционизации. 4. Много споров ведётся по поводу значения революций 1917 г. Февральская превращена в предательский удар в спину. Октябрьская возведена в ранг "великой". Если мы вернёмся к реакции левых сил революции на поражение в 1905 году. Отметим для себя также факт концентрации правых сил по окончании революции. А кто повинен в февральском перевороте? Право-центристские силы из числа приближённых Государя. Но сразу из-за границы повалили валом "профессиональные революционеры", спецы по разрушению государства. Что необходимо было Западу, мечтавшему вывести Россию из большой геополити- ческой игры за лидерство в Евразии и мире. Право-центристы не смогли выполнить задачу, им на смену готовили левых радикалов. Задача оставалась прежней - всемерно ослабить Россию, разделить её на части и захватить Срединную Евразию. Это "сердце мира". И большевики сделали Россию. Ввергли её в круговорот гражданской войны и последующего противостояния "красных" от партии власти и всего остального народа. Большевики же заложили своими действиями по национализации и созданию СССР разломы будущего. Поэтому и распад его в 1991 г. был предопределён. Русский народ также ослаблялся и разделение на "украинцев" и "белорусов" в противовес великорусским "шовинистам". 5. "Революционные преобразования" сказались тяжелейшим образом на судьбах русского народа в 20 в.

Абазинский / 12.01.2017
Михаил Щеглов:
Новые надежды на возрождение
Состоится первое архиерейское богослужение в Храме-памятнике православным воинам, погибшим при взятии Казани
01.10.2019
В «войне» Казани с Жириновским все средства хороши?
О реакции татарского официоза на выступление лидера ЛДПР и реалиях местной жизни
13.09.2019
Татарская хитрость?
Праздник Нерукотворного Образа Христа Спасителя православные Казани, несмотря на обещания властей, встретят в аварийном храме-памятнике
27.08.2019
106 Километров вплавь по австрийскому озеру
Романтика Пушкина? Гены? Полёт богатырской удали?
12.08.2019
Марина-Маргарита и все святые великомученицы девственницы, молите Бога о нас!
Сегодня день памяти единственной из всех известных святых, физически победившей диавола
30.07.2019
Все статьи автора