Второе лицо Православия. Когда к Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского подъехал кортеж из трех черных машин, сопровождаемый сотрудниками госавтоинспекции с мигалкой, первым вышел начальник Протокольного отдела Санкт-Петербургской епархии никогда не унывающий Иван Николаевич Судоса со словами: «Отец Геннадий, встречай высоких гостей. Не каждый день к тебе приезжает патриарх Александрийский и всея Африки...»
Здесь Иван Николаевич был совершенно прав. И эта очевидность только подчеркнула исторический характер происходившего события. Я понимал, что такие визиты действительно не только не происходят каждый день, но бывают всего один раз в жизни и становятся фактами духовной истории Церкви.
О желании патриарха Александрийского Феодора II 7 декабря 2017 года посетить Мемориальную Квартиру мне сообщили из епархии накануне: «В Мемориальной Квартире будет патриарх...» Я переспросил: «Патриарх Кирилл?» - «Бери выше... Патриарх Александрийский!» Действительно, Александрийский патриарх стоит вторым в диптихе православных патриархов после патриарха Константинопольского, а после него уже следуют Антиохийский, Иерусалимский и Московский. То есть получается, что Квартиру св.Иоанна Кронштадтского посетит второе статусное лицо вселенского Православия. Такого гостя не было даже при жизни Иоанна Кронштадтского.
Кто «Судья Вселенной»? Я просмотрел в интернете информацию о высоком госте. Признаюсь, прежде особенно не интересовался Православием в Африке и узнал много интересного.
Во-первых, меня поразил полный титул Александрийского патриарха: «Блаже́ннейший, Боже́ственнейший и Святе́йший Отец и Пастыренача́льник, Па́па и Патриа́рх Вели́кого Гра́да Александри́и, Ли́вии, Пента́поля, Эфио́пии, всего Еги́пта и всея А́фрики, Отец Отцо́в, Пастырь Па́стырей, Архиерей Архиере́ев, Трина́дцатый Апо́стол и Судия́ Вселе́нной Феодор II». Естественно, возникло недоумение о последнем звании - «Судия Вселенной», ведь Судьей Вселенной является все-таки - Господь Бог? Но этот титул, как выяснилось, имеет историческое объяснение. «Вселенная» - это отнюдь не «космос», а всего лишь Римская империя. Сам титул был усвоен в седьмом веке после того, как Александрийский патриарх смог рассудить конфликт императора Византии с Константинопольским патриархом (в котором оба были неправы, и оба признали правоту Александрийского патриарха). Этот титул давал Александрийскому престолу право быть третейским судьей в церковных вопросах. Титул остался номинальным, и практике право судьи использовалось буквально пару раз за всю историю (в том числе на Большом Московском Соборе, когда судили патриарха Никона).
Также патриарх Александрии имеет уникальный титул «Папы», который у него заимствовали римские епископы.
Александрийская патриархия известна как родина всего православного монашества, которое возникло в Фиваидской и Нитрийской пустынях Египта.
Миссия «Тринадцатого Апостола». Что касается титула «Тринадцатый Апостол», он оказался пророческим, потому что в ХХ века Александрийскому патриархату на африканском континенте удалось развернуть масштабную апостольскую миссию по просвещению африканцев. У Александрийского патриарха самая большая каноническая территория из всех поместных церквей. Она превосходит даже каноническую территорию Московского Патриархата, если считать таковой территорию бывшего Советского Союза: площадь Африки составляет 30 065 000 км² ( 20,3% площади суши всей Земли), а площадь СССР - 22 402 200 км² (площадь России - 17 125 191 км²). В юрисдикцию Александрийского патриарха входят 54 африканских государства. Но самое главное, что за последние десятилетия греческие православные миссионеры обратили в православие около 7 миллионов коренного населения Африки, практически во всех африканских странах возникли православные общины, были построены многие храмы, возникли епархии и митрополии. На наших глазах происходит обращение черного континента ко Христу, закладывается новая конфигурация православного мира. В интернете можно увидеть множество роликов, как с крещением африканцев, так и с православным богослужением, в которое миссионеры включают местные народные традиции, в частности, элементы танца во время службы.
Патриарх Феодор глубоко верит в православное будущее Африки. В России он не раз говорил: «Многие думают, что Африка - незнакомый континент, но будущее именно за ней».
После всей этой прочитанной информации я уже действительно смотрел на патриарха Феодора как на нового «тринадцатого апостола».
