Митрополит Алма-Атинский Николай

Часть 1. Путь исповедника

0
760
Время на чтение 14 минут

Святитель Николай Алма-Атинский (Могилевский) родился в день Светлого праздника Пасхи в семье псаломщика Никифора и супруги его Марии. Во святом крещении мальчик наречен был Феодосием. Отец будущего святителя очень любил церковное пение. Эту любовь и любовь к Богу он прививал с детства и своим детям. Отец учил их жить, следуя словам псалмопевца Давида: «Пою Богу моему, дондеже есмь». Конечно, юности свойственна беззаботность, стремление к развлечениям. И Феодосию часто доставалось от отца, который наказывал его за его проказы. Но спустя годы митрополит Николай с благодарностью вспоминал строгость отца. Отец всегда требовал от детей, чтобы они выполняли порученную им работу, не принимал никаких отговорок. Работать детям приходилось и дома, и в поле, и в огороде. Родитель их растил детей по принципу: «Делу-время, потехе-час». И это очень пригодилось им в жизни. Отец будущего святителя дослужился до звания протоиерея и дожил до того дня, когда сын его стал епископом.

Мама Владыки Николая, в отличие от отца, была сама любовь. Она никогда не кричала на детей, а если кто-то из ее ребят напроказничает, то мама только посмотрит как-то жалобно, что сразу стыдно становилось детям, и не хотелось больше никогда огорчать ее. Одно ее утешительное слово было для детей выше любой награды.

Большое значение в воспитании будущего Святителя сыграли его бабушка и дедушка. Бабушка Пелагея долгими зимними вечерами рассказывала детям о святых угодниках Божиих. Жития она излагала точно, но повествование свое вела на живом родном языке. Также бабушка воспитывала в детях честность, трудолюбие, живую веру в Господа нашего Иисуса Христа. Часто вспоминал Святитель и своего дедушку, который тоже был священником и никогда не стремился уйти на более выгодное место.

Жизнь будущего Святителя текла размеренно, в труде и молитве. Счастливое было у него детство. В малороссийской глубинке, на земле многогстрадальной ныне Украины.

Но пришло время учиться. В 10 лет Феодосий поступил в Екатеринославское духовное училище, а через 6 лет-в семинарию. И здесь его жизнь была спокойной, наполненной молитвой.

После окончания семинарии будущий Святитель не сразу принял монашество. Чтобы лучше понять, что хочет его душа, он поступил учителем во второклассную школу. Детей он любил, и школьные дела пошли хорошо. С учениками ездил в ночное, на рыбную ловлю. Вспоминал рассказы своей бабушки-рассказывал ребятам о святых угодниках Божиих. Селяне тоже оценили заботу молодого учителя о детях, но его сердце влекло монашество. После молитвы о вразумлении Феодосий выбрал Нилову пустынь. Но игумен Ниловой пустыни не сразу принял нового послушника. Настоятель разрешил молодому человеку побыть в обители, помолиться, а затем-если не пропадет желание-приезжать через год. Год пролетел быстро. Трогательным было расставание с учениками и их родителями-в сердце было глубокое чувство благодарности к провожавшему его народу.

В Нилову пустынь будущий Святитель прибыл в 1903 году. Как новоначальный послушник, Феодосий нес различные послушания: носил воду, рубил дрова, пек хлеб. Сердце его умилялось от красоты окружавшей его природы: живописное озеро Селигер со множеством островков, тишина и уединенность этих мест-все это наполняло душу чувством благодарности Творцу.

В декабре 1904 года исполнилась заветная мечта Феодосия-в канун праздника Святителя Николая над ним был совершен монашеский постриг и он был наречен Николаем. 27 мая 1905 года монах Николай был рукоположен в сан дьякона, а 9 октября в Твери была совершена его хиротония во иеромонаха. Из монастыря он уходить никуда не собирался. Но наместник монастыря благословил его продолжить учебу, и иеромонах Николай поступил в Московскую Духовную Академию и закончил ее со степенью кандидата богословия. А дальше по послушанию стал инспектором в Полтавской духовной семинарии, потом-в Черниговской. Был возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Княже-Владимирского монастыря в Иркутске. Затем вернулся на родную Украину на должность ректора Черниговской семинарии.

