Есть ли она - угроза «царебожничества»?

Статья священника Александра Шумского с послесловием Анатолия Степанова

Бывший СССР  Конференция «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее» 
0
3492
Время на чтение 12 минут

От редакции: Наш постоянный автор священник Александр Шумский опубликовал на своем личном сайте статью с критикой некоторых идей известного православного ученого и писателя Олега Платонова, предложив редакции опубликовать статью и на РНЛ. Поскольку автор поднимает в статье некоторые принципиальные для православно-патриотического движения вопросы, в том числе касающиеся идеологии, гл. редактор РНЛ и председатель «Русского Собрания», московское отделение которой возглавляет отец Александр, Анатолий Степанов посчитал целесообразным сопроводить публикацию послесловием, в котором полемизирует с некоторыми тезисами статьи нашего известного автора.

 

НЕДОПУСТИМО ПЕРЕРОЖДЕНИЕ МОНАРХИЗМА В «ЦАРЕБОЖИЕ»

Прочитал на РНЛ статью известного экономиста, демографа, писателя, директора Института Русской Цивилизации, главного редактора газеты «Русский вестник» Олега Анатольевича Платонова под названием «Самое тягчайшее преступление всемирной истории». И, признаться, был сильно удивлён. Я, как и все православные, всегда полагал, что самым тягчайшим преступлением всемирной истории было убийство Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Но из статьи Олега Анатольевича следует, что самым тягчайшим преступлением всемирной истории является убийство царя Николая II-го и его семьи. Статья начинается со слов: «Убийство Царя Николая II и его семьи - самое тягчайшее преступление во всемирной христианской истории». Конечно, Олег Анатольевич может мне возразить, сказав примерно следующее: «Но я же уточнил, что речь идёт о всемирной христианской истории!» Но тогда почему нет этого уточнения «христианской» в названии статьи? Ведь название - это самая суть любого печатного материала. Получается некая двусмысленность, сбивающая с мысли и путающая читателя. И попутно возникает вопрос: а когда именно начинается христианская история? По моему мнению, зримая для всего мира христианская история начинается с Распятия Иисуса Христа и Его Воскресения. А сокровенная от большинства Его современников христианская история начинается от Рождества Христова. Не так ли, уважаемый Олег Анатольевич?

Далее. Олег Платонов очень хорошо и правильно пишет о значении царской власти вообще, об отношении к царю русского народа, выразившейся во множестве пословиц, которые обильно приводятся автором в статье. Это чрезвычайно интересно и познавательно. Но далее, когда он переходит непосредственно к личности царя Николая II-го, у меня вновь возникают недоуменные вопросы. Автор пишет: «Перед своим падением великая Русская цивилизация, Святая Русь, явила человечеству две духовно идеальные личности - Царя Николая II и святого праведника (так - у Платонова, хотя надо бы написать не «праведника», а «праведного» - А.Ш.) Иоанна Кронштадтского, воплотивших в себе все лучшие духовные черты Русской цивилизации». Но вот что удивительно: сам святой праведный Иоанн Кронштадтский весьма критично относился к правлению Николая II-го, что нашло отражение в его дневниках (особенно - в предсмертном дневнике 1908 года). Вот что содержит в себе запись за 10-е октября: «Господи, вразуми студентов; вразуми власти; дай им правду Твою и силу Твою, державу Твою. Господи, да воспрянет спящий царь, переставший действовать властью своею; дай ему мужество, мудрость, дальновидность. Господи, мир в смятении; диавол торжествует, правда поругана. Восстань, Господи, в помощь Церкви Святой. Аминь». Возможно, что Олег Анатольевич не знает этой оценки святого праведного Иоанна Кронштадтского, хотя это маловероятно. Если знает - зачем замалчивает? Чтобы создать идиллическую картину взаимоотношений двух святых? Но ведь «глянец» не углубляет понимания реальной истории. Причём, из цитаты видно, что святой праведный Иоанн любит Николая II-го, но тем не менее с болью свидетельствует о недостатках его правления. А ведь святой праведный Иоанн Кронштадтский был лично знаком как с самим святым страстотерпцем Николаем II-м, так и с отцом его, Александром III-м.

