Президент Французской республики Эммануэль Макрон имел 26 июня аудиенцию у папы Франциска в Ватикане. Папа пожаловал его титулом почетного протоканоника Латеранского собора.
Факт, нужно сказать, довольно обычный для первых лиц Франции. Так в 2007 году вскоре после избрания в президенты подобным титулом был награжден Саркози. Однако следует обратить внимание на то, что с самой Франко-Прусской войны 1870-71 годов Франция подчеркивала свою светскость, как бы стыдясь показаться кому-то религиозной. Т.е. титулы первые лица Франции принимали, но особо их не афишировали.
Саркози, заслуженно не имевший репутации примерного семьянина, все же выступал за сохранение традиционных ценностей. Тогда как его преемник социалист Олланд стал ратовать за легализацию так называемых однополых браков, подписав, вопреки широким протестам, в 2012 г. соответствующий закон. Рейтинг Олланда пошел вниз. И доживал он свой президентский срок в виде несколько жалком.
Так что разворот со стороны преемника Олланда закономерен. Он один из тех европейских политиков, что умеют угадывать общественное настроение с целью его возглавить, а не плестись в хвосте. Стать живой эмблемой нового тренда - что может быть притягательнее для амбициозного человека?!
В чем же суть этого нового тренда? В том, что вдохновлявшая многих в последние десятилетия идея глобализации, по крайней мере, в Западной Европе, захлебывается в миллионных потоках мигрантов.
Если кто-то из европейских политиков будет теперь, в 2018 году, рассуждать о том, как эти потоки прекрасны, как они обновляют одряхлевшее общество свежей кровью, у него нет будущего. Исключение составляет лишь папа Римский, без устали призывающий как Европу, так и Америку, принимать мигрантов неограниченно. И все с него - как с гуся вода.
Космополитизм утомил европейцев. Они видят в нем смертельную угрозу, поэтому, руководствуясь, кто - выводами рассудка, кто - инстинктом самосохранения, жители старого света протестуют против поглощения своих стран потоками людей с чуждой им культурой.
Когда возникает угроза потери собственной национальной идентичности, естественно обращение к культурным и религиозным корням. Макрон чувствует эту тенденцию и стремится управлять ею. Эту тенденцию можно только поддерживать, потому что она препятствует скорейшему построению нового Вавилона на развалинах национальных государств.
Титул протоканоника дает президенту Франции возможность выступать в качестве неофициального представителя папы в Евросоюзе. Когда Ангела Меркель именно вследствие своей недальновидной миграционной политики вынужденно отступает с позиций неформального лидера объединенной Европы, а молодой французский президент стремится занять ее место, можно сказать, что папа сделал ему хороший, а главное, своевременный подарок.
Для самого папы в этом тоже просматривается очевидная польза - через открытое вхождение президента Французской республики в одну из подотчетных понтифику структур возрастает международный авторитет папства.
Все подобные вещи, разумеется, необходимо отслеживать в силу их значимости для мировой политики. Однако не следует забывать и о том, что это, по большому счету, лишь политическая игра, где каждый преследует свои цели.
О каком-то развороте старого света в сторону духовности речи не идет вовсе.
Подтверждение тому - легализация после миллениума (долженствовавшего в представлении многих начать некую новую эпоху) содомии, что медленно, но верно поглощает одну за другой страны Европы. Как будто кто-то невидимый, но грозный, снисходительно посматривая на новые тенденции европейской политики, говорит: «Да милуйтесь вы с вашим папой сколько влезет - только на святое мое не посягайте» (т.е. содомию, аборты, ювенальную юстицию, эвтаназию).
В ходе визита в Ватикан Макрон встречался не только с папой, но и с госсекретарем кардиналом Пьетро Паролином, и с госсекретарем по международным делам монсеньером Полом Ричардом Галлахером. Беседовали о защите окружающей среды, о проблемах миграции, о предотвращении и разрешении политических конфликтов, о международном разоружении.
О духовном кризисе, объявшем западный мiр и его причинах, похоже, ничего сказано не было. Да и зачем? Ведь через подобные по нынешним временам скандальные заявления можно весь политический капиталец растерять. А ни Макрону, ни папе Франциску этого не нужно. Так что они будут и дальше вести свою игру, держа носы по ветру. Наблюдать за этим необходимо, а вот уподобляться указанным деятелям не стоит.
Утешает в описанной ситуации одно: создаются благоприятные условия для евангельской проповеди, для воскрешения в Европе христианства. Однако это возможно лишь в том случае, когда благовествовать будут не в духе нынешних папства или протестантства, который, увы, оказывает все более заметное влияние на официальные структуры православных поместных Церквей, а в духе истинно евангельском, «не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» (1 Кор. 1, 17).
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
1. Re: Макрон – новоиспеченный протоканоник Латеранского капитула