Торжества, посвященные 100-летию Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона, вылились в большие, я бы сказал, грандиозные события в жизни Церкви, Общества, Державы, православных людей, граждан России и наших соотечественников за ее рубежами.
Для всех стала ясна роль Церкви в истории страны в XX-XXI веках. Высветилась выдающаяся роль церковного, общественного, государственного деятеля – Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Силой исторических обстоятельств, замечательных личных качеств, умения сочетать мудрость накопленного опыта с реальностями революционного времени. По Божией воле Святейший Патриарх Тихон стал в центре пересекающихся жизненных линий в обществе, да иначе и быть не могло.
Удивительно и поучительно было видеть на вечере 100-летия восстановления Патриаршества и Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона помимо Первосвятителей Поместных Церквей и Собора архиереев Русской Православной Церкви, государственных деятелей и руководителей оппозиционных партий, крупного олигарха и мелкого предпринимателя, академика и сельского священника, бывшего теоретика классового подхода и буддийского монаха, кропотливого реставратора Кремлевских палат и руководителей регионов, космонавтов. И все это в окружении трудолюбивого, самоотверженного русского священства, представителей других конфессий.
В каком-то смысле это была демонстрация способности общества объединиться, согласиться, не самоуничтожиться.
Теперь о книге Патриарха Кирилла «В годину тяжкую Богом избранный…», точнее мыслях об авторе книги, которые она разбудила после прочтения. Как же похожи в главном, в самоотвержении себя судьбы всех наших Патриархов XX-XXI веков: Тихона, Сергия, Алексия I, Пимена, Алексия II и нынешнего Кирилла.
Конечно, невозможно объять необъятное, но все же остановлюсь на авторе книги, о его роли в современной жизни Росси, да и не только.
Говоря о выдающейся роли Святейшего Патриарха Кирилла, я хотел бы остановиться на одной стороне его деятельности, на громадной мыслительной и духовной его работе. На его трудах, на его словах, обращенных к проблемам науки и культуры. Период жесткого директивного разделения науки и веры у нас в Отечестве кончился и связано это в том числе и с той философской, богословской, мировоззренческой деятельностью, которую проводил Святейший Патриарх. На многих из нас произвело большое и, я бы сказал, ошеломляющее впечатление выступления на I Всемирном Русском Соборе тогда митрополита Смоленского Калининградского, ныне Святейшего Патриарха Кирилла накануне горячей осени 1993 года. Его ободряющие слова о «восстании, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новой Руси – Руси, давшей миру многих подвижников благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь Святая…»
Это было начало восстановления исторического духовного пути, пусть и через кровь, слёзы, отчаянье, но движение к Солнцу Правды.
Особое место в нашей жизни заняла знаменитая Соборная встреча ВРНС «Вера и знание». Эта встреча богословов, ученых, общественных деятелей, писателей была просто исторической, ибо не могла состояться не только в советский период, но и во всем ХХ, да и ХIХ веке, и даже в XVIII. Ибо за это время науку и веру только разводили.
Особое место в творческом наследии Святейшего Патриарха занимают его выступления на Всемирном Русском Народном Соборе. История вызвала к жизни эту общественную трибуну, необходимую для прояснения главнейших смыслообразующих и коренных вопросов России. ВРНС не мог появиться ни под крышей правительства, ни под зонтиком оппозиции, ни в государственных кабинетах, ни на митинговых площадях – он получил благословение и развитие от Русской Православной Церкви.
И с I Собора всегда звучало слово Святейшего Патриарха Кирилла, обращенное к соотечественникам. Здесь в непростые дни 1993 года прозвучали необычные тогда для общественной атмосферы слова: «На рубеже XV века Россия сделала решающий исторический выбор, всем сердцем почувствовав красоту и духовное величие вселенского идеала, усвоила и ввела в свою жизнь принцип универсализма, отказавшись пойти по пути национальных государств Европы. Благоговейно переняв эту идею из рук обессиленной Византии, Россия предпочла эту великую, обрекающую ее на жертвы духовную миссию решению узких национальных задач…»
Святейший Патриарх дал направленность патриотизму: «Возрождение не может совершаться без личного духовного подвига каждого. А подвиг требует сил, жертвы. Не потому ли многие из нас с такой легкостью возлагают ответственность за действительную или кажущуюся пассивность Церкви, на иерархию, богословов, но никогда на самих себя. Сегодня необходимо понять, что все мы, крещенные в Православной Церкви, и есть эта самая Церковь и без нашего духовного обновления, без подвига веры не будет возрождения Церкви, а значит, и Отечества. Да поможет же нам Господь совершить этот подвиг так, как совершали его наши благочестивые предки…»
На II Соборе Святейший Патриарх обратился со страстным призывом: «В нашем обществе многие не разделяют религиозных убеждений и вдохновляются мотивацией светского гуманизма. Но не следует противопоставлять религиозную и светскую культуру. Наоборот, необходимо признать искусственный и опасный характер провоцируемого ныне конфликта между Церковью и культурой. За этим стоит тот, кто боится духовного объединения России. И поэтому диалог Церкви и культуры должен вестись без посредников: священникам и богословам необходимо напрямую разговаривать с писателями, художниками, музыкантами, реставраторами, искусствоведами...»
