9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект «Владыка Иоанн: каким он был...». В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку.
Сегодня своими воспоминаниями о Владыке делится в интервью «Русской народной линии» клирик Михаило-Архангельского храма г. Белебея Нефтекамской епархии Уфимской митрополии протоиерей Алексий Яковчук:
В первый раз я узнал о митрополите из газеты «Омское время». Это была патриотическая газета, которую, в основном, поддерживали коммунисты, люди старшего поколения. Шел 1993 год, год во многом переломный для России. И газета «Омское время» начала публиковать статьи митрополита Санкт-Петербургского Иоанна, само направление которых заставляло задуматься о судьбах страны, о том, какое страшное время переживает наше Отечество. Все они были объединены общим названием - «Битва за Россию». И каждая статья звучала как набат: «Быть русским», «Чтущий да разумеет...», «Плач по Руси великой», «Молю вас - одумайтесь!»
В это же время шла война в Югославии, и я решил написать статью в защиту сербов, наших братьев. Пришел в редакцию. В небольшом кабинете меня встретил Александр Беляев, который работал преподавателем в нашем госуниверситете на кафедре «Государство и право». В свободное время он сотрудничал в газете «Омское время». Беляев посоветовал мне ещё поработать над статьёй и прочитать дневники Ф.М.Достоевского. Я доработал статью, и вскоре под названием «Русские не продадут сербов» она была опубликована в «Омском времени».
Прошло несколько месяцев с этой публикации, и вот у меня дома раздался звонок: «Вы в нашей газете публиковали статью. Хотим пригласить вас на встречу: мы собираем всех молодых авторов для создания молодежной редакции».
Стоял чудный майский вечер. В небольшом уютном двухэтажном домике в дружеской обстановке собрались молодые авторы разных взглядов и направлений. Здесь были монархисты, кадеты, русские немцы и многие другие. Среди старших товарищей были писатели и члены редакции «Омское время». Обсуждали разные темы, вопрос коснулся православия. Некоторым тогда казалась позиция Московского Патриархата не очень патриотичной. Обвиняли Церковь в том, что она не защищает свой народ в столь сложное время. Слово взял сын академика Горынина, который тогда перешел в зарубежную Церковь. Он начал критиковать Русский Патриархат в том, что большинство духовенства было утверждено большевиками, а это, согласно канонам, делает Церковь безблагодатной. И тогда прозвучал вопрос: «А как же тогда митрополит Иоанн? Почитайте его статьи, проповеди. Ведь он настоящий пастырь, старец, который стоит во главе крупнейшей епархии. И он был воспитан другим известным подвижником - митрополитом Мануилом...»
Наступила тишина. И больше ни у кого не было сомнений, куда двигаться дальше, с кем идти.
Вот таким было мое первое знакомство с митрополитом Иоанном. К сожалению, мне не удалось увидеть Владыку Иоанна при жизни, но я читал его книги, проповеди, он был незримым путеводителем во все последующие годы мои жизни. В 1994-1995 году, живя в Тобольске, я написал Владыке Иоанну письмо, прося духовной поддержки и вразумления. И вскоре пришел его ответ. Это стало для меня маленьким чудом, лучом света в мире равнодушия и зла. Позже я узнал, что в это время (февраль - март 1995 года) митрополит Иоанн был болен, лежал в больнице. И, несмотря на это, он нашел время и силы написать мне письмо. Владыка подписал это письмо «...Ваш Богомолец». Тогда я не придал особого значения этим словам. Но в ноябре того же года Митрополита Иоанна не стало.
В моей жизни было много ошибок, иногда я сбивался с верного пути, но та первая встреча с Владыкой Иоанном, его письмо, его молитвы в самые трудные минуты жизни помогали преодолеть все трудности и укрепляли в искушениях на тернистом жизненном пути.