«Русский» патриарх из Александрии. Меня предупредили, что у патриарха Феодора II на Музей Иоанна Кронштадтского выделено всего лишь полчаса. Я понимал, что это совсем немного, тем более, что рассказывать придется с переводчиком. Поэтому я сразу спросил, на каком языке будет экскурсия? Но к счастью оказалось, что Александрийский патриарх прекрасно понимает русский язык. Он в 1980-е гг. десять лет жил в Советском Союзе, изучал историю искусств, литературу и философию в Одесском университете, а с 1985 по 1990 гг. исполнял обязанности экзарха Александрийского патриархата в Русской Церкви, будучи настоятелем Антиохийского подворья в Одессе.
Патриарх Феодор не только выучил русский язык, но главное - искренне полюбил Россию и русский народ. Поэтому не удивительно, что на мой вопрос о языке экскурсии, он ответил кратко и понятно: « Я - ваш! Я - русский». Услышать такие слова у памятника св.Иоанна Кронштадтского было насколько неожиданно, настолько и трогательно. Такие слова и в России не часто приходится слышать от высоких лиц. Как будто патриарх Федор сказал их, представляясь не столько нам, сколько самому Дорогому Батюшке, сразу обозначив, что он пришел не в музей, а к живому отцу Иоанну. Я почувствовал, что экскурсия в обычном смысле здесь не нужна и ограничился краткими ключевыми фразами.
Четвертый патриарх в гостях у Батюшки. В гостиной я сообщил патриарху, что в этой квартире уже было три патриарха: «Кто же это?» - «Патриарх Тихон, патриарх Алексий, патриарх Кирилл...» «И теперь патриарх Феодор», - радостно и с каким-то детским задором добавил он.
Узнав, что диван мемориальный и на нем сидел Иоанн Кронштадтский пастырь, патриарх Феодор также же сел на него. Рядом стоял портрет Иоанна Кронштадтского. Патриарх в гостях у Батюшки. Я понял, что дальше рассказывать ничего не нужно. Патриарх сам все чувствует и сам все понимает без слов.
Затем патриарх Феодор вышел на балкон, с которого некогда Всероссийский пастырь благословлял свою паству. В этот день Кронштадт с балкона о.Иоанна благословил патриарх Александрийский. Нужно отдать должное оперативности фотографов, которые успели запечатлеть этот исторический момент.
В Кабинете отца Иоанна патриарх Феодор приложился к главным святыням Квартиры - к наперсному Кресту отца Иоанна, его моленным иконам, прижизненному портрету.
В столовой комнате я обратил внимание на подаренную год назад родственниками отца Иоанна его кофемолку, которую мы отреставрировали и она вновь действует. Раз в году в день памяти Иоанна Кронштадтского мы совершаем т.с. «чин меления кофе» в этой кофеварке и потом в течение года предлагаем его гостям Квартиры. Зная любовь греков к кофе, мы также подарили патриарху кофе из кофемолки св.Иоанна Кронштадтского. Подарок был принят с нескрываемой радостью.
Один на один с Иоанном Кронштадтским. Когда знакомство с Квартирой, казалось, уже было завершено, произошло удивительное событие. В Кабинете отца Иоанна патриарх Феодор неожиданно попросил всех выйти и оставить его одного. Сопровождающие патриарха: три архиерея, духовенство, официальные лица, - молча, как будто бы зная об этом заранее, тут же удалились из Кабинета, спустились вниз и вышли на улицу. Я также вышел из Кабинета в прихожую комнату. В Кабинете остался один патриарх. Дверь в Кабинет оставалась приоткрытой. Я видел силуэт патриарха за столом отца Иоанна. Он сидел, закрыв глаза. В тот момент я подумал, что он такой небольшой комплекции, как и сам батюшка Иоанн. Мы с сестрами стояли в прихожей, замерев, боясь шелохнуться. Да и сам патриарх не производил ни одного движения. Мы чувствовали, что патриарх пребывает во внутренней молитве. Во всем музее наступила глубокая тишина. Как будто время остановилось. Это были особые и бесценные минуты присутствия благодати Божией.
За долгие годы работы музея я не помню ничего подобного.
Сколько длилась эта тишина? Наверное, минут пять...
Никто не решался беспокоить патриарха, хотя его посещение уже вышло из положенного графика. Наконец в приоткрытую дверь я увидел, как патриарх чуть обернулся в сторону двери. Я решился войти и увидел, что на глазах патриарха были слезы умиления, а патриарх улыбался...
Я попросил его сделать запись в книге почетных посетителей. Он, ничего не говоря, исполнил мою просьбу, начертав размашистую запись на всю страницу по-гречески.
Патриарх встал из-за стола, я преподнес ему на молитвенную память иконку св.Иоанна Кронштадтского в византийском стиле, поцеловал ее, прижал к сердцу и сказал, что она будет всегда висеть у него в кабинете.