Поэтому меня весьма удивляют многие нынешние монархисты, которые не желают признавать никаких недостатков во внутренней и внешней политике императора Николая II-го. Он у них - и великий политик, и великий полководец, и т.д. И когда им возражаешь - они начинают смотреть на тебя почти как на врага. Психология таких монархистов мало чем отличается от психологии убеждённых коммунистов советского времени, когда нельзя было произнести ни единого слова критики в адрес действующего вождя. Вспоминаю свою недавнюю беседу с одним из таких монархистов. Я привёл ему вышеупомянутое высказывание святого праведного Иоанна Кронштадтского о царе Николае II-м. На это он мне ответил: «Ну, что же, все ошибаются, даже великие святые!». Я, в свою очередь, высказал убеждённость, что если бы Иоанн Кронштадтский дал противоположную оценку деятельности царя Николая, совпадающую с оценкой моего собеседника, тот цитировал бы её на каждом шагу. А так получается, что, мол, если оценка святого не совпадает с моей, значит, неправ не я, а этот святой. Ну, не смешно ли?

Но вернёмся к статье Платонова. Несколько, на мой взгляд, увлекшись пословицами, Олег Анатольевич пишет: «Да и вообще слово "Царь" выражает принцип высшего совершенства. Отсюда - "Царь-колокол", "Царь-пушка", "Царь-девица", "Царь-земля"». Но вот ведь незадача: Царь-колокол не мог звонить, а Царь-пушка не могла стрелять... - огромные изделия, сделанные неправильно, впечатляющие, но совершенно бесполезные. А что касается Царь-девицы, то я таких, слава Богу, пока ещё не встречал. И вот ещё один настораживающий момент. Олег Платонов пишет: «Русская православная мысль конца XIX - начала XX века продолжает твердо держаться убеждения, что невозможно православным христианам иметь Церковь, не имея Царя». Но ведь это же неверно: само существование Православной Церкви не может зависеть ни от какой формы власти. Церковь может существовать даже при полном земном безначалии. Например, в Греции, находившейся под османским игом, не было никакого царя. Или у нас - в СССР и в России - тоже не было и до сих пор нет царя. Однако, как греческая, так и русская Церкви существовали и продолжают существовать.

Но больше всего в статье Олега Анатольевича меня удивили следующие слова: «В целом русская духовная мысль все более глубоко обосновывает главную формулу Русской цивилизации, выражающуюся в святой триединой соборности: Самодержавие - Православие - Народность. В ней нет ничего случайного. Каждый элемент "выстрадан, вымолен, выпрошен у Бога"». Но как же так получается, уважаемый Олег Анатольевич, что в Вашей триаде Самодержавие оказалось на первом месте, а Православие - на втором?.. И при этом Вы констатируете, что здесь не может быть «ничего случайного» и «каждый элемент» - на своём месте... Но ведь любой школьник знает, что святая триединая Соборность выглядит следующим образом: «Православие - Самодержавие - Народность». А отсюда - слова: «За Веру, Царя и Отечество!». По Вашей же формуле надо восклицать: «За Царя, Веру и Отечество!». А ведь даже ухо режет неправильность расположения этих слов... В триаде «Православие - Самодержавие - Народность» всё - на своих, надлежащих, местах. Православие, то есть, Царь Небесный, благословляет Самодержавие, то есть, земного царя, который, в свою очередь, управляет народом. Если же Самодержавие переходит на первое место, значит, царь земной становится выше Царя Небесного, и вообще вся триада распадается и теряет всякий смысл. Триада «Православие - Самодержавие - Народность» - Богочеловеческая. А триада «Самодержавие - Православие - Народность» - человекобожеская. И вот здесь и обнаруживается основа для ереси «царебожия». У нас уже есть т.н. «Царская Православная Церковь», которую возглавляет «царебожник» лжеепископ Александр Иванников, бывший священник. Я убеждён, что Олег Анатольевич Платонов - серьёзный учёный. Хочется надеяться, что он просто увлёкся и не заметил некоторых ошибок. Ничего страшного я здесь не вижу, просто честный учёный должен вовремя исправлять свои ошибки.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

 

«ЦАРЕБОЖНИЧЕСТВО» - УГРОЗА МНИМАЯ

Я решил сопроводить своим послесловием статью отца Александра Шумского, которого считаю своим другом (знаю, что и батюшка так считает), прежде всего, для того, чтобы смягчить конфликтность ситуации. Я не люблю, когда единомышленники по большому счету (а я убежден, что священник Александр Шумский и Олег Анатольевич Платонов являются единомышленниками) начинают спорить между собой, расширяя сферу конфликтности, - в наших рядах и без того конфликтов хватает. Однако, если бы проблема была только в этом, достаточно было бы редакционной врезки. Но отец Александр поднимает некоторые вопросы идеологического характера, которые требуют более пространного объяснения.

