В течение последних десятилетий стремительного развития науки и новых технологий мы наблюдаем невиданные ранее явления, которые у православного человека вызывают некие более чем обоснованные сомнения. Многие «плоды просвещения» выглядят весьма ядовитыми. Остановлюсь на одном из них: т. н. экстракорпоральном оплодотворении.
Искусственное оплодотворение все стремительнее входит в жизнь наших граждан. Одни убивают своих детей в зачатии, используя самые изощренные современные технологии, другие, не имея возможности родить ребенка, прибегают к экстракорпоральному оплодотворению. Непреодолимое желание иметь родных детей, продолжателей своего рода, оставить после себя свое потомство, способствовать росту вымирающего русского народ а — таких людей легко понять. Ведь иметь своего ребенка, а то двух-трех — это большое счастье!
Но, как говорится, зачастую «дорога в ад вымощена благими намерениями». Большинство православных священников выступают категорически против искусственного оплодотворения. Почему же?
Первое, для получения отцовского семени зачастую приходится прибегать к известным развратным действиям, которые стыдливо именуются «мастурбацией», но получили заслуженное название греха «малакии», или рукоблудия. Как известно, за подобный грех Бог умертвил праотца Онана (отсюда и другое название этого греха — онанизм). Способ экстракорпорального оплодотворения по своим духовным характеристикам слишком отличается от благословленного Церковью плотского союза мужчины и женщины, чтобы быть допустимым для православной совести...
Второе: В меньшинстве случаев оплодотворенная яйцеклетка внедряется в тело самой матери, собственницы яйцеклетки. Однако, в результате экстракорпорального оплодотворения в большинстве случаев создается своеобразный «любовный» треугольник — муж, жена и суррогатная мать. Муж, пусть и косвенно, вступает в плотской союз с другой, совершенно незнакомой для него женщиной. Тем самым он совершает грех прелюбодеяния, а, учитывая то, что все происходит официально, он становится многоженцем, что является несомненным грехом с точки зрения православной этики.
В третьих, в современной медицинской практике ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) связано... с детоубийством. Поясню. В процесс включается «его величество финансовый фактор», проще говоря — коммерция. Операция по созданию зародыша человека становится дорогостоящей, а следовательно требуются гарантии ее результата. Вполне было бы возможно взять одну-две яйцеклетки для совокупления с мужской, но вдруг не получится их воссоединения? При неудаче эксперимент, конечно, можно повторить, но это связано с новыми затратами, с недовольством клиентов-заказчиков, то есть будущих родителей. Тогда решили брать по 5-10 яйцеклеток: уж при таком количестве вероятность оплодотворения увеличивается в разы. Но тут возникает вполне предвиденная ситуация: сплошь и рядом появляются 5-6 зародышей, а это уже не просто зиготы, но будущие человеческие организмы, одухотворенные существа, требующие продление своей жизни. Ведь с точки зрения Церкви, жизнь человек начинается с момента его зачатия. Однако медики-предприниматели решили, что 5-6 зародышей - слишком много для одной матери, да и плоды могут оказаться неполноценными. Вдруг чего-то им не достанется от носительницы такого «коллектива». И потом, клиенты заказывали одного ребенка, а тут может родится трое, или даже пятеро.. Вот и приходит привычное решение: часть зародышей, т.е. будущих детей уничтожить! На фоне финансовой ответственности перед будущими родителями, из-за алчности медицинских предпринимателей, по законам коммерции и современного бизнеса,совершается великий грех — убийства не родившихся младенцев, имеющих человеческую душу. Делается, по сути, тот же аборт, что нашей Православной Церковью осуждается как смертный грех.
К сожалению, манипуляторы общественным сознанием делают все для того, чтобы грех не ощущался грехом. Достаточно вчитаться в слова-обманки: репродуктивная технология. Кому в голову пришло зарождение организма, появление на свет Божий Человека назвать продуктом, все равно как картошкой или репой, или продукцией, все равно как гайкой или винтиком, получающимся в результате передовой технологии?
И, к сожалению, некоторые православные временами участвуют в этих подменах смыслов. В одной из телевизионных передач «Беседа со священником» (канал Спас) было высказано мнение, что такой путь рождения человека Бог допускает как ураган, наводнение, пожары и т. д. Это утверждение выглядит весьма странным, если не сказать более, ибо все эти стихийные бедствия происходят по Промыслу Божию и не зависят от воли человеческой. Как говорит
Пушкин в Медном Всаднике:
С Божией стихией
Царям не совладать.