Храм Иоанна Кронштадтского в Танзании. Прощаясь, я решил спросить патриарха Феодора, знают ли Иоанна Кронштадтского в Африке? Он заулыбался и ответил: «Не только знают, но и очень любят. Мы сейчас строим храм во имя Иоанна Кронштадтского». Эта новость меня поразила. Накануне я как раз искал в интернете храмы Иоанна Кронштадтского в Африке по списку т.н. «Иоанновской семьи», но как раз в Африке не указано ни одного храма. Я уточнил у патриарха, в какой же это стране? «В Танзании. Это на востоке Центральной Африки». Мне хотелось узнать точнее: «А в каком городе?» - «В столице - в Дар-эс-Саламе». (Это арабское слово означает «город мира», то есть по-русски - «Миргород», а по-гречески - «Иринополь», так звучит титул местного митрополита - «Иринопольский»).
Видя мой нескрываемый восторг, патриарх сказал мне, что он меня пригласит на освящение этого храма. Я высказал мысль, что на это торжество можно было бы привезти святыню из Квартиры - крест Иоанна Кронштадтского. Он еще раз подтвердил свое приглашение: «Я буду писать вам приглашение...»
Мы часто называем Иоанна Кронштадтского «всероссийским пастырем», но когда ему строят храм в самом центре Африки на берегу Индийского океана, понятно, что речь уже идет о «всемирном молитвеннике».
Патриарх Феодор, рассказав о создании Иоанно-Кронштадтского храма на черном континенте, тем самым ответил мне на один мой внутренний вопрос. Патриарх пробыл в Санкт-Петербурге всего лишь два полных дня, причем в первый день он возглавил служение литургии в Александро-Невской лавре. Это не так уж и много для осмотра святынь города. И, тем не менее, патриарх сам пожелал побывать в Кронштадте и посетить Квартиру Иоанна Кронштадтского. Было понятно, что у него есть на это какая-то особая причина. У меня как раз и был этот вопрос, почему же патриарх решил побывать в Кронштадте? После рассказа патриарха я понял, что он пришел к отцу Иоанну помолиться, в том числе и о строительстве этого храма в Африке.
А напоследок произошло настоящее чудо.
Как Афон с Фиваидой в Кронштадте встретились. Уже на пороге Квартиры, когда патриарх давал нам прощальное благословение, в дверях неожиданно появились два молодых человека с упаковкой в руках. Они обратились ко мне: «Это вам... Икона от отца Никодима...»
Мы все - и патриарх, и сестры, и я - остановились, пытаясь понять, в чем дело?
Здесь нужно пояснить предысторию этого события. Неделю назад до этого мне позвонили сестры из Квартиры в Сомино и рассказали, что приходил греческий монах с Афона по имени Никодим. После молитвы в Кабинете он выразил желание подарить в Квартиру икону своего письма. Оказалось, что он известный на Афоне иконописец из Нового Скита, центра иконописи на Святой Горе. К сожалению, сестры не записали его телефон и осталось неясным, когда же он подарит икону.
Вот эти два человека как раз и пришли по его поручению и принесли в дар его икону. На упаковке рукой отца Никодима было написано по-гречески его имя и название скита. Патриарх Феодор тут же прочитал надпись и воскликнул: «Я его знаю. Это лучший иконописец на Святой Горе. Я скоро буду на Афоне и буду посещать его...»
Мы тут же распаковали икону и увидели перед собой написанный в византийском стиле образ Иверской Богоматери, главной святыни Афона. Патриарх взял ее в руки, приложился и запел по-гречески тропарь Иверской Богоматери. Мы все опять замерли, чувствуя, что являемся свидетелями настоящего чуда. На наших глазах в Квартире св.Иоанна Кронштадтского встретились Афон (центр православного монашества) и Фиваида (родина монашества). Теперь нам этот образ будет напоминать как об Афоне, так и о патриархе Феодоре, который первый встретил этот образ и первый помолился пред ним.
Потом мы с сестрами и нашими гостями долго сидели за чаем, вспоминали и обсуждали все произошедшее. Было ясно, что ехать в Танзанию с пустыми руками нельзя - нужно написать образ Иоанна Кронштадтского, заказать его именно монаху Никодиму на Афоне и передать его в храм св.Иоанна Кронштадтского в Танзанию. Кстати, именно в этой стране находится величайшая вершина Африки гора Килиманджаро.
Пусть она будет Африканским Афоном.
В заключении мы сделали общий снимок сестер с патриархом у памятника Иоанна Кронштадтского.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте
Впервые опубликовано на странице отца Геннадия в «Живом Журнале»