Тема «папских» притязаний Патриарха Варфоломея интересна или важна не только для РПЦ из-за горящего «украинского» церковного вопроса. Это важная и значительная тема для вселенской Православной Церкви, и, конечно же, для православных сербов. Особенно, если мы имеем в виду болезненный церковный вопрос в Македонии, секту Мираша Дедеича в Черногории и некоторые опасные тенденции, которые проявляются в рамках самой СПЦ. Поэтому эта тема заслуживает серьёзного рассмотрения сербской православной общественностью.
В течение долгого времени Патриарх Варфоломей готовит - в более-менее открытой форме -общественное мнение к тому, что он готов признать первенство архиеретика из Рима, одновременно продвигая заимствованную у папизма идею о патриархе Константинополя как о «православном папе», видимом главе Православной церкви с особыми властными полномочиям. При помощи США пытается объединить все поместные церкви под своё начало. В геополитическом проекте США по установлению контроля над Украиной Патриарх Варфоломей играет серьёзную роль. Стратегия Ватикана и США - отделить УПЦ МП от РПЦ, а потом следует её объединение с раскольническими УПЦ КП и УАПЦ в Единую Украинскую Поместную Церковь. Ещё в 1995 году Фанар взял под свою юрисдикцию секту сторонников Петлюры в США, так называемую «Украинскую православную церковь в США», известную своей жестокой русофобией. Фанар не отказывался от попыток реализации этого проекта, но только лишь исходя из тактических соображений нанекоторое время изменил антирусскую стратегию.
Какое в СПЦ отношение к Фанару и лично Патриарху Варфоломею?
Уже не секрет, что среди части сербских архиереев такой проект пользуется полной поддержкой. И сейчас, реагируя неканоническое назначение своих экзархов в Киеве, нужно трезво стать на позиции православного предания и церковных канонов. Ясно высказаться о том, что Патриарх Варфоломей открыто стал на позицию нового раскола.
Всегда неловко верующему человеку критически писать о церковнослужителях, особенно об архиереях, и Ваш покорный слуга не является исключением. Но, если архиереи поддерживают преступные действия некоего архипастыря, даже если этим архипастырем является сам Вселенский патриарх, если число скандалов переполняет всякую меру, тогда молчание действительно представляет измену вере.
Можно ли в России верующим людям молчать о скандалах протодиакона Андрея Кураева? Невозможно.
Также невозможно в Сербии молчать о скандалах владыки Григория. (Имея в виду его поддержку патриарху Варфоломею, в том числе и по вопросу церковной проблематики на Украине).
Думаю, невозможно.
Так в Белграде широко говорится о том, что «сербский Андрей Кураев», скандально известный епископ Григорий [1], в присутствии около 10 епископов СПЦ, прямо сказал, что СПЦ принадлежит византийской цивилизации, что не надо закрывать глаза перед фактом, что 90% украинцев почитает Филаретову УПЦ, и что надо подержать Патриарха Варфоломея и дать томос филаретовцам на Украине.
Правда, не сказал при этом: откуда статистика?
По данным, до оранжевой революции УПЦ МП имела 10,5 тысяч приходов, а УПЦ КП -3,5 тысяч...
Что касается византийской цивилизации, то надо понять, в какой момент Св. Савва Сербский взял руль сербского церковного корабля. Он направляет этот корабль в новом направлении в тот в момент, когда ощущалось падение духовной силы западной цивилизации, в момент, когда и в Византии ощущаются дегенеративные процессы и когда в воздухе ощущалось что-то нужное и что-то новое. Господь тогда через Своего великого угодника поднимает весь род сербский на построение новой культуры, как части новой Православно-слявянской цивилизации, которая веками была столпом Православия на Балканах, опорным пунктом и первой линией обороны Православия против еретического Запада во всех злодейских нашествиях Запада на Восток.
Величайшим воплощением этой новой цивилизации стала именно Святая Русь и Сербия Неманичей. Фундаментальные принципы этой цивилизации, конечно, не чужды Византии, но св. Савва Сербский ясно ощущает признаки моральной деградации и у тогдашних греков, и ещё больше у латинян и промыслительно создает СПЦ, позднее истинную матерь крестоносного народа сербского.