Все эти явления происходят с неживой и бессознательной стихией и не имеют ничего общего с искусственным оплодотворением, которое происходит по «собственному» желанию родителей и людей, осуществляющих эту чисто человеческую технологию. Человек наделен Господом свободной волей и имеет право выбора между добром и злом и должен нести ответственность за своеволие, противоречащее Божественному Промыслу. К тому же странным выглядит сравнение Божией стихии с кровавой деятельностью жуликоватых бизнесменов от медицины, которое должно нас убедить в неизбежности ЭКО. Никакой неизбежности в ней нет: было время, когда этой извращенной технологии не было, и настанет время, когда общество образумится и откажется от нее.
Четвертая причина, по которой Церковь не одобряет ЭКО — тот хаос, который неизбежно создается в результате данной технологии. Ребенок не знает, кто его настоящая мать — та ли, которая дала яйцеклетку для зачатия, или та, которая его выносила? Представление о том, что т. н. суррогатная мать является чем-то вроде рюкзака, или сумки для чужого ребенка является глубоко ошибочным, ибо девять месяцев этот ребенок живет с вынашивающей его матерью одной жизнью, питается ее кровью, воспринимает ее чувства и приобщается к ее духовному миру. И тогда возникает вопрос — а чье он чадо, и кто он?
Как поет В.Высоцкий:
Так кто есть кто, так кто был кем
Мы никогда не знаем
С ума сошли генетики от ген и хромосом».
Однако умножение хаоса связано и с самым вторжением человека в тайны богозданного мира. С древних времен люди стремились разгадать тайну мироздания, открыть ту неделимую частицу, из которой состоит Вселенная. Вначале открыли молекулу, которую М.В.Ломоносов называл корпускулой, и чьей бесконечности он искренне поражался:
«Несведом твари нам конец.
Скажите, сколь велик Творец?»
Позже был открыт атом, считавшийся неделимым. Однако, скоро обнаружилось, что он делим и электрон — одна из малейших частиц атома, так же бесконечен, как и вся Вселенная. Отметим, что расщепление атома принесло не только известное благо, но гораздо больше зла. Это и атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, унесшая в общей сложности жизни более миллиона человек, и лишь часть их погибла сразу, а большинство — после многолетних страданий, это и катастрофа Чернобыля, лишившая жизни и здоровья сотни тысяч наших соотечественников, а в наши дни и авария на АЭС Фукусимы, явившаяся подлинной трагедией для Японии. Здесь речь идет о единице неживой природы, так что же говорить о клетке зарождающегося человека! Яйцеклетка — это целый мир, включающий в себя генетическую память предыдущих поколений, программу этого рода, с его талантами, пороками и первородным грехом, определяет настоящее зародившейся жизни и будущее ее поколений.
И возникает вопрос: имеем ли мы право в этот удивительный, сложный и тонко настроенный мир влезать в грязных сапогах, с нашей корыстью и амбициями? Не будут ли последствия гораздо более страшными, чем в результате расщепления атома? Вспоминается умный, иронический и провидческий рассказ М.А.Булгакова «Собачье сердце», герой которого профессор Преображенский в результате пересадки гипофиза из милого пса создал.. пьяницу, дебошира, блудника и доносчика Шарикова. Сам он в запоздалом раскаянии восклицает: «Вот что получается, когда, вместо того, чтобы идти бок о бок с природой, ты забегаешь вперед и пытаешься поднять покровы. Получай тогда своего Шарикова и жуй его с маслом». Впрочем, Шариков это еще не самое страшное. Стоит вспомнить другой рассказ Булгакова «Роковые яйца», о том как луч жизни, изобретенный профессором Персиковым, создал... динозавров, пошедших походом на
Москву. Фантастика, скажете вы? Как знать, как знать. В мировой прессе время от времени встречаются сообщения о попытках, к счастью неудачных, клонировать человека, об экспериментах по созданию биороботов, по выведению новой породы людей. Не дай Бог, если в результате подобных экспериментов будут выведены чудовища, по сравнению с которыми мифические кентавры и сатиры покажутся образцами человечности. Временами эта сфера становится пространством для самых настоящих афер: в одной из телепередач было заявлено о изобретении лекарства для … вечной жизни человека на земле. Оппонент с иронией отметил: как же мы тогда поместимся на одном земном шаре?
К сожалению, современный человек, «фаустовский человек» (по выражению Шпенглера) склонен к научному (или псевдонаучному) насилию над естеством. В свое время в нашей стране классическая генетика Менделя, Вейсмана, Моргана объявлялась лженаукой, мракобесием, а генетиков иногда называли врагами народа и подвергали репрессиям. Можно вспомнить судьбу знаменитых Н.И.Вавилова, Тимофеева-Ресовского и других. Я хорошо помню ассистента кафедры биологии Первого
Ленинградского Медицинского Института им. И.П.Павлова — глубоко верующего христианина, доцента С.С.Скворцов, которого шельмовали как «морганиста» и только лояльное отношение администрации спасло его от репрессий. Помню сына священника, С.А.Кибардина, которого лишили научного звания и степени кандидата наук: его исследования в области химии белков и роли в формировании наследственности были подвергнуты резкой и несправедливой критике.