Время было предреволюционное, семинаристы нередко дерзко вели себя с преподавателями, читали запрещенную литературу, участвовали в революционных выступлениях. Архимандриту Николаю часто приходилось сталкиваться с нарушениями порядка, с неуважительным и дерзким отношением. Семинаристы ели сало в пост, играли в карты. Нобудущий святитель все побеждал своей любовью, кротостью, молитвой. Семинаристы видели все это и к своему ректору относились с уважением и любовью.

Но вот грянула революция. Большевики соединили борьбу за власть с борьбой против Церкви. А на Украине происходили события, во многом похожие на сегодняшние. Центральная Рада объявила о независимости Украины, стали раздаваться голоса об украинской автокефалии. В 1918 году в Киеве прошел Всеукраинский Собор. Рассказывая об этом непростом периоде своей жизни, Владыка Николай любил рассказывать, как чудесным образом был спасен от верной смерти молитвами св. великомученицы Варвары. На Киев наступали красные, всюду рвались снаряды. Отец Николай служил молебен перед мощами великомученицы в Златоверхо-Михайловском храме. Во время молебна в храм попал шестидюймовый снаряд, разрушивший главный купол храма. Но будущий Владыко и его богомольцы были спасены молитвами св.великомученицы Варвары.

23 ноября 1918 года на осенней сессии Собора было принято решение быть архимандриту Николаю епископом Стародубским. Уже был назначен день хиротонии- 4/17 декабря в день празднования св великомученицы Варвары. Хиротония должна была пройти все в том же Михайловском монастыре. Но хиротония не состоялась,будущий Владыка заболел сыпным тифом. Тогда о.Николай прибег к покаянию, составил генеральную исповедь и перед духовником-схимником исповедал все, в чем его осуждала его совесть. 20 октября 1919 года в родном для святителя городе Чернигове у мощей Святителя Феодосия состоялась архиерейская хиротония Владыки Николая. Большинство архиереев к этому времени уже уехало за границу. Так Господь промыслительно устроил, что Владыка Николай остался на своей Родине и пошел путем исповедничества.

Вскоре Церковь постигло новое испытание-обновленческий раскол. 6 августа 1923 года Владыка Николай получил новое назначение. Он стал епископом Каширским, викарием Тульской епархии. С 19 декабря 1923 года-он уже правящий архиерей всей Тульской епархии. Епископ Николай занимал непримиримую позицию по отношению к обновленцам. Владыка обличал их с церковной кафедры, показывал людям гибельность обновленческого пути.

30 марта (12 апреля) 1925 года Владыка Николай стал свидетелем и участником торжественного погребения в Донском монастыре Святителя-исповедника Патриарха Тихона , которого очень любил и почитал. Народу собралось очень много. Все боялись, что может начаться давка и это приведет к катастрофе. Но верующие вели себя очень дисциплинированно. А на крыше патриарших покоев стояли архиереи и благословляли приходящий народ. Среди этих архиереев был и Владыка Николай. После похорон Святейшего Тихона владыка Николай вернулся в Тулу к своей пастве. Большинство храмов города было захвачено обновленцами, но архиепископ Николай продолжил борьбу за православие с маленькой своей паствой.

3 мая 1925 года последовал арест Владыки. Два года он провел в заключении. Освободившись, Владыка Николай принял назначение на Орловскую кафедру. Вскоре последовал новый арест. Владыку обвинили в том, что он является одним из руководителей контрреволюционной организации, выступавшей против строительства колхозов, а также в создании подпольных монастырей.

Когда читаешь протоколы допросов, поражает прямота и честность Владыки. Он искренно отвечал на вопросы следователя, объяснял, что он помогал страдающим за веру. Когда же его спрашивали про колхозы, то он отвечал, что этот вопрос не связан с религией. Но если его ответ не удовлетворял верующих, то он говорил, что в колхозы не следует вступать как в безбожную организацию.