Но сначала о второстепенном.

1. Для некоторых претензий отца Александра к Олегу Платонову, на мой взгляд, отсутствует серьезная причина. Более того, сам батюшка их же и дезавуирует. Речь о заголовке статьи. Профессионалам понятно, что хороший заголовок должен быть кратким и привлекающим внимание читателя, - это аксиома для любого человека работающего в сфере СМИ. Думаю именно этим и руководствовался автор, назвав статью покороче - «Самое тягчайшее преступление всемирной истории». Но в тексте он дал пояснение: «Убийство Царя Николая II и его семьи - самое тягчайшее преступление во всемирной христианской (выделено мною. - А.С.) истории». Не вижу тут предмета для полемики. Христианская история - это, несомненно, история после Христа. И в этом смысле тезис Платонова вполне уместен и допустим. Повторюсь, что отец Александр и сам это признает.

2. Далее. Отец Александр цитирует фразу Платонова: «Русская православная мысль конца XIX - начала XX века продолжает твердо держаться убеждения, что невозможно православным христианам иметь Церковь, не имея Царя». И возражает: «Но ведь это же неверно: само существование Православной Церкви не может зависеть ни от какой формы власти». Мне представляется, что и тут нет никакого противоречия. Несомненно прав, отец Александр, утверждая, что Церковь может существовать при любой власти, мы знаем, что даже «врата адова не одолеют» Церковь Христову (Мф. 16: 18). Но прав и Олег Платонов, подчеркивающий, что нормальным для жизни Церкви является симфония властей, и любое искажение ее в пользу одного или другого института ведет к искажению самой сути симфонии и, в конце концов, приводит к социальному катаклизму.

3. Попытка отца Александра противопоставить Царя-Мученика Николая и праведного Иоанна Кронштадтского, ссылаясь на отдельные записи в предсмертных дневниках великого Пастыря, мне представляется неправильной. Во-первых, неизвестно, благословил бы сам отец Иоанн публиковать эти записи из своего дневника, ведь дневник - жанр эмоциональный, нельзя его сразу переносить в патерик. А во-вторых, ошибочно рассматривать отношение праведного Иоанна к Государю вне контекста всех текстов и даже церковного предания. Мы знаем с какой любовью относился Кронштадтский Пастырь к Государю, знаем его оценки Царского подвига. Поэтому желание Всероссийского Батюшки, чтобы Царь применил силу для подавления революции неверно называть оценкой отцом Иоанном правления Николая II.

4. Теперь о самом важном - о трактовке Русской идеологической триады «Православие - Самодержавие - Народность». Тут опять же правы оба автора, но это нужно пояснить более пространно. Для начала отмечу, что лозунг «За Веру, Царя и Отечество» появился в годы Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей патриотическое чувство в широких слоях народа. Триада же «Православие - Самодержавие - Народность» была сформулирована впервые графом Сергеем Семеновичем Уваровым в начале 30-х годов XIX века, поэтому на лозунг никак повлиять не могла, скорее можно предполагать, что из лозунга и выросла во многом.

Но главное в другом. В ходе развития русской национальной политической мысли от С.С. Уварова, А.С. Шишкова, Н.М. Карамзина и ранних славянофилов (И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова и др.) к Н.Я. Данилевскому, И.С. Аксакову, М.Н. Каткову, К.Н. Леонтьеву, К.П. Победоносцеву, Л.А. Тихомирову формулировка триады менялась. У Каткова и других державников она именно так и звучала: «Самодержавие - Православие - Народность». А если внимательно прочитать к примеру «Россию и Европу» Н.Я. Данилевского или труды И.С. Аксакова, то можно заметить, что там триада носила иную форму: «Народность - Православие - Самодержавие (а точнее даже - привычная для русского народа форма государственности»). Думаю, что это связано не с непониманием тем или иным авторов правильности формулировки, а с тем, что Русская идеологическая триада носила инструментальный характер. Время выдвигало свои требования, поэтому на первый план поднимался тот член Триады, который был наиболее актуален. С бюрократизацией жизни в поздние годы царствования Императора Николая Павловича на первый план вышла идея Народности, освобождения внутренних сил народа путем отмены крепостнической зависимости и реформирования социальной жизни, а также освободительной миссии русского народа во внешней политике. С ослаблением государственности, ставшему побочным результатом реформаторской деятельности Императора Александра II на первый план выдвинулась идея Самодержавия, твердости государственной власти, соединяющей разнородные части социального организма.

