Украинский церковный кризис и церковный раскол XVII века

Пермский историк Алексей Ощепков пытается обнаружить параллели

0
1341
Время на чтение 3 минуты
События, которые сейчас происходят с Украинской Церковью, имеют, несомненно, очень сильные параллели с известными событиями церковного раскола второй половины XVII века. И тогда, и сейчас события развиваются вокруг Малороссии.

Но, если тогда Римская курия посредством умелых действий ордена иезуитов пыталась втянуть Россию в борьбу с Османской империей и параллельно поставить Русскую Церковь в состояние скрытой унии, то сейчас Запад ставит целью разорвать, похоже, уже единственную связь, которая объединяет Русский мир в единое целое.

Удар именно по Украинской Православной Церкви Московского Патриархата не случаен. Казалось бы, вместо того, чтобы начинать евхаристическое общение с неканоническими структурами, можно было, к примеру, больший упор сделать на греко-католиков (кстати, отец Степана Бандеры и был униатским священником). Но униаты составляют обособленное меньшинство, что не вызовет желаемого резонанса в украинском обществе. Поэтому нужно бить по Православию.

С одной стороны, из самой логики событий последних лет вытекает, что УПЦ МП, как последний оплот Русского мира, должны попытаться выдавить с Украины, да и разговоры про автокефалию велись уже после 1991 года. Но касалось это немногих горячих голов. С другой стороны, заметно, что карту с автокефалией западные кукловоды начали разыгрывать совсем недавно и, можно сказать, «с места в карьер». Ведь еще на празднике в честь 1030-летней годовщины Крещения Руси Порошенко стоит рядом с митр. Онуфрием, предстоятелем УПЦ МП. Но тут приходит разнорядка...

Если вдуматься, то чисто формально, разрывая евхаристическое общение с Константинополем, РПЦ МП идет на беспрецедентный шаг, хотя не надо забывать, что подобное уже случалось относительно церковной ситуации в Эстонии. Не надо забывать, что Константинопольский Патриархат уже давно - марионеточная структура. Он еще задолго до 1453 года был зависимой структурой. Достаточно вспомнить ту же Ферраро-Флорентийскую унию.

И уж в чем точно нельзя упрекнуть РПЦ МП, так во вмешательстве в чужую каноническую территорию. После грузинской агрессии против Южной Осетии 2008 года, несмотря на просьбы, Московский Патриархат не зашел на каноническое пространство Грузинской Церкви. А во время гражданской войны на Украине РПЦ заняла очевидный нейтралитет, подчеркивая, что ее паства - по обе стороны фронта. И это несмотря на явные симпатии государства и народа к Республикам Донбасса. Даже после возвращения Крыма в состав России Патриархия не вывела Крым из-под юрисдикции УПЦ МП. Это факт еще раз свидетельствует, что церковный и государственный аппарат у нас не являются единым целым, как это часто пытается представить либеральная оппозиция.

Поэтому, в данном вопросе все попытки обвинить РПЦ МП в каких-то имперских амбициях беспочвенны.

Вопрос теперь в том, какие последствия для православного мира это будет иметь? Рискну предположить, что и внутри самой РПЦ МП могут начаться серьезные брожения. Т.к. нет полноценного единства и с РПЦЗ, еще помнятся старые обиды, среди духовенства встречается разное отношение к политике Российского государства последних лет. Поэтому, вполне возможно, что разное отношение к украинской автокефалии может раздробить Русскую Церковь на два лагеря.

Как кажется лично мне, в РПЦ МП сейчас нет единого духовного мировоззренческого стержня, она не является тем, чем была Русская Церковь для Руси, России, с Х по XVII века. Вместе с событиями раскола XVII века в церковную среду пришла та же модель ученичества у Запада, собственной вторичности, когда и богословие, и богослужение через тех же малороссов подстраивались под западную, латинскую канву.

Сейчас Россия волею самой истории отторгается от уже открыто недружелюбного к нам Запада. В умах большинства идут поиски СВОЕГО пути. Поэтому, модель вторичности себя изжила, необходимо взращивать, реанимировать собственную духовную основу. Быть может, то, что Президент не так давно встретился с митр. Корнилием (Титовым), предстоятелем Старообрядческой Церкви, является звеном этой же цепи? Напомню, что была это первая встреча с главой старообрядцев лидера Российского государства с XVII века.