Владыка был отправлен в Воронеж и попал к хорошему следователю, который пытался ему помочь. Следователь не бил Владыку на допросах, не издевался, подробно расспрашивал о его прошлой жизни во время гражданской войны, как будто хотел чтобы святитель что то вспомнил.

И Владыка вспомнил. Это было в 1920 году в Чернигове, где он остался за правящего архиерея. Это было время, когда белых сменяли красные, красных жовто-блакитные. Когда город заняли белые войска, Владыка делал все возможное, чтобы прекратить еврейские погромы. И вот однажды к нему в келию постучался большевистский комиссар и попросил у Владыки помощи. Он не смог уйти с красными, а теперь его обнаружили, и комиссара ждала неминуемая смерть. Владыка накормил комиссара и дал ему убежище. Три дня этот большевик находился под кровом святителя, они много беседовали между собой о религии. На третий день, сопровождаемый монахиней, комиссар смог переправиться к своим. Он обещал Владыке отплатить добром за добро. И вот теперь следователь-спасенный Владыкой комиссар, делал все, чтобы спасти своего защитника. Три месяца ушло на проверки. Наконец, следователь объявил Владыке, что все, рассказанное им, подтвердилось. Комиссар собственноручно написал показания. Казалось, что теперь архиепископа Николая должны освободить. Но Владыка получил пять лет. Вместо десяти. Почему святитель не был полностью оправдан? Следователь сказал, что архиепископ Николай слишком популярен в народе, поэтому его нужно на время изолировать, чтобы о нем забыли. Вот так в человеке (например, в следователе) доброе может сочетаться со злым. И Владыка Николай всю жизнь молился за этого человека, веря в силу и победу добра.

Оценка, данная его деятельности, вдохновила архипастыря, и теперь уже никакой срок не страшил его. Через 4 месяца Владыку отправили в Мордовию, в город Темников, потом в Чувашию и, наконец, в Саров.

В 1941 году Владыка Николай Был возведен в сан архиепископа. Весть о начале войны застала Владыку, когда он совершал Божественную литургию . Что мог сказать святитель своей пастве? Только повторить слова святого Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Начало Великой Отечественной войны совпало с воскресным днем и с днем памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. У архиепископа Николая не было сомнений, что война допущена по грехам нашим, но, в то же время, он верил, что святые земли Российской не оставят свое многострадальное Отечество. Владыка Николай готов был вести патриотическую борьбу, призывать свою паству на святое дело-защиту Отечества. Но Господь судил иначе-Архиепископа Николая арестовали 27 июня 1941 года, и обвинили в антисовтской агитации. И опять Украина. Святителя обвинили в том, что он говорил архиереям из присоединенных областей Украины правду о положении Церкви в Советской России. Он говорил, что их ждут скорби и спытания. И этого было достаточно для нового приговора. Как опрасный элемент, Владыка был сослан в Казахскую ССР сроком на пять лет. Владыка ехал в вольную ссылку, но в арестантском вагоне. Ему шел уже 65 год. Святитель оказался на вокзале без средств к существованию. Он не стал никого просить о помощи, не стал говорить, что он-епископ, а положился на волю Божию. Впоследствии Владыка говорил о том, как важно нести свой крест без ропота, не нужно полагаться на свою волю, и только в таком случае Бог не оставляет.

Почему нам так невыносим крест наш, почему он кажется нам таким тяжелым? Потому что мы противимся Божьему промыслу, постоянно изыскивая себе облегчение. «Идти наперекор воле Божией-недостойно христианина» говорил святитель.

