Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Архиерейском Соборе напомнил, что священник должен быть прежде всего совершителем Таинств и проповедником слова Божия, а не администратором или медиаперсоной, сообщает Regions.ru.
«Мы видим, что Церкви беспрестанно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего, чтобы сделать земной институт Церкви равным себе противником и расправляться с ним на своем поле», — заявил предстоятель Русской Православной Церкви.
«Горько видеть, когда отдельные служители Церкви способствуют этому, безрассудно обращая то священное, к хранению которого призвал их Господь, на служение сиюминутным, суетным и в конечном счете тленным вещам», — добавил он.
Святейший Патриарх отметил, что это происходит, когда в священнике совершитель Таинств и проповедник слова Божия уступает администратору или медиаперсоне, претендующей на популярность модератора общественных процессов. «В таком клирике блекнет образ священнослужителя как живой иконы Христа, как свидетеля иной жизни, устроенной по иным, отличным от обычного мира законам», — подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси.
«На примере такого священника, люди могут в конечном итоге перестать видеть сакральный характер Церкви, поставив ее в один ряд с общественными организациями», — заключил Патриарх Кирилл.
При этом понятно, что полный отказ от сотрудничества со СМИ – тоже не выход: разговаривать с миром, находящимся вне церковной ограды, необходимо.
«Где грань, за которой происходит то «перерождение», о котором говорит патриарх? Знаете ли вы примеры такого перерождения?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Владыка Алексий (Кульберг), епископ Среднеуральский, викарий Екатеринбургской епархии, сказал: «Правильная мера - Священное Писание; в частности, Евангелие. В Евангелии четко сказано, чем должен заниматься священник. Как Христос говорит апостолам, идите и проповедуйте Евангелие и крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дело в том, чем человек занимается. Вот Святейший Патриарх - очень популярная медиа-персона, но при этом он не превращается ни в блогера, ни в шоумена, потому что проповедует слово Божие. Каждым своим словом он несет пользу для людей верующих и неверующих, проповедует им Христа.
Если человек этого не делает (неважно, где: в интернете, на телевидении или с амвона), он перерождается из священника в самопиарщика. Такой человек проповедует не Христа, а себя, и приводит людей не к Христу, а к своей собственной персоне. Вот это принципиальное отличие – кто кого проповедует. Человек, проповедующий Христа, в любой аудитории не будет выглядеть тускло. Потому что о таких людях в Евангелии Христос сказал, что даст им слово, которому не возмогут противиться. Если священнослужитель радеет о Христе, о славе Божьей, Господь дает ему, даже при самых скромных его качествах и небольшой образованности такое слово, которому не могут сопротивляться – простое, но очень сильное.
И наоборот - человек может быть искушен в философии и в риторике, но выглядеть тускло и жалко – потому что проповедует не того.
Вероятно, я встречал примеры перерождения из совершителя Таинств и проповедника слова Божия в администратора или медиаперсону, может, сам в какой-то момент становился таковым, но тыкать пальцем ни в кого не стал бы – это не по мне».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что «грань проходит через совесть священника. Одного формального правила или принципа, который гарантировал бы безошибочность и безупречность, просто нет. Поэтому никто не застрахован, если не будет прилагать усилия в плане исполнения заповедей евангельских. Это применительно и к СМИ.
Мы уже четверть века живем в непростой ситуации. После развала
СССР нам отдали много руин, - просто стен, которые надо было восстанавливать. И часто кроме самого священника всем этим заниматься и брать на себя ответственность было некому. В священники и так Господь выбирал того, кто есть. И вот мы, оказавшись, в этих сложных условиях, смогли это осуществить. Кто-то на свои силы понадеялся, а у кого гордыня взяла вверх, с теми приключения и искушения случились. Человек есть человек, и священник тоже человек. Только Бог непогрешим.
Конечно, я знаю такие примеры. Случаи, которые мне известны, чаще всего связаны с тем, что человек не справился с уровнем задач, которые перед ним стояли. Например, был слишком романтически настроен, очарован мечтательной перспективой служения, а, столкнувшись с реальностью, разочаровался, «не потянул» и ушел».
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, подчеркнул, что «грань у нас четко прописана, если внимательно прочитать правила Святых отцов и апостольские послания. Что требуется от священника и как найти эту грань? В первую очередь быть служителем Слова Божия во всех смыслах этих слов. Господь сказал: "Идите и научите все народы, крестя их во имя Сына, Отца и Святого Духа". То есть важны две задачи – научить и крестить. Народ, который готов, требует этого научения, и, конечно же, крестясь, получает благодатные силы для исполнения воли Божьей. Церковь есть духовный учитель народа и хранитель идеального образа Христа, и она предъявляет через себя и своих святых этот образ народу.
