Решил написать о создании одной незамысловатой песни во время Великой Отечественной войны, а выяснилось, что история эта таит в себе массу интереснейших подробностей и деталей, поворотов сюжета и человеческих судеб. В общем, за ней целая эпоха и даже исторические пласты. Итак, обо всем по порядку.
Весной 1942 года музыканты и артисты ансамбля Черноморского флота готовили новую постановку о героических действиях моряков на кораблях и на суше. Жестокие сражения шли под Севастополем. Московский композитор Юрий Слонов, добровольно ушедший на фронт в самом начале войны, служил как раз в этом ансамбле. О героизме моряков материала было предостаточно - и современные песни, и знаменитые произведения прошлых лет. Но после посещения госпиталя, где лечили раненных морских пехотинцев, он решил, что готовящееся представление будет неполным, если в нем не прозвучит песня о медсестрах, о тех, кто под огнем противника, тоже рискуя жизнью, вытаскивает раненных с поле боя. Поделился идеей с руководителем ансамбля Михаилом Французовым. Тот горячо откликнулся на предложение Юрия и даже сказал, что сам попробует написать стихи, так как профессиональных поэтов всё равно поблизости не было.
Через несколько дней стихи были готовы и Слонов, сочинив мелодию, решил спеть сам новую песню «Медсестра Анюта» хозяйке квартиры, которая сдавала ему комнату и ее дочери. Дослушав до конца, те расплакались. Позже, уже через несколько лет после войны он вспоминал:
- Не лучшая ли эта похвала автору песни? Но я не предполагал, что она вскоре разлетится по всем фронтам, будет известна как среди партизан, так и в глубоком тылу.
Но вначале ее на ура встретили зрители-моряки спектакля в двух действиях, исполненного ансамблем «Джаз-корабль "Трамбон"». Песня так понравилась, что ее в виде листовки выпустил Севастопольский Дом офицеров флота. Правда, без указания авторов стихов и музыки - всё же война. И всё это во время жесточайших боев, когда враг бросил все силы на взятие города и морской базы. Так что с полным правом можно сказать, «Медсестра Анюта» начала свой боевой путь по фронтам Великой Отечественной войны со знаменитых позиций осажденного Севастополя.
Оглядываясь на события того героического и страшного времени, отчетливо осознаешь, как переплетаются, образуя единую неразрывную историческую ткань, события разных эпох России. Вроде бы случайно Слонов и Французов обратились к теме жертвенного подвига медсестры на войне, да еще на Черноморском театре военных действий, да еще под Севастополем. Однако вовсе не случайно именно здесь во время обороны Севастополя в 1854-55гг., стали действовать первые в России отряды сестер милосердия под руководством великого русского хирурга и организатора военно-полевой медицины Николая Ивановича Пирогова. Когда он прибыл в Севастополь в ноябре 1854 года, весь город был забит ранеными. Они лежали в бараках, госпиталях, во дворах и даже на улицах. Среди них свирепствовала гангрена, рядом находились и тифозные больные. Но вместе с ним из Петербурга прибыло отделение сестер милосердия Крестовоздвиженской общины - первой в России группы сестер милосердия. Отделение это было основано Еленой Павловной (вдовой князя Михаила Павловича, младшего брата Императора Николая I) на ее личные средства.
Именно с сестрами милосердия Крестовоздвиженской общины Пирогов смог за 12 дней навести порядок в госпиталях. Ему помогали девицы и вдовы «хорошего происхождения» в возрасте от 20 до 40 лет. Девушки ради служения делу отказывались от вступления в брак. Они могли войти в общину только после испытательного двухлетнего срока по уходу за больными. Затем проходили обучение в специальных учреждениях. Работали безвозмездно, получая от общины лишь еду и одежду.
В севастопольской кампании на всю России прославилась Екатерина Михайловна Бакунина, внучатая племянница фельдмаршала М.И.Кутузова. Она была одной из наиболее деятельных сестер милосердия. Случалось, по двое суток не отходила от операционного стола. Однажды бессменно провела 50 ампутаций подряд, помогая сменяющимся хирургам. Впоследствии Бакунина стала руководительницей Крестовоздвиженской общины.