До глубокой осени 1942 года Владыка вел нищенское существование, силы его были на исходе. И вот наступил тот момент, когда святитель потерял сознание. Так архипатырь оказался в больнице. Поправлялся Владыка медленно. Его истерзанное тело нуждалось в отдыхе. А как только он начал набираться сил, то сразу начал помогать другим. Кому воды подаст, кому судно, кого утешит. Все в больнице его полюбили, звали «дедушка». Только дедушке этому после больницы идти было некуда. Врачу было жалко больного старика, и он держал его в больнице, сколько мог. Но шла война, и каждое место в больнице было на учете. И настал день, когда пришлось выписывать «дедушку» из больницы. Но тут случилось чудо-за «дедушкой» приехали. И кто? Татарин, который его полуживого подобрал, привез в больницу, а потом постоянно приносил страдальцу передачи. Почему этот человек так поступил? Когда татарин привез Владыку из больницы, святитель спросил его об этом. А татарин и говорит: «Мне так сказал Бог, что я должен помогать спасти твою жизнь». Наступили для архиепископа Николая спокойные дни. Вскоре нашла его духовная дочь Вкра Афанасьевна, а потом и другие верующие узнали о святителе и стали ему помогать.

Произошли изменения и в церковной жизни. Победы под Сталинградом и на курской дуге внесли коренной перелом в ход войны. Изменилось отношение к Церкви. Церковь получила возможность открывать храмы. Состоялся Архиерейский Собор, на котором был избран Патриарх.

19 мая 1945 года Владыка был освобожден досрочно, а вскоре был назначен на Алма-Атинскую кафедру. Архиепископ Николай был полон сил. Прошлая жизнь с ее испытаниями, тюрьмами, ссылками приучила его к терпению и упованию на Бога. Теперь он чувствовал в себе силы откликнуться на призыв Господа и послужить на новом месте со своей новой паствой в столице Казахстана, городе Алма-Ате, городе зелени и фруктов. Смущало и мучило Владыку только одно слово-«столица». Ведь сердце святителя стремилось к уединению и молитве. Но такова была воля Божия. Он нужен был здесь.

Отличительной чертой Владыки Николая была его евангельская простота. Он с одинаковой простотой и радушием принимал архиереев, священников и обычных мирян. Накормит обедом, напоит чаем, и все без каких-то церемоний. Владыка не любил роскоши, довольствовался малым. Митрополит Николай самозабвенно любил Богослужение. Он глубоко проникал в дух Церкви, чувствовал реальную связь со святыми. Очень сильно Владыка почитал преподобных(особенно свв. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Нила Сорского). В дни их памяти он всегда служил в иерейском облачении по священническому чину. Владыка Николай говорил: они в обычных облачениях служили, а какой святости достигли, нам бы хоть кусочек их благодати и дерзновения.

Особое отношение у Алма-Атинского архиерея было к исповеди. Он требовал тщательного исповедания, строгого отношения к себе, без утайки, без двоедушия и лукавства. Если человека постигала тяжелая болезнь, митрополит Николай прежде всего советовал прибегать к исповеди. Как можно строже исповедоваться, причаститься, а потом уже можно приступать к лечению болезни. Владыка сам часто исповедовал, особенно новокрещенных. Такого же отношения к исповеди он требовал и от вверенного ему духовенства. Он считал, что исповедь-это воспитание христианина. И вверенные ему священники не читали разрешительную молитву тем, кто отказывался называть свои грехи.

Очень любил Владыка Николай свою паству. На службе всем старался дать благословение. А когда по болезни уже не мог стоять, благословлял и сидя в кресле, до последнего человека.

Город Алма-Ата, в прошлом город Верный, находился в сейсмоопасной зоне. Особенно опасны были селевые потоки, которые смывали все на своем пути. Но у верующих сложилось твердое убеждение, что, пока Владыка жив и молится за народ, городу ничего не угрожает, даже если бы люди достойны были по своим грехам наказания Божьего. Такова была сила молитвы митрополита Николая. А ведь до этого Алма-Ату (город Верный) постоянно трясло, ее даже называли городом на вулкане. А в 1911 году катастрофическое землетрясение разрушило город до основания и унесло множество человеческих жизней.

Алма-Атинская епархия была очень большой по своим географическим размерам. Но, несмотря на преклонный возраст, на немощи и болезни, Владыка Николай постоянно объезжал все города и веси, и посещал свою паству. Иногда из-за множества народа ему приходилось служить под открытым небом.