Алексей Ощепков, историк, Пермское отделение «Русского Собрания»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Ответ на 4., Русский Сталинист:

после грузинской агрессии против Южной Осетии 2008 года, несмотря на просьбы, Московский Патриархат не зашел на каноническое пространство Грузинской Церкви. А во время гражданской войны на Украине РПЦ заняла очевидный нейтралитет, Это факт еще раз свидетельствует, что церковный и государственный аппарат у нас не являются единым целым, как это часто пытается представить либеральная оппозиция. Этот факт свидетельствует о том, что аппарат РПЦ НЕ поддерживает Путина. Наверное.Эти факты свидетельствуют, что Русская Церковь, в отличие от некоторых, в своей деятельности руководствуется не сиюминутной текущей политической ситуацией.

Вы не заметили слова АППАРАТ- не путать с епископатом и Церковью.. Который, как раз и "руководствуется не сиюминутной текущей политической ситуацией"- а именно полуоккупацией России.
влдмр / 28.10.2018, 12:28

4. Ответ на 3., влдмр:

после грузинской агрессии против Южной Осетии 2008 года, несмотря на просьбы, Московский Патриархат не зашел на каноническое пространство Грузинской Церкви. А во время гражданской войны на Украине РПЦ заняла очевидный нейтралитет, Это факт еще раз свидетельствует, что церковный и государственный аппарат у нас не являются единым целым, как это часто пытается представить либеральная оппозиция. Этот факт свидетельствует о том, что аппарат РПЦ НЕ поддерживает Путина. Наверное.

Эти факты свидетельствуют, что Русская Церковь, в отличие от некоторых, в своей деятельности руководствуется не сиюминутной текущей политической ситуацией.

3. Re: Украинский церковный кризис и церковный раскол XVII века

после грузинской агрессии против Южной Осетии 2008 года, несмотря на просьбы, Московский Патриархат не зашел на каноническое пространство Грузинской Церкви. А во время гражданской войны на Украине РПЦ заняла очевидный нейтралитет, Это факт еще раз свидетельствует, что церковный и государственный аппарат у нас не являются единым целым, как это часто пытается представить либеральная оппозиция.

Этот факт свидетельствует о том, что аппарат РПЦ НЕ поддерживает Путина. Наверное.
влдмр / 27.10.2018, 17:20

2. Ответ на Алексей Ощепков

...Рискну предположить, что и внутри самой РПЦ МП могут начаться серьезные брожения... Как кажется лично мне, в РПЦ МП сейчас нет единого духовного мировоззренческого стержня, она не является тем, чем была Русская Церковь для Руси, России, с Х по XVII века...

Единство сильно нарушено. Православный народ против нарушения канонов во всех областях - экуменическое общение, участие в ВСЦ, неканонические действия архиереев и священников в отношении брака - "разводы", признание венчания "не действительным", и многое-многое другое, что разделило Церковь на её "верхушку" и бесправных прихожан.
NNXX / 27.10.2018, 08:56

1. Слава Богу!

Слава Богу, еще один трезвый голос! Подстраивание под греков и украинцев в 17 веке, как видим, не привело ни к чему хорошему. А принесло беды и страдания своему русскому верующему народу. Сказывается и сейчас. Давно нужно покаяться всей Церкви перед старообрядцами и вернуться в свой дом.
савл / 27.10.2018, 08:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Ощепков
Россия в борьбе с западным спрутом
Разрушение иллюзий о возможности европейского пути для России
20.04.2024
Осмысление истории требует времени
Изменение взгляда на период СССР продиктовано уроками новейшей истории
14.03.2024
Третий Рим: важен исторический контекст
Обсуждение статьи «Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения»
12.03.2024
Третий Рим: краеугольный камень русской идеи и камень преткновения
О важности понимания исторического контекста писем старца Филофея
09.03.2024
Выборы Президента России 2024
Механизм транзита власти рождается на наших глазах
19.02.2024
Все статьи Алексей Ощепков
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44