itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Мы растеряли традиции отечественного кинематографа»

Режиссер Юрий Грымов отвечает на вопрос министра Ольги Голодец, почему русская культура перестала быть «экспортным товаром»

Секспросвет 
0
850
Время на чтение 3 минуты
Вице-премьер Ольга Голодец предложила превратить русскую культуру в «экспортный товар», для чего необходим отдельный бюджет. Тому, что чиновник самого высокого ранга призывает поставить заботу о культуре на первое место в ряду государственных приоритетов, — горячо аплодирую. Я не раз говорил, что главным министерством в стране должно быть Министерство культуры.

То, что госпожа Голодец акцентирует внимание в том числе и на театрах, — прекрасно: сегодня российский театр — возможно, самая живая и здоровая ветвь на дереве отечественной культуры. Я даже готов с некоторой натяжкой согласиться с термином «товар» применительно к культуре. Мне хочется вместе с Ольгой Голодец попытаться найти ответ на вопрос, который, собственно, и задала вице-премьер: почему культура перестала быть «экспортным товаром».

Может быть, нам нечего предложить? Вроде нет: в последние годы самые известные, самые авторитетные исполнители и творческие коллективы ничуть не утратили в глазах западного зрителя. Мариинка, Большой театр, имена вроде Анны Нетребко, ведущие музыканты и ансамбли — всё это по-прежнему «экспортный товар» высокого качества.

Про анимацию сказать не могу, не владею предметом. А про кино пару слов скажу. Тут, мало того что рынок уже давно сформирован, так еще и наше предложение, действительно, не блещет ни разнообразием, ни качеством. Мы растеряли традиции отечественного кинематографа. Между прочим, как раз в попытках создать «товар» — кино, конкурентоспособное по сравнению с Голливудом. Никому на Западе не интересны российские фильмы, снятые по американским лекалам. Мы отличались от всех, и тем были интересны — пусть даже своим наивным, на грани пропаганды социалистическим задором. Мы подстроились под Голливуд — и это уже, конечно, совсем не российская культура.

Возвращаясь к Мариинке. Этот и подобные ему бренды непоколебимы. Это фасад российской культуры, выдающиеся театры, имена, наша гордость. Но этим ведь дело не ограничивается. Есть много других, очень интересных коллективов, исполнителей, совершенно не известных зарубежной публике. К слову, сегодня на международных театральных фестивалях всё чаще получают награды региональные театры. И вот тут — да, тут помощь государства была бы очень кстати. Знакомить Запад с малоизвестными, новыми именами — задача непростая и неподъемная для частных продюсерских компаний: европейским и американским импресарио проще и надежнее привезти на гастроли условный Большой театр.

Не надо ограничивать самих себя. Не надо забывать, что кроме великой русской культуры XIX века существует и современная культура сегодняшней России. Есть молодые авторы, которые, возможно, будут для зарубежной публики не менее интересны, чем классики вроде Чехова или Достоевского, — стоит только познакомить с ними Запад.

У меня есть еще один вариант ответа на вопрос — почему культура перестала быть «экспортным товаром». В советское время культура, которую поддерживало государство, была частью официальной пропаганды. Пропаганда доказывала преимущество социалистического строя в сравнении с «загнивающим Западом». Сегодня такой необходимости нет. Россия сама живет по законам капитализма — как к этому ни относись.

Раньше перед государством стояла понятная задача (при крайне расплывчатой цели: «светлое будущее» — что это вообще?), и задача эта выражалась примерно так: показать всему миру, что «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Теперь же и цели окончательно растворились за пеленой неясного будущего, и задачи никто сформулировать не может.

Так, может быть, государству стоит задуматься: ради чего мы хотим наладить «культурный экспорт»? Какие ценности мы хотим предложить миру? Может, нам просто сконцентрироваться на идеале человека? Ведь всё современное искусство, вся культура — и сегодняшняя, и прошедших эпох — они именно об этом: о Человеке, которым каждому из нас хочется быть.

Юрий Грымов, художественный руководитель Театра «Модерн», советник по культуре губернатора Орловской области
Впервые опубликовано в газете «Известия»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Грымов
«Мы должны меняться по отношению ко всему происходящему вокруг»
Сегодня мы отделили себя от всего остального мира плотным, почти непроницаемым слоем отстранённости
30.12.2021
Нужна серьёзная реформа русского кинематографа
Режиссёр Юрий Грымов о причинах кризиса российского кино
06.09.2021
Гибель семьи Пашаева в ДТП отразилась на деле Ефремова
«Со стороны это выглядит почти как миссия: уничтожить пьяного водилу»
10.09.2020
«Государство должно создать условия, при которых кино снимать выгодно»
О снятии Министерством культуры с повестки дня идеи ограничить долю зарубежного кино в отечественных кинотеатрах
14.02.2019
Ура, товарищи!
Режиссер Юрий Грымов о том, как обеспечить притягательность культурных центров для молодежи
24.01.2019
Все статьи Юрий Грымов
Секспросвет
Известный американский блогер считает, что
жена Эммануэля Макрона в прошлом была мужиком
28.03.2024
Ватикан отвергает богооткровенные нормы христианской нравственности
Ответ Русской Церкви на декларацию Ватикана Fiducia supplicans о «благословении» однополых пар
26.03.2024
Макрон и Даванков – уровни разные, «школа» одна
Французский президент и российский «новолюдь» как боксёры
21.03.2024
США – гарант ограниченной ядерной войны в Европе!
Поражённые грехом содомии европейские политики ведут цивилизацию к смерти
21.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04