Вчера на Первом канале завершился премьерный показ четырехсерийного остросюжетного фильма «Крепость Бадабер» о восстании советских военнопленных в лагере Бадабер на территории Пакистана во время Афганской войны.
По данным Генштаба СССР, в Бадабере погибли более 150 человек, в том числе как минимум 19 советских военнопленных. В живых остался один участвовавший в восстании заключенный. Президент Пакистана генерал Мухаммед Зия-уль-Хак засекретил всю информацию об инциденте, в Советском Союзе новости о восстании появились лишь спустя месяц.
В сетке вещания Первого канала вслед за сериалом демонстрировался фильм Оливера Стоуна о Президенте России Владимире Путине, что привело в негодование либералов. Глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что жалобы кандидатов в Президенты на Первый канал по поводу показа фильма Стоуна несостоятельны. Рекомендовано было отложить показ фильма «Путин».
Своими впечатлениями от фильма «Крепость Бадабер» делится в интервью «Русской народной линии» ветеран Афганской войны, советник губернатора Курганской области, генерал-майор, профессор, кандидат педагогических наук Владимир Усманов:
Афганский день, как неофициально именуют 15 февраля, ознаменовался показом фильма «Крепость Бадабер». В фильме представлен исторический факт - восстание пленных советских и афганских солдат в крепости Бадабер. Уже хорошо, что вспомнили об этом. Первый канал захотел напомнить массовому зрителю об этом событии. Но в этом фильме больше вопросов, чем ответов.
Осознали ли мы, для чего был осуществлен ввод войск в Афганистан? Какие цели ставило советское руководство перед вооруженными силами? Какие преследовались политические цели? Добились ли мы их или нет?
То клише, которое было наложено на событие более чем 30-летней давности, уже никого не удовлетворяет. Я вспоминаю: когда появились первые погибшие, было Политбюро приняло решение хоронить их незаметно - в уголках кладбищ. Это кощунство - послать солдата и отказать ему в отдании воинских почестей. Вся эта ложь из мелкого вранья превратилась в громадную ложь. А заложником оказался советский офицер и солдат. Это очень печально.
Афганская война высветила многие негативные явления позднего Советского Союза, когда власть сама по себе, а народ сам по себе. Более того, народ еще пытались унизить, забрав сыновей на войну и пытаясь придумать небылицы о том, что мы в Афганистане сажаем деревья, занимаемся благоустройством кишлаков, строим дороги.
Я комбат Афганской войны. Для меня она была вывернута наизнанку. Я видел все своими глазами и принимал в этой войне непосредственное участие в составе 180-го мотострелкового полка, одной из самых боеспособных частей ограниченного контингента.
Фильм «Крепость Бадабер» показывает каламбур, который тогда творился и не имел четких параметров. Военные люди не могут воевать, если не имеют четко поставленных задач, обоснованных и обеспеченных решением мировоззренческой парадигмы. Мы попали в кашу. Что такое Афганистан? Это племена, пуштуны, таджики, провинции, маленькие войска в каждой местности. В Афганистане не было централизованной власти. Дальше Кабула власть не доходила. И мы оказались заложниками.
В фильме на уровне гротеска показаны неумелые действия командования. Когда узнали о том, что существует крупнейшая база подготовки моджахедов на территории Пакистана и, имея полное право ее уничтожить, не сделали этого, ссылаясь на возможность Третьей мировой войны.
Это наши недошаги - полшага сделали, а вторые полшага нет. Страдает от этого русский солдат, который воспринимает действие руководства по-другому. Посмотрите, как показаны в фильме наши солдаты - опущенные глаза и плечи наших пленных. И вдруг - игра в футбол. Это импульс коллективизации! Советский человек - человек коллектива, общей задачи, и даже простая игра в футбол позволила нашим пленным сконцентрировать понимание того, что мы - сила, мы - советские, нам всё по плечу, если мы вместе! Этот прием, использованный нашим разведчиком, встряхнул людей, поднял в них градус собственного достоинства, - и люди преобразились на наших глазах. Я считаю, что это очень удачный ход создателей фильма.
Другой момент. Сирия присутствует в фильме опосредованно. Но она присутствует. Действия наших вооруженных сил в Сирии накладываются на Афганскую войну. И вывод здесь такой - если взялся за меч, выхватил его из ножен, то надо рубить. Не бывает немножко войны. Вооруженные силы - последний аргумент государства, когда проиграно всё: политика, дипломатия, экономика. Военный нож не может получать задачу - повоевать немножко. Поэтому любое решение о войне должно быть четко разъяснено офицерам и солдатам.
Фильм показал, из-за чего разваливаются страны. Подспудно видно, хотя не подняты проблемы снижения производства, отсутствия товаров и т.д. Афганская война высветила язвы советского государства. Ни солдат, ни людей, ни народа, а именно власти.
Почему Эрнст решил пустить фильм Стоуна сразу после сериала? Мы можем только предполагать. Я думаю, что это сделано для того, чтобы показать порядок принятия решений Президентом России, нынешней властью. В фильме детально описывается то, как Путин решает те или иные проблемы. ЦИК приостановил показ фильма, потому что его посчитали ангажированным и помогающим кандидату в Президенты Владимиру Владимировичу Путину. Но предусматривалось именно то, что сейчас все по-другому, мы не повторяем ошибок советского руководства, мы все продумываем. Жизнь - это не кино.
Теперь что касается реакции либералов. Либералы были, есть и будут. Для них главное -идти против любых решений. Не было бы сирийской войны, не было бы Крыма, либералы придумали бы другой повод для выражения недовольства. Русский либерал, как и русский патриот, - безбашенный. Русские патриоты снимут последнюю рубашку и пойдут в бой, взорвут всё и себя не пожалеют. Заключительная серия показывает, что, когда идет драка, русские не думают ни о чем - выживут они или нет. Эти лучшие качества русского воина эксплуатировались бездарным руководством. Наши либералы такие же - если очернять Родину, значит, с ненавистью, как будто бы Россия для них мачеха, а не родная мать.
Такие мысли у меня возникли при просмотре этого фильма. Я еще раз убедился в своем высоком мнении о советском солдате, в том, что он был воспитан не только государством, но и жизнью дореволюционного поколения, советского поколения, ветеранами Великой Отечественной войны, семьями, сельской и городской улицей. Советский солдат, в отличие от руководства позднего СССР, оказался на высоте. Честь ему и хвала! Да здравствует Русский Советский Солдат!
2. С Богом!
1. «Я комбат Афганской войны»