Разумеется, прав отец Александр, классическая формулировка Русской Триады должна быть такой - «Православие - Самодержавие - Народность». Однако в реальности Триада бытовала в разных вариациях, так что тут нет никакого искажения сути. Конечно, эти идеи нуждаются в детальном обосновании, что, даст Бог, мне удастся сделать в будущем.

5. Теперь о том, в чем я совершенно согласен с отцом Александром. Он пишет: «Меня весьма удивляют многие нынешние монархисты, которые не желают признавать никаких недостатков во внутренней и внешней политике императора Николая II-го». Действительно, у некоторых авторов можно встретить неумное, противоречащее реальности возвеличивание Царя-Мученика, которого они называют то «великим полководцем», то «великим реформатором». Эти трафаретные характеристики мешают нам понять не только реальные причины революции, но и само величие подвига Государя, который, идя на невероятные компромиссы, лавируя между разными силами, до последней минуты старался удержать штурвал корабля в своих руках, понимая, что другой вариант грозит нестроениями России. Государь боролся за власть до конца, ибо понимал, что это его долг, но он остался, увы, в полном одиночестве. Примечательно, что даже известный советский журналист Михаил Кольцов (Фридлянд) понял, что Царь был единственным, кто боролся против заговорщиков до конца. В 1924 году в предисловии к книге «Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев» Кольцов писал: «Николай уступил, он отрекся после решительной и стойкой борьбы в полном одиночестве... Нет сомнения, единственным человеком, пытавшимся упорствовать в сохранении монархического режима, был сам монарх. Спасал, отстаивал царя один царь. Не он погубил, его погубили. Николая Романова увлек за собой, свалил и похоронил под своими обломками его же правящий дворянский класс». Фантазии о «великом реформаторе», когда Государю приписывают неоднозначные реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, только дискредитируют нашего Царя.

Нам нужен трезвый взгляд на годы царствования Императора Николая Второго, понимание того, что не были они годами расцвета России, которую погубила жалкая кучка большевиков, а были годами страшного социального и политического кризиса, который Царь пытался преодолеть. Пытался преодолеть зачастую вопреки своему правящему классу.

6. Ну и, наконец, последнее. Отец Александр увидел в статье О.А. Платонова некий крен в пресловутое «царебожничество». Я полагаю, что это не только не соответствует действительности, но само использование термина «царебожники» недопустимо. Мы должны отдавать себе отчет, что этот термин придуман нашими идейными противниками - «либералами в рясах» - для дискредитации почитателей Царя-Мученика Николая и в целом православно-патриотического движения. Действительно, среди маргинальной части православных патриотов, тяготеющих, главным образом, к раскольникам, существует нездоровый ажиотаж вокруг имени Государя, но это еще не повод, чтобы писать об угрозе «царебожничества». И уж точно Олег Платонов к «царебожникам» не имеет никакого отношения.

Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии», председатель Русского Собрания
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

252. Ответ на 251., Коротков А. В.:

Когда вы говорите, у меня такое ощущение, что вы бредите (с) Давайте всё же будем честны в оценках. Вот-вот.

Ну-ну, продолжайте в том же духе. Не знаю как на языке вашей "высокой культуры", а вот народное откровенное модераторы точно не пропустят.
Абазинский / 30.07.2018, 12:58

251. Ответ на 250., Абазинский:

Вы не видите как передёргивает? Сравнивать объём советской экономики и российской современной просто некорректно. Были потеряны территории и половина населения.

Для неграмотных процитирую себя: Доля РСФСР в мировой экономике - 9-9,5%.

Чукча - не читатель, чукча - писатель? Во-вторых, советская экономика работала на ВПК.

Да, помню. Жили в танках, на ногах - кирзовые сапоги, на голове - каска. То ли дело сейчас! Покупали несколько лет назад ткань на шторы. На всех ценниках написано одно из двух слов: Турция или Китай. Я-то в географии не очень... Не подскажете: это вроде республики в составе РФ? Сельское хоз-во по сути не выполняло свою задачу по обеспечению ПБ страны, она решалась на частных подворьях и огородах.