Преданность воле Божией, доверие Его промыслу-вот характерные черты святителя Николая Алма-Атинского.

Особый случай из жизни митрополита Николая-это чудесное спасение во время воздушного полета. В наше время случается такое множество авиакатастроф, что многие люди бояться летать на самолете. Хочется вспомнить пример того, насколько сильна была молитва митрополита, когда он и сам избегнул неминуемой смертельной опасности, и по его молитвам были спасены все, летевшие с ним.

Надо отметить, что Владыка, уезжая куда-либо, всегда очень сильно просил свою паству за него молиться, как будто он был не митрополит, а простой мирянин. Особенно просил молитв, когда нужно было лететь самолетом.

Шел июль 1947 года. Совсем недавно закончилась война, из которой Советский Союз вышел победителем. Владыке Николаю нужно было лететь в Москву на заседание Священного Синода. Он всегда отправлялся в путешествие в рясе, а когда стоял у трапа, благословлял всех входящих пассажиров. Можно себе представить, как относились пассажиры советского лайнера к благословляющему их святителю. Некоторые смотрели со злобой, другие старались сделать вид, что не замечают его, третьи смеялись над Владыкой, а кто-то даже съязвил: «Ну, нам лететь не страшно, с нами святой летит!» А митрополит не обращал на все это внимания, он жалел людей и благословлял их.

Но вот они в воздухе, и вдруг с самолетом что-то пошло не так. Забеспокоились летчики-один мотор отказывается работать. Беспокойство пилотов передалось пассажирам. Надвигается неминуемая катастрофа. И лишь один человек спокоен-Владыка. Слышится его тихий, но твердый голос: «Давайте помолимся! Ни одна душа не погибнет». А потом сказал: «Лишь немного в грязи выпачкаемся».

Самолет начал падать. Но, к удивлению летчиков, он падал не так, как обычно, а планировал и тихо опускался на землю. Самолет упал в заболоченном месте. Местные колхозники заметили лайнер и помогли потерпевшим выйти. Когда люди немного успокоились от пережитого страха, они стали подходить к Владыке и благодарить его. А старший пилот сказал: «Произошло чудо, отец. Простите за наши насмешки!»

Когда Владыка посетил казахстанский городок Уральск и освятил отремонтированный храм Святого Михаила Архангела, уральцы стали упрашивать своего архипастыря поучаствовать с ними в рыбной ловле в их «священной» реке Урал. Святитель благословил это дело и сам принял участие в ловле неводом. Память об этом событии запечатлел фотоснимок.

Потом была беседа с верующими. Уральцы пожаловались на страшную засуху, которая губит посевы. Владыка предложил совершить молебен. И-о чудо!-дождь хлынул как из ведра. А раскаты грома сотрясали стены Михаило-Архангельского храма г. Уральска.

1952 год. Владыка объезжает свою обширную Казахстанскую епархию. 30 дней в пути. Шутка ли: у митрополита Николая 16 областных городов, и он посетил областные и районные города за время своего служения по 3-4 раза.

Шли годы, силы оставляли Владыку. Сердце отказывалось работать, мучила одышка. Святитель просил отпустить его за штат. Но ответ Патриарха Алексия I был таков: «Архиерей-это офицер на посту, сменить которого может только смерть».

Просьбу молиться о здравии Владыки Николая разослали по всем епархиям. Господь еще поддерживал святителя, но Владыка знал, что час его близок. И он готовился: просил Господа о прощении его личных грехов и ошибок, и грехов вверенного ему духовенства и его паствы.

Август 1955 года. Здоровье Владыки ухудшилось. 31 августа над Владыкой было совершено таинство соборования. В нем приняли участие семь священников из всех городских церквей во главе с архимандритом Исаакием( Виноградовым), другом Владыки, который прославил святителя после его смерти в своих прекрасных стихах. О болезни Владыки телеграфировали во все приходы епархии, прося молитв духовенства и паствы. Владыке шел уже 79-й год.

