На VI Санкт-Петербургском Международном культурном форуме впервые за годы его существования был поднят вопрос о взаимодействии традиций Русской Православной Церкви и культуры XXI века. Панельная дискуссия «Церковь и современная культура» прошла в Главном штабе Эрмитажа 17 ноября. Участники встречи говорили о том, что может дать религиозная традиция литературе, архитектуре и современному искусству в целом.
С выдвинутыми на секции тезисами «о необходимости преодолеть приватизацию современной культуры либералами», о том, что «язык искусства может быть авангардным, но ценности его должны быть традиционными», - согласны большинство консервативно мыслящих современников, но их позиция заглушается в медийном поле либеральными кампаниями по дискредитации Церкви.
Дискуссию инициировал Русский художественный союз (РХС). Его председатель, режиссер, продюсер и модератор секции Эдуард Бояков поделился своими размышлениями о том, что отчуждает современного художника от Церкви, что мешает Церкви использовать его талант и как помочь им сделать шаг навстречу.
Тему русской религиозной культуры в социальном контексте конца XIX - начала XX веков раскрыл Михаил Тюренков, историк, публицист, шеф-редактор православных программ телеканала «Царьград». «Подлинная культура - это устремление к Господу, когда художник не боится остаться один. Идеал - не черный квадрат, а икона, помогающий человеку выходить в духовный мир. Тарковский никогда не говорил о Боге, но все его работы являются иконой. Гибель России есть гибель мира, но сегодня у нашей страны появился шанс противостоять глумливой массовой культуре», - сказал публицист.
Сергей Бугаев Африка, доверенное лицо Президента РФ, художник, музыкант и актер предложил создать систему международных образов: «То, как современная культура влияет на цивилизацию, можно сравнить с мясорубкой, сказал он. - Но несмотря ни на что, понятие духовности сохраняется. Мы должны защищать и сдабривать ту территорию, которая называется современной культурой, так как система сегодня является очень опасным механизмом».
Директор Центра медиакоммуникаций Российского православного университета Елена Жосул рассказала о том, какие возможности открывают современные форматы общения для разрешения споров между церковными и светскими людьми: «Сегодня понятие "оскорбление чувств верующих" превратилось в насмешку, в мем. Из православного человека слеплен образ отсталоголапотника, у которого отсутствует способность к восприятию "тонких сфер", в которых творит "современный художник". Однако, православная аудитория - это очень тонкий зритель».
Е.Жосул предложила создавать «группы мягкой реакции», которые могут выработать цивилизованный механизм общественной реакции на кощунство в искусстве. Одной из таких групп может стать Русский художественный союз, на базе которого можно проводить круглые столы, открывать новые медийные каналы для популяризации традиционных ценностей в современном искусстве.
В дискуссии принял участие иерей Владимир Соколов, настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Покровско-Стрешневском парке села Никольское, автор книги «Мистика и духовность. Ереси против христианства». Отцу Владимиру близка тема диалога искусства и религии еще и потому, что он является выпускником актерского факультета Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова.
«Считать культуру делом исключительно человеческим - опасное заблуждение, культура питается из сферы духа, - уверен священник. - Увеличившееся количество катастроф - есть результат разрушительной деятельности человека, основанной на неверном понимании культуры и назначения человека». «Сегодня все ощутили на себе дыхание системного кризиса, вызванного кризисом мировоззрения. Мировоззренческие проблемы нации всегда решала интеллектуальная национальная элита, но при системном кризисе такую элиту еще надо воспитать. Ставит ли современное искусство (театр, телевидение, живопись и т.д.), в котором отсутствует национальный герой, перед собой задачу воспитывать мировоззрение? А ведь проблема воспитания в кризисное время становится первоочередной задачей выживания нации», - эти мысли высказывал в своем выступлении отец Владимир.
Священник поделился своими впечатлениями от секции с корреспондентом «Русской народной линии».
«Обсуждение темы "Церковь и культура" важно не только для форума, но и для всего человечества, - заявил отец Владимир Соколов. - Я бы расширил масштабы того, что здесь обсуждается. Россия всегда отличалась тем, что ставила важные вопросы. Выход из системного кризиса, в котором мы находимся, предлагается многими проектами, но ни не учитывают важные аспекты, на которые я указал в докладе.
Это должно стать предметом обсуждения всех, кто радеет о возрождении человечества, о том, чтобы культура воспитывала человека, потому что человек, воспитанный прежней культурой, стал паразитом, хищником, и это хищничество грозит нам опасностью для всего человечества. Мы уничтожаем природу, уничтожаем самих себя. Если исчезнут пчелы - исчезнет мир, если исчезнет человек, то мир выживет, но быстро уничтожит все, что мы называем "культурными достижениями"».
Отец Владимир выразил обеспокоенность маргинализацией протестных выступлений «православной общественности» против кощунственных выходок либеральных деятелей искусства, ведущей к дискредитации любого высказывания сторонников традиционных культурных ценностей в защиту своих идеалов.
«Святые отцы учат, что крайности - от дьявола, поэтому, как есть крайности проявления культурного хамства, культурного кощунства, так и в ответ есть маргинальная реакция, которая тоже от дьявола. Поэтому я всегда призываю к царскому пути, как сказано в Библии: "Не уклонися не одесную, не ошую, но путем царским иди". Царский путь предполагает примирение враждующих сторон, но примирение на основе истинного понимания культуры», - заключил иерей Владимир Соколов.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»
2. ценности искусства должны быть традиционными
1. Re: В поисках «царского пути»