Точно, как сейчас помню - рожь да пшеница на огородах так и колосятся, так и колосятся... И стада коров, овец, свиней на огородах-то... То ли дело сейчас! Вот жена на днях в магазине хотела купить сушек или баранок. Перебрала все (с десяток наименований), и только в одних (!) не было пальмового масла. Продовольственная безопасность, ага. Это не у вас там, в Сибири-то, пальмовое масло гонят? Отрицать это невозможно. Останься СССР жив, мы б до сих пор считали генетику "буржуазной наукой"

Когда вы говорите, у меня такое ощущение, что вы бредите (с) Давайте всё же будем честны в оценках.

Вот-вот.
Коротков А. В. / 30.07.2018, 12:24

250. Ответ на 246., Коротков А. В.:

Экономика страны не просто восстановилась до объёмов советского времени 1991 г., она модернизирована и диверсифицирована.Когда вы говорите, мне кажется, что вы бредите (с)Экономика СССР была второй в мире, после США. Доля в мировом ВВП по ППС - 14,2%. Доля в промышленном производстве - 20% (как у США). Доля РСФСР в мировой экономике - 9-9,5%.Экономика РФ занимает шестое место в мировой (~3%).

Вы не видите как передёргивает? Сравнивать объём советской экономики и российской современной просто некорректно. Были потеряны территории и половина населения. Это раз. Во-вторых, советская экономика работала на ВПК. Сельское хоз-во по сути не выполняло свою задачу по обеспечению ПБ страны, она решалась на частных подворьях и огородах. Экономика не была ориентирована на человека, но ведь это должно быть главным её стимулом и конечной целью. В-третьих, при меньших объёмах по сравнению с советскими российская экономика успешно решает и военно-технические, и направленные на пользу человеку и обществу проблемы. Отрицать это невозможно. Останься СССР жив, мы б до сих пор считали генетику "буржуазной наукой", интернетом пользоваться не научились, а телефонизация находилась на уровне (в лучшем случае) 50%. Уже не говорю о том, что ездили бы на консервных банках от советского автопрома, про мобильники узнавали от съездивших в загранку, а ездивших отдыхать за границу так бы и оставалось на уровне 1/70. Давайте всё же будем честны в оценках.
Абазинский / 30.07.2018, 10:47

249. Ответ на 246., Коротков А. В.:

(с)Экономика СССР была второй в мире, после США. Доля в мировом ВВП по ППС - 14,2%. Доля в промышленном производстве - 20% (как у США). Доля РСФСР в мировой экономике - 9-9,5%.Экономика РФ занимает шестое место в мировой (~3%).

И при этом,по уровню и качеству жизни жители СССР были на предпоследней строчке в Европе.А уж с амер.рабочими и ср.нечего.
Влад.Атласов / 30.07.2018, 07:24

248. Ответ на 242., Абазинский:

Не будь социального прогресса, так бы и жили по родовому общинному.

А разве не по общинному равенству вздыхают наши колхозники?Самые "прогрессивные"в мире на деле патологически отставали по технике.
Влад.Атласов / 30.07.2018, 07:19

247. Ответ на 230., Коротков А. В.:

А зря. Можете партию организовать (ПСЧ - Партия Святого Чиновничества).

Насчёт партийного строительства в Путинской России я ещё в 2015 году на РНЛ высказался. См. мою статью "Есть такая идеология! Пора и партию строить." А "Основы социальной концепции РПЦ" от 2000 года - это, в сущности, готовая программа Российской христианско-социалистической партии ((РХСП).
Сергей Абачиев / 30.07.2018, 07:13

246. Ответ на 244., Абазинский:

Экономика страны не просто восстановилась до объёмов советского времени 1991 г., она модернизирована и диверсифицирована.

Когда вы говорите, мне кажется, что вы бредите (с) Экономика СССР была второй в мире, после США. Доля в мировом ВВП по ППС - 14,2%. Доля в промышленном производстве - 20% (как у США). Доля РСФСР в мировой экономике - 9-9,5%. Экономика РФ занимает шестое место в мировой (~3%).
Коротков А. В. / 30.07.2018, 05:09

245. Ответ на 243., Абазинский:

Ничего что либерализм как социально-экономическая система вырос из традиции европейского общества?

