Недавно в СМИ прошло такое сообщение американского аналитического издания по военной тематике «Национальный интерес» о новом русском оружии: «Этот самолет сделает российские ВКС еще более смертоносными». Враги не на шутку испугались, но не отчаялись. В скором времени они ответят нам, придумают свое, еще более смертоносное оружие. А мы ответим им... и т.д., до бесконечности или до последней мировой войны. Но не этого оружия недруги России боятся больше всего, а того, которое не могут ни понять, ни повторить в чертежах, ни рассчитать по формулам. А именно, русского духа. Русский дух - образное выражение, означающее совокупность черт, присущих русскому народу. Считается, что русский дух напрямую выражается в русском менталитете, в русской культуре, в Русской идее. Русскому человеку присущи - смелость, благородство, душевная доброта и щедрость, а также редкое качество, отмеченное в русской классической литературе - «стыдливость перед собственным достоинством» и мн. др.
Но что значит быть русским? Тезисно можно ответить так:
- быть православным, т.е. жить по совести, быть «духовной жаждою томим», предстоять пред ликом Божиим;
- ощущать кровную связь с Отечеством, быть убежденным сторонником российской государственности, чувствовать личную ответственность за жизнь и благополучие страны;
- обладать чувством славянского братства;
- чувствовать себя ответственным за судьбу всего христианского мира, слышать и понимать другие культуры.
Историческое и индивидуальное своеобразие русского народа выражаются Русской идеей, хотя существует большая трудность в определении народной индивидуальности. Как сказал Бердяев, «Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что-то непостижимое до конца. До последней глубины». Непостижимое - потому, что эта идея восходит к Абсолюту, стремится к Идеалу, к замыслу Творца о России.
Извечная Русская идея не есть нечто неизменное, но проявляется в развитии, в восхождении, в преображении жизни. При всех векторах интерпретации, есть незыблемые величины, константы, которые не являются достоянием отдельной личности, но присущи духовной общности, народу России. Это - взаимосвязанные понятия: Святость, Истина, Правда, Соборность. Соборность - свободное единство людей в деле поиска и понимания ими Истины и Правды, единство, основанное на единодушной любви ко Христу и божественной праведности. Святость - собор русских святых, в миру - общность людей, свободно стремящихся к святости. Как говорил блаженный Августин, «Велика свобода - быть в состоянии не грешить, но величайшая свобода - не быть в состоянии грешить». Названные понятия нематериальные, из области трансцендентной, из явлений неосязаемых и невидимых.
Связь между невидимым и зримым может быть проявлена наукой, искусством, литературой. Литература есть тот нематериальный инструмент, с помощью которого мы можем описать Вселенную, познать ее божественное творение и непреложные законы. Синтез богословия и литературы, то есть синтез духовных переживаний и реальных знаний, может объяснить многие законы мироустройства, его пространства и времени. Интересно замечание физика Конрада Финейгла (1858 - 1936): «Представьте, что будет, если убрать пространство, разделяющее материю, Вселенная сожмется до размеров комочка грязи. Именно пространство удерживает все вещи на своих местах». По Библии пространство - исполнено Духа, по слову Иисуса Христа: «Дух животворит... Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанн 6:63). То, что происходит с Россией, когда пытаются изгнать из ее пространства животворящий Дух - мы видим на примере русских революций. Когда духовное пространство сжимается, вещи сдвигаются, перемещаются, прерывается традиция, и наступает хаос.
Традиция - одно из свойств русской жизни, наследование традиции - основополагающий ее закон. В веках традиция оставалась живой благодаря нематериальному носителю, именуемому душой, о котором В.Даль говорит «устно перешло». Именно народный духовный ток является тем незримым, кровотворным бессмертным током традиции, определяющим и сам процесс наследования, и его способы. Очевидно, что традиция не сводится к стереотипным своим разновидностям, таким, как обычай и обряд, но распространяется на гораздо более широкую область социальных явлений, достигая своего максимума в религии. Религиозно-нравственные ценности в явном или скрытом виде были определяющими практически во всех социальных формациях русского общества, являясь тем базисом, тем фундаментом, на котором развивались культура и литература.
Сегодня мы вспоминаем события 100-летней давности, времена, когда в России зримо произошел категорический разрыв с духовной традицией предшествующих поколений, и с тех пор истинный образ бытия приобрел сугубо субъективное выражение. И сегодня он тонет в многообразии точек зрения. Однако, по законам философии не неразличимость, а именно многоразличие является условием целостности, которую многообразно отражают современные русские писатели.
Эсхатологический ракурс революции отметил Максимилиан Волошин, когда сказал, - «Мы пережили иллиады войн и апокалипсисы революций». «Апокалипсисы революций» - не метафора, современная математическая наука с помощью математического аппарата осмысливает и подтверждает возможность наличия множественного числа понятия «апокалипсис», используя свойства порядковой и количественной бесконечностей. В случае конечных чисел эти бесконечности совпадают, в случае потенциальной бесконечности или неограниченной продолжительности, последовательность конечных количеств завершится быстрее конечных порядков. Ученые соотносят понятия «количества» (сколько?) и «пространства», «порядка» (который?) и «времени» соответственно. Количественные и порядковые множества характеризуют пространство и время. Отсюда делается вывод, что бесконечность времени больше бесконечности пространства, то есть эволюцию Вселенной можно интерпретировать и в богословском, и в физическом плане. Говорить о конце мира можно, сравнивая эти бесконечности и понимая, что возможное разрушение пространства не обязательно сопровождается разрушением времени, которое может породить новое Пространство и новую Вселенную. Могут происходить локальные апокалипсисы, не означающие конца Мiра и Времени. И это во многом зависит от любимого творения Господа - от человека.