Александра Травина, вдова мелкого чиновника, о своей работе в Севастополе докладывала по-военному коротко:
- Опекала 600 солдат в Николаевской батарее и 56 офицеров.
Баронесса Екатерина Будберг, сестра великого Грибоедова, переносила раненых под яростным артиллерийским обстрелом. Сама была ранена осколком в плечо.
Специально для награждения сестер милосердия, работавших в Крыму во время войны, по велению «Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны» (жены Николая I) была отчеканена особая серебреная медаль.
Сменились эпохи, но те принципы, что заложил Пирогов во время Крымской войны для спасения раненных от поля боя до госпиталя, остались неизменными. Неизменным остался и подвиг медсестер. Осталась в памяти и песня «Медсестра Анюта».
Поэтесса Юлия Друнина вспоминала годы спустя после войны:
- У меня с «Медсестрой Анютой» связаны, может быть, самые дорогие воспоминания. В минуты затишья обычно, когда идешь со своей санитарной сумкой или в карман набьешь бинты, потому что с сумкой очень не просто ползти, неудобно под огнем, всегда слышишь, как ребята поют: «Медсестра дорогая Анюта». Мне это было, конечно, приятно. У нас было много прекрасных девушек, молодых женщин, которые работали в госпиталях, в санбатах. И многие бойцы до сих пор помнят их. Но самым тяжелым был все-таки труд фронтовой медсестры, той, которая шла вместе с полком, которая ползла под огнем за ранеными.
Песня «Медсестра Анюта» вполне бы могла стать музыкальным эпиграфом повести Веры Пановой «Спутники». И хотя посвящена она работе санитарного поезда, её герои вспоминают бои и то, как оказались в госпиталях и медсанбатах перед тем, как отправится на длительное лечение. Самой писательнице в конце войны, когда она оказалась в городе Молотов (так тогда называлась Пермь) предложили командировку, чтобы написать брошюру об опыте работы санитарного поезда. Все ее коллеги отказались от такого предложения - малоинтересно. А она согласилась. И ее поразило, как она вспоминала потом, практически стерильная чистота человеческих отношений, высокое служение долгу и бескорыстное человеческое милосердие.
Вернувшись, она написала не только брошюру, но и решила рассказать читателям о тех удивительных впечатлениях, что переполняли её. Писала после работы в редакции газеты «Звезда» на подоконнике в коммуналке, когда дети засыпали. А через год ее произведение было удостоено Сталинской премии I степени. Причем, столь высокой наградой предложил оценить ее труд сам Сталин. К превеликой, надо сказать, зависти коллег по писательскому цеху. Они всегда пытались припомнить ей, что два года она провела в оккупации, что муж ее был репрессирован и то, что простовата она как литератор. Однако Сталин все равно говорил, что среди всех советских писательниц Вера Панова «самая способная».
Но вернемся к нашей песне. Да, она была необычайно популярна в годы войны. Но ее считали фольклорной, имена авторов не были известны и по радио ее не исполняли. Лишь в послевоенные годы ее записал на радио широко известный тогда певец Владимир Нечаев. И всё равно она практически уже не исполнялась. Однако 30 лет назад вдруг по воле режиссера напела ее одна из героинь фильма Петра Тодоровского «Интердевочка» - опытная валютная проститутка. Не знаю, чем руководствовался талантливый киномастер и фронтовик. Возможно, овладевшим тогда многими стремлением попросту наплевать на всю нашу прошедшую советскую историю. А, может, этим хотел подчеркнуть как раз весь цинизм переживаемого тогда времени. Но плюнуть в колодец все равно удалось, хотя многие зрители и не поняли, что это за медсестра Анюта, которая подползла и прошептала «живой».
В любом случае, те времена распада и цинизма, слава Богу, прошли. Нам всё дороже любое свидетельство о беспримерном подвиге народа в годы войны, особенно, если оно несет пронзительную правду тех лет. И выражено простыми словами и нехитрой мелодией. Неслучайно сегодня в интернете можно найти ролик, сделанный с любовью и передающий весь драматизм ушедшей эпохи.
Ссылка на видеоролик с песней.
Александр Горбатов, шеф-редактор информбюро «Восток-центр»