Кожа без костей

О призыве ВШЭ заменить предметность в школьном образовании «универсальными компетентностями»

Русская школа 
0
920
Время на чтение 5 минут
Институт образования НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ) и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» провели исследование «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра». 
 
Один из авторов проекта — маститый содомит сотрудник ВШЭ Исак Фрумин.
 
Концепцию исследования прокомментировал в интервью «Коммерсанту» рецензент проекта профессор Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов.
 
По его словам, «в проекте изучался опыт стран-лидеров по школьным реформам, идеи которых соответствуют духу ХХI века».
 
Болотов возмущен тем, что стали говорить о том, что «нужно четко регламентировать, что каждый ребенок должен знать по каждому предмету в каждый год обучения». «Например, теорема Виета (формула, связывающая коэффициенты многочлена и его корни, изучается в курсе алгебры за 8-й класс). Можно без нее обойтись или нет? Красивая теорема. И кто хочет заниматься математикой, получит удовольствие, разбираясь с ее доказательством. А зачем она историку? Я не против школьной тригонометрии, но только если цель ее изучения не заучивание формул, а обучение работать с формальными объектами формальными способами. Эта способность всегда пригодится. Самый простой пример — работа с гаджетами. Это работа с формальными объектами формальными способами. И если ребенку вдруг потребуется какая-то тригонометрическая формула, то, если он умеет работать с интернетом, искать информацию, он в два счета найдет эту формулу», - полагает сотрудник ВШЭ.
 
«И в России, и в мире есть научные работы, которые показывают, что так называемые мягкие навыки, soft skills (например, в них входят коммуникабельность, креативность, умение работать в команде и т. д.), гораздо важнее для развития человека, чем знание теоремы Виета. То есть ребенку для успешности нужно не столько выучить тот или иной объем предметного содержания, сколько умение находить это содержание, вступать в контакт с людьми. В министерстве правы, что школьные стандарты надо совершенствовать. Только делать это нужно в другом направлении, не в направлении усиления предметной составляющей», - уверяет Болотов.
 
В интервью газете «Известия» профессор ВШЭ лапидарно сформулировал концепцию проекта: «Мы выходим на популярные сегодня 4 "К": креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация. Это навыки XXI века, которые активно обсуждает бизнес. Провели опросы, чего не хватает выпускникам высшей школы. Бизнес говорит: «Неумение работать в командах». Мы не умеем критически относиться к информационному потоку, который падает с экранов, страниц газет, про интернет уже не говорю».
 
Концепцию исследования «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра» анализирует в интервью «Русской народной линии» заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):

Понятие «компетенции» уже давно вошло в нашу систему образования. Это соответствие уровня развития ученика тем задачам, которые он должен выполнять. Но в них не все так уж и плохо. Можно назвать компетенциями и способность теолога проводить занятия, доводить до слушателей те истины, которыми он владеет. Это все неплохие слова, но все это «кожа без костей». Действительно нужно владеть и современной техникой, и языком, без которого теологию сложно представить. Мы сейчас сделали акцент по преимуществу на владение английским языком. На самом же деле важно и стремление к овладению древнегреческим языком. Без этого теологию как науку и ее развитие с трудом представляешь - разве только в ее прикладном, например, образовательном варианте. 

Сейчас идут такие дискуссии, в которых выглядеть ретроградом не очень здорово. Так что я согласен, что надо развивать новые технологии, компьютеризацию, создавать новые коммуникации, потому что ничего не будут значить «головастики», которые что-то выучили, но не могут донести свои мысли до аудитории. Священнослужителям нужно доносить мысли до ближних, то есть с пастырским применением в соответствии с тем, к кому эти мысли адресованы, кто находится рядом с тобой и какие задачи ты должен выполнить, прикладывая свои знания к реальной проблеме.

В этом нет ничего особенно плохого. У нас сейчас проходила аккредитация, приходили проверяющие, которые говорили о том, что в нашей системе образования не так уж все и плохо. Допустим, человек владеет семантикой первых математических освоений, однако насколько современные учебники мешают мыслить ребенку, подменяя познавательную силу готовыми решениями! В результате к определенному возрасту ребенок может потерять способность мыслить более-менее живо и творчески. 

Вопрос в том, что в системе образования игнорируется воспитание, и это очень плохо. На это надо прежде всего обратить внимание тем, кто пытается ввести новшества в систему образования. Где понимание величия, значения и содержания русской истории, где понимание духовного содержания российской истории и ее направленности, где элементарное знание традиций нашей православной культуры, где знакомство с подлинной историей Руси, России, Русской Церкви? Вот что ставит под сомнение все наброски, сделанные широкой компьютеризированной рукой авторов этих программ. 

А то, что надо всем нам сейчас быть в современной системе коммуникаций, то кто будет спорить с этим? Это очевидно и так. В нашем детском лагере дети лучше нас владеют гаджетами, пользуются интернет-литературой, умеют находить любые ссылки. Едва я запеваю песню, они тут же ее подпевают, так как легко находят ее текст в интернете, буквально в одну секунду. Это некоторое приложение своей оснащенности, компьютеризации в практическом решении тех или иных задач. Умение работать в коллективе тоже очень важно. Но все это должно работать на что-то определенное. Все это должно быть нанизано на ось личностного роста, духовного развития, которое невозможно без приобщения к благодатным, богооткровенным истинам Православия, без богопознания, без воспитания наших детей в традициях русской духовности. Вот о чем больше всего хотелось бы говорить.

Если посмотреть на тот же Запад, можно увидеть, что большинство сотрудников той же Силиконовой долины - отнюдь не американцы, а китайцы. Это тоже повод к размышлению.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Лука (Степанов)
Все статьи Игумен Лука (Степанов)
Русская школа
«Педагоги не могут качественно передавать им знания»
Разработан законопроект, запрещающий принимать в школы детей мигрантов, которые не знают русского языка
26.11.2024
Вперёд к Шишкову
Государственная языковая политика как условие становления государства-цивилизации
25.11.2024
Серый вечер, мокрый снег...
Классики и современники
25.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Какое «собирание народов», если под угрозой существование России?!
Новый комментарий от Константин В.
28.11.2024 17:21
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
28.11.2024 16:03
ВРНС – инструмент единения русского народа
Новый комментарий от учитель
28.11.2024 16:00
Такую судью «на мыло»!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
28.11.2024 14:13
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.11.2024 13:13
Что означает трамповский лозунг «Америка превыше всего»?
Новый комментарий от viktormaximov
28.11.2024 13:12