Возникает вопрос: в чем причина подобных неправедных и неразумных гонений? Ответ прост: «менделисты» и «морганисты» мешали волюнтаристам, типа Лысенко и Лепешинской, которые провозглашали возможность рождения организмов из неорганических веществ, примат влияния среды на организмы и, наконец, возможность выведения совершенно новых видов за короткое время из старых, например — пшеницы из гороха. Как проповедовали вожди этого направления «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их от нее — наша задача». Понятно, что подобные эксперименты кончились позорным провалом. Данте Алигьери определил бы этих экспериментаторов в восьмой круг своего «Ада», в ров «насильников над естеством».
Однако зададимся вопросом, а не происходит ли нечто подобное сейчас, только на другом уровне? Правда в дело вступают отнюдь не лжеученые и не сиволапые пропагандисты. Действуют в высшей степени компетентные ученые, вооруженные новейшими технологиями. Генная инженерия дошла до таких высот, что стало возможным отслеживать изъяны носителей наследственности, соединять клетки -мужскую и женскую in vitro, выращивать зиготу в искусственных условиях, руководить развитием будущего живого организма. Однако, оглядимся вокруг: увеличивается ли народонаселение России, да и развитых европейских стран? Мы приходим к ответу отрицательному. Всплывает и другой вопрос: стало ли население нашей страны более здоровым, особенно подрастающее поколение? Приходится ответить отрицательно и на него. К нему более подходят строки А.Блока:
«Века, века вас будет проклинать
Больное, позднее потомство...»
В течение последних пятидесяти лет мне не довелось увидеть ни одного абсолютно здорового ребенка.
И, наконец, возникает третий вопрос: есть ли возможность использовать новейшие генетические технологии и знания во вред людям? Действительность подсказывает ответ положительный. Есть серьезная вероятность того, что вирус СПИДа был искусственно выведен в восьмидесятые годы прошлого века в американских лабораториях. Генетическое оружие — вовсе не пустой звук и не страшилка. Это — печальная реальность нашего времени.
И, наконец, пятая причина, почему Православная Церковь не принимает ЭКО — скрытое богопротивление родителей. Они пытаются внешними, материальными средствами решить духовную проблему своей бездетности. Прежде, чем бежать к врачам им стоило бы задуматься, а почему Бог не дает им чад? Причины могут быть разными. Первая — в промысле Бога о конкретных супружеских парах может содержатся отсутствие детей. Я знаю одну замечательную бездетную пару в Швейцарии. Муж — иконовед, сейчас священник. Супруга — иконописица. У них не было детей, несмотря на молитвы и паломничества, и достойную христианскую жизнь. Свою скорбь они как-то высказали старцу Софронию Сахарову, своему духовному отцу. Он их утешил: «Не скорбите. Если бы у вас были дети, вы бы не успели совершить всего того, что должны были совершить».
Вторая — отсутствие детей является призывом к христианской жизни. Мне известен ряд супружеских пар, у которых рождались дети после усиленной молитвы, паломничеств к святыням, изменения образа их бытия. У одного моего знакомого священника более десяти лет брака не рождались дети. Он с матушкой уже надумал брать приемного ребенка и обратился за благословением к о. Василию Ермакову. Тот резко ответил ему: «Не надо. Свои будут». И точно, после усиленных молитв у этого батюшки родилось трое детей.
Из Священного Писания и истории Церкви мы видим единственный подлинный путь стяжания своих детей бездетными родителями — это праведная жизнь и молитва. Так родились пророк Самуил, Иоанн Предтеча и, наконец Пречистая Дева Мария. Все они были чадами молитвы и веры. А современный человек путем нечистых манипуляций и новомодных технологий пытается обмануть Бога. Только какова цена этого обмана? Церковное предание говорит, что Антихрист родится в результате непотребного способа зачатия и неестественного способа рождения. Более чем не исключено, что это — экстракорпоральное оплодотворение. Соответственно, мать, которая прибегает к ЭКО, рискует выступить в позорной и страшной роли матери антихриста.
Галина Георгиевна Руденкова, врач, ветеран труда
3. Ответ на 2., рудовский:
2. Re: ЭКО - благо или грех?
1. Re: ЭКО - благо или грех?