Священник как учитель, - он не может себе позволить нарушить заповеди, он должен хранить истину. А дальше истина, то есть сам Бог, уже научает священника, где он имеет право быть, а куда не должен являться, чтобы не опорочить свой сан и в своем лице Церковь. Понятно, что священнику не место на дискотеке. Он имеет право побывать на свадьбе, но только пока там не слишком развеселятся и не начнут говорить подчас фривольные вещи. То есть он должен чувствовать, что не может сохранять в этой среде своего учительского сана. Нельзя превращать институт, который хранит идеальный образ Христа и предъявляет его народу, в институт некоей социальной помощи, иначе он будет просто уничтожен.
А конкретные примеры не хотелось бы называть. Они бывают и далеко ходить не надо, когда некоторые священники или протодиаконы начинают слишком расширено понимать свое миссионерство. Они считают, что можно с проповедью идти в непотребные места и пытаться объяснять, что мы такие же. Но разница в том, что учитель не равен ученику. Учитель должен научить говорить на своем языке, а не уподобляться ученику».
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча", председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, заявил: «Священник в любой ситуации должен оставаться служителем Церкви. Мы должны думать о том, как будут относиться к нам люди, к которым мы обращаемся. Как они воспримут наши слова, какова будет их реакция – на такие мысли наводят слова Святейшего. Потому что если священник дискредитирует себя, он может дискредитировать и церковное сообщество - своими словами, действиями, поступками. На священнике в этом смысле лежит большая ответственность.
Ярких примеров перерождения из совершителя Таинств и проповедника слова Божия в администратора или медиаперсону я не могу привести, да и Святейший Патриарх их не приводит. Да, есть люди, которые переходят некую черту, а медиа-пространство дает такое искушение. Несложно увлечься какими-то событиями и фактами и стать комментатором. Но примеров такого перерождения я привести не могу, и кого-то осудить тоже.
Бывает, вопросы вызывают отдельные высказывания. Прежде всего, это касается комментариев священнослужителей к разным событиям политической жизни, творчеству артистов и так далее. Это все-таки очень далеко от Церкви. Часто такие высказывания сомнительны с христианской точки зрения. А служение священник прекращает, мне кажется, в крайнем случае. Если он ведет себя неподобающе, в итоге отказывается от сана и служения. Но здесь, мне кажется, речь о другом. Святейший Патриарх предупреждает, чтобы священники не теряли лицо и помнили: люди будут внимательно слушать, и воспринимать их слова».
Иерей Святослав Шевченко, председатель комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, отметил: «Таких примеров немало. Я, наверное, могу говорить и как администратор, и как меадиаперсона, так как сам отношусь к информационной сфере. Еще святой Иоанн Лествичник называл тщеславие колючкой, которую как ни кинь, повернется вверх шипом, и о него обязательно уколешься.
Человеку очень легко прельститься популярностью. Тебя узнают на улице, относятся к тебе с пиететом, разговаривают с тобой придыханием… Это то самое испытание "медными трубами". Если "воду" и "огонь" человек еще может пройти, то с этим мало кто справляется. Поэтому наш Святейший и обращает внимание на проблему, когда для человека его медийность выходит на первый план, становится важнее священнического служения. В погоне за "лайками", рейтингами, популярностью священник может потерять себя.
Можно вспомнить Глеба Якунина, который, будучи священником, стал политической медийной фигурой - и в результате ушел из Церкви. Подобные люди, чтобы о них не забывали, напоминают по себе различными скандальными заявлениями. Так происходит в шоу-бизнесе. Некоторые звезды эстрады и кино даже приплачивают пиар-агенствам, чтобы о них упомянули в СМИ - причем неважно, в каком контексте. Такие публикации даже оплачиваются - как рекламные. Разумеется, подобное в церковную ограду входить не может. Когда человек живет только рейтингами, индексом цитирования его заявлений и тому подобным, это может закончиться печально.
А когда священник из пастыря превращается в менеджера или топ-менеджера, который оптимизирует какие-то процессы, участвует в управленческих мероприятиях, у него постепенно пропадает духовный стержень – молитва, участие в церковных таинствах. А он должен быть у каждого православного христианина. Рано или поздно наступает пастырское выгорание. Священство уже не интересно само по себе, как служение Богу. Такой священнослужитель видит в нем какую-то выгоду. И ничем хорошим это не заканчивается. Мне известны такие священнослужители, такая опасность подстерегает и меня – мне многое не нравится в себе в связи с тем, что мое имя появляется в СМИ. И я понимаю: если перейду черту, могу оторваться от Бога, от Церкви, потеряться в этом мире. Думаю, именно об этом предупреждает Патриарх».
Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, сказал: «Священнослужитель, пока он совершает воскресную Литургию, пока остается свершителем Таинств Божьих, переродиться не может. А когда служение Божественной Литургии прекращается или становится чем-то незначительным, тогда и происходит перерождение.
Пожалуй, такие примеры есть. Вот, например, бывший священник Вячеслав Полосин, который увлекся политической деятельностью, политической карьерой, и это, в конце концов, привело к тому, что он перестал быть не только священнослужителем, но и вообще христианином.
Другой пример, не менее, на мой взгляд, трагический – бывший священник Глеб Якунин, который был яркой политической фигурой в советский период, но эта его увлеченность политикой привела к тому, что он пренебрег прещением, которое было на него наложено Священноначалием, и продолжил политическую карьеру – что запрещено церковными канонами. Мирское управление создает большую проблему для священнослужителя, поэтому каноны это запрещают. Бывают, конечно, исключения из этого правила, но они только подтверждают правило.
Как мы видим, и в том, и в другом случае мы можем говорить о бывших священнослужителях, потому что предстояние священнослужителя перед Богом, как мне представляется, не позволяет ему стать администратором, чиновником. Да, многие священнослужители исполняют некие административные функции внутрицерковной жизни, и это вынужденная мера – служение Церкви может быть не только в качестве священнослужителя. Я знаю это по себе, так как много лет был директором Международных Рождественских образовательных чтений. Такое положение для священнослужителя очень сложно, потому что, с одной стороны, он должен быть любвеобильным пастырем, прощающим ошибки, прегрешения своих подчиненных, а с другой – исполнять послушание, возложенное на него Священноначалием. И здесь ему подчас приходится быть строгим судьей - если он хочет достигнуть результата, который от него требуется. В этом случае он должен принимать какие-то сложные решения, подчас вступающие в диссонанс с его пастырскими задачами. Если какой-то человек не хочет исполнять свои обязанности или не может, так как некомпетентен, его, например, приходится увольнять. Мне кажется, это всегда болезненный процесс - прежде всего для тех, кто принимает такое решение. Но без этого тоже не обойтись.
Поэтому неслучайно одна из основных добродетелей, которые должны быть свойственны христианину, - премудрость. Это согласование своей воли с волей Божьей. И ориентироваться надо прежде всего не на свои человеческие чувства, эмоции, профессиональные качества, а на вдохновение свыше. Но, наверное, эти качества должны быть не только у священнослужителей, но и у православных мирян, которым Господь дает возможность руководить людьми».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что «это актуальный вопрос. На него должен давать ответ умудренный опытом, сединами, жизнью, пасторским деланием священнослужитель, а не молодой, как я, неопытный и ничем не одаренный, кроме благодати Божьей.
И не могу не сказать - я ощущаю себя живым примером того, о чем говорит Святейший Патриарх. При моем рукоположении он мне дал пасторское святительское наставление: главная задача священника – служба. Ни что иное не может быть выше, больше – ни семья, ни работа, ни какие-то увлечения и занятия. Прежде всего служение. И если это будет так, все остальное приложится. Я подтверждаю: так и происходит. Если священнослужитель старается служить, все, что необходимо, будет дано - вопреки законам мира, достоинствам или недостаткам самого священнослужителя. У меня точно есть эти недостатки, но вопреки им, Господь дает все, что необходимо.
Мне кажется, лакмусовой бумажкой, рубежом становится то, как священнослужитель совершает свое делание – ношение образа Христова. Что есть священство? – Ношение образа Христа. И, конечно, вершина служения - участие в таинствах Церкви. Конечно, это таинство покаяния (о нем нужно сказать особо). Священнослужитель имеет особые возможности в отношении этого таинства, но покаяние ему так же необходимо, как и любому мирянину. Священнослужитель должен иметь духовника и каяться в своих грехах Богу, получая от духовника наставления, замечания, поручения к исправлению. И конечно, таинство таинств – совершение Божественной Литургии.
Величайший святой нашей Церкви, праведный Иоанн Кронштадский, почти каждый день совершавший Божественную Литургию, несомненно, пример такого преображения, когда жизнь человека совершается во Христе. И пример обратного перерождения – наиболее громкая и одиозная сейчас в связи с известным провокационным лживым обращением, которое было сделано к Архиерейскому Собору и Святейшему Патриарху, фигура. Это Михаил Денисенко, бывший митрополит, называющий себя сейчас патриархом Киевским. Вот человек, который в служении страстям и падшему миру зашел далеко, - за черту, отделяющую порядочность от непорядочности, возможность сохранения священства от невозможности его сохранения - вплоть до утраты веры и призывам к убийствам, к гражданской войне, к геноциду - не говоря про многие прочие, известные ранее преступления заповедей Божьих. Так что такие примеры тоже есть».