Директор Музея Победы Александр Школьник пригласил ребят из новоуренгойской школы познакомиться с экспозициями главного музея по истории Великой Отечественной войны, чтобы в том числе получить достоверную информацию о содержании немецких военнопленных в Советском Союзе, сообщает пресс-служба музея. Филиал Музея Победы, расположенный в подмосковном Красногорске, до недавнего времени назывался Мемориальным музеем немецких антифашистов, а негласно его называли «Музей плена».
Напомним, что ранее Комитет Совета Федерации по международным делам обратился к правительству Ямало-Ненецкого округа (ЯНАО) с просьбой проверить учебную программу гимназии Нового Уренгоя, ученик которой выступил в бундестаге с оправданием немецко-фашистских захватчиков.
Вот что рассказывает директор Красногорского филиала Музея Победы Светлана Любенкова:
- О пребывании немецких военнопленных и военнопленных других стран-союзниц Германии на территории СССР в годы войны и в первые послевоенные годы мы постоянно рассказываем. Тайны здесь нет. Например, в 2005 году в рамках выставочного проекта Департамента культуры города Москвы «Мир без войны. Созидание. 1945–2005». В Берлине мы проводили выставку «Чтобы выжить» (Музей Берлин-Карлсхорст, 2006 год), в Музее Победы в 2013 году экспонировалась выставка «Сквозь плен». Совсем недавно прошла выставка «Немецкие военнопленные в восстановлении народного хозяйства СССР. 1941–1955».
Интересуетесь, каковы были условия содержания немецких военнопленных? Один факт: на 1 января 1946 года в системе Главного управления по делам военнопленных и интернированных НКВД-МВД СССР в лагерях для военнопленных находилось 1 103 233 немца и 1 651 036 военнопленных из стран-союзниц Германии. Более 2 млн из них вернулось на родину. Другой факт: по данным германских историков, с 1941-го по 1945 год вермахт взял в плен примерно 5,7 млн советских военнослужащих. Из них умерло свыше 3 млн, т.е. больше половины. Убедительно?
Отношения с военнопленными регулировались Положением о военнопленных, утвержденным Постановлением СНК СССР № 1798-800 с от 1 июля1941 года. При этом правительство СССР в одностороннем порядке взяло на себя обязательства соблюдать Женевскую конвенцию «Об обращении с военнопленными» 1929 года.
В условиях военного времени и первых послевоенных лет в стране не хватало жилья, питания, врачей и медикаментов, одежды. Тем не менее у военнопленных паек был даже больше, чем довольствие охраны и персонала лагеря из числа советских граждан. В разоренной войной стране большего для пленных сделать было нельзя.
Что касается тех, кто был взят в плен в ходе Сталинградской битвы, то, по данным Совинформбюро от 7 января 1943 года, с 19 ноября 1942 по 5 января 1943 года на Юго-Западном, Донском и Сталинградском фронтах было взято в плен 144 150 человек. На 13 февраля 1943 года УПВИ НКВД было зафиксировано 93 625 военнопленных, захваченных в ходе ликвидации сталинградской группировки противника. Таким образом, общее число военнопленных вермахта, захваченных в наступательном периоде Сталинградской битвы, составило 237 775 человек. Заметим, что большая часть взятых в плен в конце 1942 в начале 1943 года военнослужащих вермахта состояла из ослабленных, больных, истощенных в окружении, обмороженных и морально подавленных. Значительная часть сталинградских пленных страдала дистрофией, дизентерией и сыпным тифом.
6 апреля 1943 года вышла в свет директива НКВД СССР о порядке трудового использования военнопленных. Для всех прибывающих в лагерь устанавливался 21-дневный карантин. Каждый вновь поступивший военнопленный должен был пройти врачебно-трудовую комиссию, которая определяла его группу трудоспособности. Продолжительность рабочего дня военнопленного не должна была превышать 8 часов. Полагались 4 выходных дня в месяц и ежедневный непрерывный ночной отдых не менее 8 часов.
Военнопленные были заняты на восстановлении разрушенных противником промышленных предприятий в Сталинграде, на крупнейших стройках черной металлургии: Тагилстрое, Челябметалугстрое, строительстве Владимирского тракторного завода, завода тяжелого машиностроения в Орске, на работах по восстановлению Комбината № 100 Наркомата боеприпасов в г. Алексине и Кыштымском карьере в Челябинской области по добыче каолиновых руд.
9 апреля 1943 года были введены новые нормы снабжения. Ослабленным военнопленным увеличили норму по хлебу на 25 %, минимальная выдача хлеба для военнопленных, занятых на тяжелых физических работах и выполняющих норму до 50 %, выросла до 650 г, для выполняющих норму на 100 % — до 1 000 г. В течение войны нормы питания еще дважды изменялись в сторону увеличения.