На III Соборе Святейший Патриарх Кирилл поставил уже в 1995 году проблему «Россия и русские на пороге ХХI века», где он выделил проблему соборности и о том, как жить Отечеству нашему и народу на пороге нового тысячелетия по Рождеству Христову. Святейший Патриарх обозначил пределы соборности: «Поэтому полагаю, что мы никого не должны исключать, кроме занимающих самые крайние, радикальные, экстремистские позиции. Собор должен быть открыт ко всем с любовью, терпением и вниманием. А эти добродетели – результат духовного, нравственного состояния человеческой личности. И без личного движения к Небу, без личного совершенствования каждого из тех, кто составляет Всемирный Русский Народный Собор, немыслимо подлинно соборное деяние…»
На IV Соборе «Здоровье нации» всем запомнилось, как Святейший Патриарх привел ответ святителя Иоанна Златоуста на вопрос: «Неужели все болезни от грехов?» – «Не все, но большая часть. Личность, семья, народ недугуют чаще всего от греха и духовная болезнь обычно предшествует физическим».
Глава Собора показал, что недуги общества – алкоголизм, наркомания, разврат и насилие, льющиеся с экрана, порождены пороком. «А экономический, социальный, культурный кризисы, поразившие страну? – Что это, как не болезнь, вызванная черствостью наших душ, забвением о ближнем и о будущих поколениях?»
Святейший Патриарх Кирилл в своей новой книге, перечисляя судьбоносные и исторические обращения русских Патриархов, которые преграждали дорогу злу, вдохновляли на подвиг, невольно напомнил одно из многих запомнившихся мне из значительных слов на открытии Соборной встречи «Россия: путь к спасению» в Свято-Даниловом монастыре в 1998 году. Да, мы помним осень того года – величайший кризис, новое невиданное ограбление общества, социальные схватки, грандиозные демонстрации 7 ноября. И сердечное слово, которое было сказано им в передаче «Слово пастыря», как бы сковывало, умиротворяло готовый смести все на своем пути шторм недовольства, недоверия, ненависти. Желая облегчить страдания пасомых, церковное священноначалие решило обратить к власть имущим и ко всем влиятельным общественным силам новый призыв к справедливости и активным действиям, способным спасти страну и народ от нынешних настроений, а также от возможного их повторения в будущем.
Святейший Патриарх сказал, что именно ВРНС призван привести к диалогу людей разных взглядов, поколений, профессий, возродить традиции советования по вопросам жизни, Отчизны, традиции, существующей в России со времен Земских Соборов. Тем самым была определена роль ВРНС в общественной жизни страны.
Многие из нас, писателей и государственных деятелей познакомились с риторским и публицистическим мастерством Святейшего Патриарха, когда он был еще митрополитом Смоленским и Калининградским, в годы подготовки празднования 1000-летия христианства на Руси в Новгороде, празднования Дней славянской культуры и письменности в Смоленске, где он сказал проповедь о служении Богу и России. Необычность публичного слова, соединившего эти понятия, сразу привлекла внимание. А затем забота и попечение о русском языке и школе в обращении к Соборной встрече «В защиту русского языка», о "Русской национальной школе"…
Однажды при вручении Патриаршей литературной премии, в своем слове, обращенном к русским писателям, Святейший Патриарх подчеркнул роль их труда и русской литературы в жизни страны: «Очень важно, чтобы писатели никогда не ставили под сомнение свою способность влиять на умы людей, как бы ни сокращалось поле доступности современного человека к литературным произведениям. Я очень прошу вас верить в то, что талант, данный вам Богом, – это великий талант, и его нужно употребить именно так, чтобы современники могли почерпнуть из ваших произведений что-то очень важное для них самих, чтобы каждый из вас смог честно ответить Богу, Который, конечно, потребует ответ от талантливого человека, согласно евангельской притче об умножении талантов…»
И мы почувствовали, сколько заботы, такта и любви в этих напутственных словах…
Эти лишь маленькая толика мыслей и чувств, что разбудила во мне книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «В годину тяжкую Богом избранный…», посвященная 100-летию Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона, которую можно считать обращенной и к нам, соборянам, вспоминающим путь Всемирного Русского Народного Собора. Путь веры и надежды, путь мысли и действия, путь Добра.
Валерий Николаевич Ганичев, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России (1994-2018)