Вот как об этом пишет св. владыка Николай в своём знаменитом сочинении «Сербский Завет»:
«Когда народ в недоумении думал, что лучше - принять Греческую или Римскую Церковь, св. Савва Сербский ответил:
- Ни первую, ни вторую, но Сербскую Церковь.
И он её с Божией помощью установил.
Но духовно он не отделился от Греческой Церкви.
И смущённый народ внезапно оказался на правильном пути и при свете дня. И духовная жизнь сербского народа потом пошла, как водная стихия через разрушенную плотину».
На великом церковно-народном соборе в Жиче, св. Савва Сербский в известной «Беседе о правильной вере» оставил завещание сербам хранить чистоту святой веры Православной, запечатлённую на семи Вселенских Соборах. И раньше были великие церковные соборы, но Жичский Собор является первым великим в истории христианства церковно-народным собором. Потом эта практика стала нормальным явлением у сербов и русских. Епископ Григорий должен знать, что только сербский Патриарх отказался пойти на собор во Флоренции, который инициировал Фанар...
Но некоторые епископы не испугались владыки, который не постеснялся себя назвать «бискупом», и он получил достойный ответ.
Не зря на последнем Архиерейском Соборе СПЦ епископ Григорий снят с кафедры в святосавской Герцеговине и отправлен на кафедру в Германию. Скандально известный епископ перемещается из святосавской Герцеговины в Германию, так что и его папофильское влияние не будет так сильно. Бывший гаагский узник, депутат Скупщины Сербии и председатель Сербской радикальной партии др. Воислав Шешель прямо обвинил владыку Григория в больших финансовых махинациях и растрате около 12 миллионов евро.
Слава Богу, мнение Патриарха Иринея и, надеемся, большинства сербских архиереев противоположно мнению владыки Григория. Так накануне встречи двух Патриархов, Кирилла и Варфоломея, Патриарх Сербский Ириней в письме Константинопольскому Патриарху выразил обеспокоенность возможностью раскола Православия в случае предоставления автокефалий организациям схизматиков на Украине, в «Северной Македонии» и в Черногории.
Ещё один тезис в последнее время можно услышать в сербских околоцерковных кругах.
Дело в том, что некоторые влиятельные архиереи, которые очень почитаемы в сербской патриотической среде из-за твердой позиции и острой критики сербских правителей по поводу защиты Косова и Метохии (Конечно, и Патриарх неравнодушен по этому вопросу, но, понятно, что Патриарху нужно иметь, насколько это возможно, нормальные связи с властью. Но складывается впечатление, создаваемое «свободными» СМИ Сербии, будто некоторые архиереи намного активнее сражаются за Косово, нежели Патриарх), одновременно являются и главными проводниками политики Фанара. Получается так, будто самые громкие борцы по вопросу защиты Косова одновременно являются и самыми шумными в вопросе поддержки очень опасной авантюры Патриарха с Фанара, который стал серьёзным игроком в геополитической войне США против России и вселенского Православия...
Поэтому и сербское патриотическое сообщество, которое из-за «шума» по вопросу Косова даёт полную поддержку определённым архиереям и готово критиковать «мягкое отношение» Патриарха Иринея по этому вопросу, должно иметь в виду и эту точку зрения.
Ложные толкования исторических фактов и попрание Вселенских Соборов не могут принести пользу в справедливой борьбе сербского народа и СПЦ за свою святую землю Косово.
Что толку от голословного патриотизма, если одновременно стремиться в объятия геополитическим агентам США и мировой закулисе?! Своим последним действием Патриарх Варфоломей явно показал, что он именно таков. И поддержку ему сейчас можно сравнивать с предательством Православия...
[1]Справка. Указываю на некоторые из многочисленных скандалов владыки Григория. Без решения Собора СПЦ он в литургическую практику ввёл новшества в богослужениях, вводил и причащал женщин в Алтаре, сослужил с римскими еретиками, призывал героев Радована Караджича и Ратко Младича сдаться Гаагским палачам (когда они ещё были на свободе), требовал увольнения Патриарха Павла, поставил скамьи в соборном храме в Требине, как в римокатолических храмах, освящал несколько храмов без алтаря. Его обращение на лжесоборе на Крите просто постыдно, он критиковал православных, зато хвалил протестантов за продвижение экуменического движения.
Ранко Гойкович, сербский публицист, издатель, председатель «Русского Собрания в Сербии»
1. Re: Заговор Фанара против Православия