Был во время болезни один знаменательный день-18 сентября. После принятия Святых Христовых Тайн святителю представилось, что наступила Пасха. Он требовал, чтобы все приветствовали его словами: «Христос воскресе!» и пели пасхальные стихиры. Он очень радовался, что вновь встречает Пасху со своей духовной семьей. В этот день состояние здоровья Владыки по всем показателям было как у здорового человека. Но это длилось всего несколько часов. Становилось ясно, что с одра болезни митрополиту уже не подняться.

Скорую кончину Владыка чувствовал с самого начала болезни. Он утешал своих близких, говорил, что так лучше-отрешившись от уз плоти, встречать своих духовных чад в Небесных обителях, указывая на них Богу со словами: «Вот-дети мои!» Но временами ему хотелось пожить еще хотя бы года два, чтобы лучше подготовиться к вечности.

За все время своей болезни митрополит Николай никогда не жаловался, не раздражался, любил пошутить. Врачи утверждали, что более кроткого и терпеливого пациента они не встречали. В последние три дня перед кончиной святитель уже ясно ощутил приближение смерти. Он перестал принимать пищу и лекарства. Много раз Владыка повторял с глубоким чувством: «Господи, не осуди мя по делом моим, но сотвори со мною по милости Твоей!», «Господи! Милости прошу, а не суда!»

В пятом часу дня 25 октября окружающие заметили приближение конца. Стали читать отходную, дали в руки митрополиту зажженную свечу. И при последних словах чтения канона на исход души Владыка покинул этот мир. А в храме в это время звонили ко всенощной на праздник Иверской иконы Божией Матери. «Радуйся, Благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»

Весть о кончине Владыки быстро распостранилась по всей епархии и отозвалась глубокой скорбью в сердцах его пасомых. Ко гробу митрополита Николая потекли потоки людей. Почта приносила множество телеграмм от Патриарха, архиереев, священников и мирян. Послания эти были исполнены любви к Владыке и глубокой скорби. «Примите мое глубокое соболезнование, мою скорбь по случаю кончины незабвенного и горячо любимого моего собрата митрополита Николая. Поклонитесь от меня его праху. Молюсь о нем и вам шлю благословение и любовь» (митрополит Николай(Ярушевич)). «Потрясен скорбной вестью. Пока жив-буду молиться» (архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)).

Власти запретили похоронить Владыку в нижнем Успенском храме. И, промыслом Божиим, это вылилось в грандиозный крестный ход за гробом святителя-его несли на руках 7 км до местного кладбища. Движение на улицах Алма-Аты прекратилось, так как народ шел сплошным потоком. По подсчетам сотрудников милиции, за гробом следовало 40 тысяч человек.

Что же собрало такое множество людей, что заставило их идти за гробом многострадального алмаатинского митрополита. Это его великая вера и любовь. Люди любили Владыку за то, что он сам своей жизнью воплотил главные Божьи заповеди о любви к Богу и ближнему, за его строгую к самому себе жизнь христианскую, за его доброту, простоту и милосердие.

(По материалам книги «Тихий свет лампады негасимой... Священноисповедник Николай Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский»)

Протоиерей Алексий Яковчук, клирик Михаило-Архангельского храма Нефтекамской епархии Уфимской митрополии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Алексий Яковчук
По пути святых апостолов
23 августа/5 сентября - память священномученика Иринея Лионского
04.09.2019
Два святителя
Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Часть 2
06.03.2019
В октябре 1993-го...
К 25-летию со дня расстрела Белого дома
03.10.2018
Два служения митрополита Мануила
К 50-летию блаженной кончины
09.08.2018
Все статьи Протоиерей Алексий Яковчук
Последние комментарии
Американские новые «Старые правые» о «еврейском вопросе»
Новый комментарий от Александр Волков
18.06.2024 04:12
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Vladislav
17.06.2024 22:47
Убрать мавзолей?
Новый комментарий от С. Югов
17.06.2024 22:45
Исторический контекст отрицания «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Фиалковский
17.06.2024 20:11
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от Агафон
17.06.2024 19:55
Здравый смысл
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.06.2024 18:42