Революционные события в России, 100-летие которых мы отмечаем в 2017 году, являются не только подтверждением вывода современной науки о соотношении пространства-времени, но и доказательством бытия Божия. Революции (бунты) проистекают из Библейских времен. Первое грехопадение людей, совращенных виновником их падения Денницей, завидовавшим Богу, стремившимся к личному своему почитанию как к божественному, к верховенству в Божием мире, можно экстраполировать и проследить многовековые последствия этого события в человеческой истории, вплоть до русской революции начала XX века и сегодняшних цветных переворотов. Гениально изложенная в книге «Наука о человеке» известным богословом-антропологом Виктором Несмеловым психология бунта в духовном мире является метафизическим архетипом технологии революций, в том числе и современных «цветных», в частности, «оранжевых».
Предостережения ученого относится и к нам, должным защитить мир и Отечество от очередного «апокалипсиса революции» и скорого наступления «последних времен». Срок наступления их не только во власти Бога, но во многом зависит и от человека.
Именно современные литературные произведения, посвященные революции, во многом проясняют физику и метафизику Русской идеи, оценивают степень влияния личности праведника на мировые процессы. Примером того, где Русская идея рассмотрена во многих аспектах, является новая книга митрополита Карельского и Петрозаводского Константина (Горянова) «Апокалипсисы революций». В 100-летнюю годовщину восстановления Патриаршества в России в книге наиболее актуальна статья «Свет во тьме» о великом подвиге мудрого, не дрогнувшего перед богоборцами Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Василия Ивановича Беллавина). Для понимания божественных истоков силы Патриарха, Владыка Константин рассказывает о сути Таинства рукоположения, о том, что «Новозаветное священство не является простым продолжением ветхозаветного священства, но вновь возникает от Великого Архиерея Иисуса Христа, - не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека». Богослов, митрополит Константин подчеркивает, что священство по чину Мелхиседека древнее священства по чину Аарона на шесть столетий.
История жизни и подвига Патриарха Тихона является подтверждением того, что в тысячелетиях сохраняется Божие благословение не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Эта сила такова, что обладающий ею Патриарх смог один противостоять богоборцам и их заокеанским консультантам, спланировавшим ужасающее разорение русской жизни, Русской Православной Церкви, излившим чудовищную на нее клевету. В статье приводится много фактов жестокой деятельности революционных властей по отношению к России и русскому народу. Митрополит Константин свое исследование подтверждает документально, цитирует ужасающие приказы и комментарии Ленина, раскрывает уловки и грабительские распоряжения Троцкого и других деятелей революции.
Личность Патриарха Тихона представлена в свете Божией истины, в неколебимом стоянии за русский народ, за веру и Церковь, которые именно в эти времена подвергались сокрушительным нападкам. Статья о Патриархе Тихоне показывает степень цивилизационных разрушений в стране, где социальная энтропия, казалось, достигла максимума, несущего распад всех связей. Но благодаря и таким личностям как Патриарх Тихон, который понес свой Крест, Россия сохранилась как целостность. Здесь убедительно звучат слова прот. Александра Шмемана: «...не пора ли нам, называющим себя верующими, вспомнить этот сердцевинный парадокс христианства - что побеждает в нём только крест, его непобедимая, непостижимая сила, его единственная красота, его дух захватывающая глубина. Не пришёл Христос спасти нас ни силой, ни внешней победой, но заповедал нам, чтоб мы знали, какого мы духа, чтобы была в нас сила крестная. И вот показательно, что и сейчас, там, где идёт борьба с религией, там побеждают те, кто силе противопоставляют только правду, ненависти - только любовь и жертву, шуму и грохоту пропаганды - «глас хлада тонка», тишину и свет подлинной веры».
Русская идея на протяжении нескольких веков достаточно исследована, о ней так много сказано и классиками, и нашими современниками, что нам, может быть, не стоит придумывать новые формулы, надо понять и принять к исполнению - существующие. Как то, о чем, например, сказал выдающийся современный писатель Владимир Николаевич Крупин, вспоминая явление Заступницы России - Иконы Державной Божией Матери: «не будь этого явления, Россия бы тогда погибла: она не может существовать, если над ней нет спасающей защиты сил небесных. Те жертвы, та кровь, которые были вызваны вмешательством в русскую жизнь идей европейского безбожия, вызвали к жизни русское православное сопротивление». Нам всем надо вступит в отряды этого сопротивления. И воевать не со злобой, а с радостью. Ведь сказано: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь » (1 Фес. 5:16). Эти слова из Первого Послания Апостола Павла к Фессалоникийцам любил повторять Патриарх Тихон (Беллавина), переживший с Россией самые страшные ее дни и годы, отдавший за нее жизнь, унизившийся перед богоборческой властью и простивший своих гонителей. Он говорил: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
Мы должны и можем проникнуться «христианским чувством истории». Справедливы слова известного современного философа А.С. Панарина: «Человеческие попытки заполучить запланированную историю, развивающуюся в заранее заданном направлении, тщетны в принципе, ибо человеческая история слишком серьёзное дело, чтобы принадлежать человеку, - она принадлежит Богу. Если бы она безраздельно попала в руки человеческие, она давно бы уже закончилась».
Но история не закончилась. И не закончится, пока
...в наших обителях плачут иконы,
А значит, жива еще вера у нас.
Душе круговую держать оборону!
И мы победим, как бывало не раз.
Валентина Валентиновна Ефимовская, член Союза писателей России, заместитель главного редактора журнала «Родная Ладога»
2. Re: Что есть русская идея и что значит быть русским?
1. Re: Что есть русская идея и что значит быть русским?