Это антитеза европейскому традиционализму (идеи времён ВФР и т.п.).
Коротков А. В. / 30.07.2018, 04:53

244. Ответ на 230., Коротков А. В.:

Ни к кому я не собираюсь присоединяться.А зря. Можете партию организовать (ПСЧ - Партия Святого Чиновничества).И теперь вот вижу, как в моём социальном окружении нарастают протестные настроения против реальной, опытно данной Российской государственной власти как таковой.А как Вы полагаете, почему они нарастают?Вот в 2014 году случился т.н. "крымский консенсус". Путин получил огромную поддержку со стороны населения, и надежды народа на возрождение страны.Что произошло дальше? Надежды, в основном, оказались напрасными. Мы видим всё ту же либеральную политику, антинародные законы, дальнейшее разрушение социалки. Сами власти РФ ведут страну к краху.

Надо бы различать "нарастают" от сознательно "подогреваемые" интерессантами слева и справа. Напомню, что после речи Путина в Мюнхене в 2007 г. Запад начал действия по окончательному подавлению России. Россия продолжала выбираться из ямы 1990-х, преодолевать негативы советского времени. В 2008 и 2012 гг. преодолены две волны мирового кризиса, обрушение цен в более чем 2 раза. Экономика страны не просто восстановилась до объёмов советского времени 1991 г., она модернизирована и диверсифицирована. Что позволило выдержать западный натиск после 2014 г. И не просто выдержать, но и наращивать объёмы и технологии. Рост экономики по оценкам росстата где-то в пределах 1,5%, но есть и другие независимые оценки, которые говорят о росте до 5%. Все эти трансформации сказались и во внешней политике. Россия по факту во главе движения за многополярный мир. Что происходит во внутренней политике? Демократизация жизни общества и либерализация экономики. Кому не нравится? В первую очередь левым. Всякое улучшение жизни простого человека гасит всякую их деятельность по возвращению в пещерный "развитой социализм" да ещё и с "человеческим лицом" (эта идея интересна тем, что возникла она в 1980-х, тогда всё что было раньше это нечеловеческое?!). Но есть интерессанты справа, т.н. "либерасты", сидящие на грантах и подачках Запада. Они выполняют волю Запада по ослаблению и разрушению России вольно, осознанно. Левые же делают это невольно, по собственной дурости. Но вполне возможно, что так же, как и сто лет назад они не побрезгуют ни марками, ни долларами, ни фунтами. Чтобы вернуть себе контроль над обществом и государством.
Абазинский / 30.07.2018, 01:16

243. Ответ на 235., Коротков А. В.:

И что, по-Вашему, оба цинично притворяются поборниками возврата России к своим традиционным ценностям? Оба выдают словесную "дымовую завесу" своего "всамделишного" либерализма-глобализма?Путин - сторонник либеральной России. Традиционные ценности никак в либерализм не вписываются.И у Вас какое-то двоемыслие. То Вы категорически отказываете ему в искренности, когда он хвалит работу своих соратников, которых Вы почему-то чуть не его врагами изображаете, а то верите каждому слову.

Ничего что либерализм как социально-экономическая система вырос из традиции европейского общества? Вы путаете либерализм как наибольшую свободу человека и общества от давления государства со вседозволенностью. И потом, глобализм как социально-экономический процесс вытекает из суперэтнизации этносферы людей. Глобализм и либерализм не равноценны, не равнозначны, не идентичны.
Абазинский / 30.07.2018, 00:57
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Пристрастные заметки об Идеологической секции съезда Союза русского народа
29.10.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Бывший СССР
Религиозная амбивалентность?
Почему Ленин был так страстно антирелигиозен?
02.11.2024
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Сегодня мы чтим память Императрицы Александры Федоровны, Царя-Миротворца Александра III и путешественника Н.М.Пржевальского
02.11.2024
Все статьи темы
Конференция «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее»
Возрождение монархии в России невозможно?
Кто сказал? Почему невозможно?
25.01.2023
От белогвардейской эмигрантской эстетики к социал-монархизму будущей России
О дискуссии, начатой статьями главного редактора «Русской народной линии»
18.08.2020
О монархистах XXI века
Монархия в России может быть восстановлена только с учётом советского опыта
12.08.2020
Нам надо к Богу обращаться, а мы ждём царя
О проблемах нынешнего монархического сознания
24.01.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Тогда не диктатура, а Сам Господь поможет обрести России Царя
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
02.11.2024 12:47
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.11.2024 12:47
«Началась эпоха идейных патриотов»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
02.11.2024 11:52
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
02.11.2024 11:26
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.11.2024 11:00
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Сергей из НН
02.11.2024 09:19